Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
Герцен - публицист, философ и беллетрист. До эмиграции печатался в “Отечественных записках”. За границей оказался в канун революции 1848 года, не увенчавшейся, к сожалению Герцена, успехом. Сперва Герцен знакомит Европу с положением дел в царской России в брошюрах “Россия”, “Русский народ и социализм”, книге на французском “О развитии революционных идей в России”. Позже печатает листовки порицающие крепостничество информирующие о законности борьбы польского народа против царизма для распространения в России. В 1855 году Герцин запускает издание периодического альманаха “Полярная звезда”. Обложка (профили пятерых казненых декабристов), название (позаимствованное у давно закрывшегося альманаха Бестужева и Рылеева), содержание (общая статья по темам философии, революции, социализма; историческая или статистическая статья о России или о мире славянском; разбор сочинения; литературная статья; письма; хроника) указывали на связь издания с декабристами. Главная идея “Полярной звезды” - борьба с царской цензурой: “Рукописи погибнут наконец – их надобно закрепить печатью” (Герцен). В первом из 7 вышедших номеров были опубликованы “Письмо Белинского к Гоголю”, запрещенные стихи Пушкина, стих Лермонтова, воспоминания декабристов, произведения самого издателя.
В 1856 г. в Лондон приезжает Огарев, чтобы принимать участие в деятельности Вольной русской типографии. Оживление Российского демократического движения из-за окончания Крымской войны становится поводом для Огарева и Герцена начать выпуск органа печати с более частотной переодичностью, чем “Полярная звезда”. “Колокол” издавался с июля 1857 года по 1-2 номерам в месяц. “Vivo voco!”, то есть “Зову живых!” провозглашал газетный эпиграф. Позднее появился второй: “Земля и воля”, выражающий главное требование “Колокола” по крестьянскому вопросу. В программе издания выдвигались три основных требования: “Освобождения слова от цензуры!”, “Освобождение крестьян от помещиков!”, “Освобождение податного сословия (т.е. крестьян) от побоев!”. В предисловии к “Колоколу” есть слова: “Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со стороны науки против изуверства, со стороны развивающихся народов против отстающих правительств”.
В конце 1850-х Герцен обращалтся со страниц газеты с открытыми письмами о необходимости отмены крепостного права к царю. Но они остались без ответа. Крестьянская реформа 1861 года “Колоколом” была раскритикована: “Народ царем обманут”; “Русская кровь льется” пишет издание. Герцен и Огарев обращаются к русскому народу и революционной молодежи с призывом к восстанию против самодержавия. “Заводите типографии!” пишут они революционерам в России. В 1863 году после польского востания В.Гюго на страницах “Колокола” публикует текст - обращенние к русским войскам, в котором пишет, что поляки “не неприятель, а пример”.
Революционная ситуация в России конца 50-х - начала 60-х годов не переросла в революцию. В связи с этим “Колокол” стал выходить реже и в 1867 г. перестал издаваться вовсе. Но для журналистики “Колокол” возможно сделал больше, чем для революции. Именно в этой газете появился прообраз передовой статьи и оригинальные рубрики: “Под суд”, “Правда ли?”, “Под спудом”. Герцен сделал ярким отдел мелкой критической корреспонденции “Смесь”, успешно работал в жанре памфлета, мастерски вел комментирование сообщений из России. Издания Вольной типографии были ориентированы на российского читателя, провозились в Россию контрабандой и распространялись тайно.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.