Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
Латинская Америка.
I. Дожурналистский период - (1539-1810) печать колониального типа (но не сама колониальная печать).
Зарождение периодической печати в колониальных владениях происходило в различные исторические сроки. В испанских колониях в Новом Свете первые газеты появились в 18в. в британской Индии, на Цейлоне, а также в Южн. Америке и на части территории Западной Африки – на рубеже 18-19вв.
Возникновение и развитие прессы во многом определялось характером и степенью интенсивности деятельности метрополий, особенностями их колониальной политики. На эволюции печати сказывались также различия в уровне социального самосознания их коренного населения.
Процесс развития журналистики проходил медленнее, чем в метрополии, повторяли опыт Испании. Первая типография в г. Мехико в 1539 г. На становление журналистики повлияло развитие мореплавания, торговли и промышленности. Первый летучий листок Испанской Америки появился в вице-королевстве Новая Испания в 1541 г. В нем рассказывалось о землетрясении в Гватемале. На смену листкам приходят сборники новостей, а в 60-е годы 17 в. появляются печатные издания, которые так же, как и в Испании, называются «гасетами». «Гасеты» выходят нерегулярно, чаще всего ежегодно.
В Мексике - период научной журналистики: 1760-80 гг. Тогда выходили издания, которые посвящены науке, развитию техники («Лекции по математике», «Лекции по уходу за часами»). В других странах этого явления не было. Там развитие журналистики связано с созданием патриотических обществ (эти патриотические общества занимались изучением истории своих стран, литературы, ботаникой и т.д.). Почти все общества имели свои издания. Газета города Гавана «Gaseta de la Havana», «Газета города Богота». С развитием эпохи просвещения газеты стали называться «папель периодико», т.е. «бумажная» печать. Когда в газете рассказывалось об экономике , называлась «El Меркурио» (именем бога торговли). А с появлением в самом конце 18в- ежедневную газету – «Диарио», те «дневник». Название «гасета» также сохранилось в общественно- политических газетах.
Вся печать в колон. период издавалась креолами (их предки европейцы), печать религиозных миссий. Календари – вид периодич. издания. Первые газеты – в новой Испании (современная Мексика) в 1722г (Ла Газета дель Мексика). К 1810г периодические издания появляются в большинстве стран Латинской Америки. Журналистика колониального типа развивалась неравномерно. Установлена 2-ая цензура (светская и религиозная).
Колониальная пресса была представлена 3 основными группами изданий:
- издания для колонизаторов подобные издания помогали выходцам из метрополий поддерживать контакты с родной для них культурой, преодолевать ностальгические настроения. На страницах этой печати пропагандировались идеи расового превосходства европейцев. Газеты: 1722г. в Мехико ежемесячная La Gaseta de Mexico y Noticias de Nueva Espana, гватемальская La Gaseta De Goatemala (1729-31), издававшаяся в перу с 1743г. La Gaseta de Lima.
- светские издания для коренного населения по мере расширения круга грамотных людей из числа представителей коренного населения формировалась потенциальная аудитория «туземной прессы», адресованная местным жителям и призванных воспитывать их в духе покорности иностранному господству.
- религиозная (миссионерская) пресса для коренного населения выпуск периодических изданий на местных языках с целью духовной переориентации жителей колоний на ценности христианской цивилизации, распространения представлений о «богоданности» иноземного господства, совпадали с основными целями колониальной экспансии европейских метрополий.
Печать также можно разделить на основании языка, на котором она выходила в свет – английская и местная.
Первые периодические издания в Бразилии появляются достаточно поздно, 1808г. «Рио де Женейро». Наиболее развитыми и освоенными колониями были Мексика и Куба, там наиболее динамично развивалась журналистика. Позднее шло развитие журналистики и появление газет с севера на юг. Вторая газета – в 1744г. в Перу. В 18 веке еще был период, когда газеты издавались видными общественными и политическими деятелями, просветителями. Здесь влияние оказали французские энциклопедисты.
II. Период Войн за независимость (1810-1825). Период национально-освободительной журналистики. К 1925 году все гос-ва, кроме Кубы и Порто-Рико получили независимость (и Филиппины в 1889). Бурное развитие журналистики, появление официальных изданий, развитие всех типов печати. Из-за 2-ой цензуры (религиозной) газеты не смогли максимально повлиять на ход нац.- освободительной войны, однако привили интерес к корням, традициям, истории (появляется термин американец, мексиканец). Инициаторы журналистики борьбы за независимость стали священнослужители.
Журналистика латиноамериканских стран в период Освободительной войны (1810 - 1825гг)
В первые десятилетия девятнадцатого века общая картина развития периодических изданий в Латинской Америке достаточно пестрая:
Новая Испания и Перу – печать прошла длительный путь развития и стала на капиталистический путь развития (ежедневные газеты, провинциальная журналистика);
Куба, Колумбия, Эквадор – начальный этап формирования прессы.
Аргентина, Уругвай, Бразилия – основание первых типографий и газет.
Чили, Боливия, Санто-Доминго – первые издания увидели свет только в период борьбы за независимость.
Причины неравномерности развития:
Различный уровень развития колоний;
Политика метрополии, стремящаяся сдержать формирование общественной мысли, затормозить процесс развития периодической и непериодической печати, канала распространения передовых идей того времени.
Факторы, оказавшие влияние на развитие журналистики как общественного института и развитию идей освобождения:
Война за независимость в Северной Америке;
Труды американских лидеров (Джефферсон);
Революционные действия во Франции (конец 18-нач. 19 века);
С 1807-1825 - в Испанской Америке открывается около 40 типографий.
Развитию войны за независимость способствовали следующие факторы:
Формирование класса торговой буржуазии;
Проникновение идей Просвещения;
Особый вклад в борьбу за независимость внесло духовенство.
Периодическая и непериодическая печать внесла особый вклад в развитие освободительной войны, став орудием борьбы для многих политических сил.
Война за независимость положила начало новому типу журналистики. Появилось два типа изданий:
Печать сторонников независимости;
Печать реалистов, сторонников испанской монархии.
Непосредственным толчком к началу военных действий послужили события в Испании (1808 год), которые поспособствовали временной отмене цензуры и принятию конституции. 10 ноября 1810 года Кортесы Испании приняли декрет, содержащий 20 статей, касавшихся практически всех сторон издательского дела и свободы печати. Была назначена высшая хунта по цензуре при правительстве. 10 марта 1812 года в Испании принята Конституция Кадиса (политическая конституция Испанской монархии). В ней утверждалась свобода слова, печати, обозначались рамки злоупотреблений законом (религиозная тематика, мораль, оскорбление, подстрекательство). В основе большинства актов о свободе слова и печати лежала статья 11 «Декларации прав человека и гражданина» (принята учредительным собранием Франции в 1789 году).
В 1810 году начинается освободительная война в Чили (распространение «инкской почты», листков).
1811-1813 – в Лиме выходило примерно 15 новых газет, среди которых можно назвать «Эль Перуано», «Эль Сателите дель перуано». Общественный деятель Лимы Сан-Марин заложил основы патриотической печати.
12 ноября 1823 года принята политическая конституция страны («защита свободы печати»).
19 апреля 1828 года – окончательно закрепление свободы слова и печати в Перу в Политической Конституции.
В период борьбы за независимость Латинской Америки выделяется 4 типа печати:
Печать повстанцев (демократические слои);
Печать сторонников независимости второго периода (олигархия, церковная верхушка);
Печать сторонников монархии;
Зарождающаяся коммерческая или независимая печать (развивается после Конституции Кадиса).
Первая повстанческая газета Мексики основана священником Мигелем Идальго в 1810 году – «Эль Деспертадор американо». Второй видной повстанческой газетой была «Эль Илюстрадор насиональ», разъяснявшая цели и задачи войны, справедливость повстанческого движения. Повстанческая печать первого периода освободительного движения в Новой Испании насчитывала около десятка изданий, выходивших с 1810-1817 годы. Хосе Мария Кос, один из издателей газеты «Эль Илюстрадор насиональ» был одним из лучших представителей политической журналистики. 1812 году увидело свет новое издание повстанцев, газета «Эль Илюстрадор американо», в которой печатались манифесты, прокламации, материалы о победах повстанцев. Так же в 1812 году, Кос предпринял попытку издания новой газеты «Эль Семанарио патриотико американо», которая являлась информационно-аналитических изданием с материалами на общественно-политическую тематику.
С 1813 года – спад освободительного движения. Последнее издание повстанцев первого периода войны – «Эль Болетин де ла дивисьон ауксильяр де ла Република Мехикана» (1817 г). Оппозицию в этот период составляли монархические издания: «Испанец», «Эль Феникс», «Эль Диарио».
Второй этап освободительной борьбы начинается с 20-х годов 19 века. В борьбу вступают новые силы: крупные торговцы, представители высшего духовенства. Среди передовых изданий этого периода следует отметить: «Эль Эхерсито империаль мехикано де лас трес гарантиас» - 1821 год и «Эль Диарио политико милитар мехикано».
28 сентября 1821 года Мексика получает независимость.
Возникновение и развитие периодической печати на территории Венесуэлы связано с освободительным движением. 1808 год – выпуск первой газеты «Гасета де Каракас». Видным государственным деятелем, дипломатом, публицистом, издателем, одним из основателей освободительной революционной печати был Симон Боливар, выпускавший газету «Эль Коррео дель Ориноко» (1818), в которой печатались декреты, акты, сводки новостей, внешняя и внутренняя информация. Газета стала официальным органом законодательной власти.
В 1821 году Нац. Конгресс Колумбии принял закон о свободе печати, который тоже был опубликован в «Ориноко».
В остальных странах Южной Америки периодические издания появляются в первые десятилетия 19 века.
Первая газета Чили – «Ла Аурора де Чили» (1812 год), со страниц которой распространялись идеи свободы и независимости (издатель – Камило Энрикес).
20 – годы – период становления чилийской журналистики. В 1827 голу выходит 20 газет и журналов.
Периодические издания Чили, первой трети 19 века, выполняли роль политических центров самых различных идеологических течений.
1827 год – Викунья основал газету «Эль Меркурио», отстаивавшей интересы торговой буржуазии.
Становление и развитие периодической печати в центрально-американских странах приходится на 20-30 годы 19 века. На второе десятилетие 19 века приходятся повстанческие выступления в Сальвадоре и Гватемале (рукописные газеты) и в ряде других стран.
В результате освободительной войны и последующих за ней событий с 1811-44 на территории Испанской Америки сформировалось порядка 16 государств. В этой связи печать стала платформой для образования и развития будущих политических партий и движений, впоследствии формировавших облик латино -американских стран.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.