IV. Период (1919-1945)
По окончанию Первой Мировой Войны ГАВАС теряет свое влияние и на его место приходят американские инф. агентства. Происходит концентрация и монополизация, укрепление влияния буржуазных СМИ. Развитие «Большой печати»: по 4-8 изданий в каждой стране.
30-е – создание бразильского концерна «Глобал», ставшего монополией.
Развитие радиовещания, однако в это период еще нет национ. информ. агентств.
Культурное проникновение Англии и США – как результат многочисленные выступления.
1919 – коммунистические партии и печать. Компартия Аргентины, 1918г газета «Ле Интернациональ»
20-30е годы – кризис коммунистической печати.
1933 – приход Гитлера к власти, распростр. теории фашизма.
1935г – создаются прокоммунистич. издания (против фашизма)
США создает 2 радиостанции на террит Л,А.
1930г – СССР начин вещание на Лат Амер на исп. языке.
1936 – 1938 – Гражданская война. Народный фронт в Чили – 1938г газеты всех политических партий, упадок левой печати.
Вторая М.В. Влияние США, попытка создать единую организацию СМИ. Антиамериканские настроения. Резолюция против влияния США.
После II М,В появл. Печать нового революционно-демократического типа: Куба, Фидель Кастро и его газета. (1943 – роспуск Коминтерна).
Далее печать широких народных союзов – левые партии объед. в един. блок. Компартия Кубы становится народно-социалистической.
1967г – к власти в Перу пришли военные.
1970-г Появление телевидения.5 период. Типология печати стран Латинской Америки после Второй мировой войны.
Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии во 2МВ, образование социалистической системы вызвали подъем коммунистического и демократического движения в странах Лат. Америки. Революционно демократическая журналистика развивается на всем континенте. Во время холодной войны в большинстве стран Лат. Америки компартии были объявлены вне закона, и правительства разорвали дипломатические и экономические отношение с СССР.
В 1948 г. била создана Организация Америк. государств (ОАГ), ставившая своей основной целью укрепление внутренней безопасности, т.е. борьбу против коммунистического и организованного рабочего движения, стоящего на классовых позициях. Но, несмотря на трудности, продолжает работу коммунистическая печать.
Одна из самых значимых движений революционных демократов на Латин. континенте была на Кубе.
Задачи рев. демократов:
1.Антиимпериалистическая война
2.Отстранение от власти диктаторов (Батиста-Куба, Самоса - Никарагуа)
3.Ликвидация зависимости от иностранного капитала
4.Борьба против национальных монополий
5. Ликвидация латифундий (крупные землевладения)
Первая газета Кастро «Сон лос мисмос» (1953) (революционно демократы - не коммунисты, они - переходная форма). Кастро организовал группу «26 июня» - попытка зацепить казарму - братья Кастро в тюрьме. Подпольно пишет книгу «История меня оправдает». Эмигрирует в Мексику и формирует вооруженный отряд, который должен высадиться на Кубе. В Мексике к нему примкнул Че Гевара. Издание революционно демократических бюллетеней (для крестьян и студентов), газета «Революсьон», радио «Радио Ребелде» (повстанец). В 1925г. нелегально издается «Нотисиас Де Ой». 1 января 1959г. революционно демократический отряд сошел а Гавану. Радио «Ребелде» действует до сих пор легально.
В Уругвае после 2МВ коммунисты продолжали издавать газету «Хустисия» с 1952-1956г. выходившую ежедневно. Они создали теоретический журнал «Эстудиос» («Изучение»), 1ый номер которого вышел в феврале 1956г. В 1957 выходит новая центральная, газета КПУ «Эль Популар». В этом же году выходит молодежная газета «Хувентуд», орган коммун. союза молодежи.
В Аргентине в результате выборов 1946 г. пост президента страны занял генерал Хуан Перрон. В начале 1949 вышел первый номер журнала «Нуева Эра» («Новая эра»). Журнал обратил внимание на международные проблемы и имел следующие разделы: «Экономич. сообщения», «Партийная жизнь», «Хроника месяца», «Панорама мира». В Аргентине в 1946 г. были запрещены ежедневная газета «Ла Ора» и «Ла Орентасьон». Однако коммунисты вновь приступили к изданию газеты «Ла Ора». Эти газеты издавались под строгой цензурой.
В Чили главная газета «Эль Сигльо» была закрыта с 1941-52. В этот период вместо нее вышли другие газеты «Демокрасиа», «Пуэбло», «Популар» и т.д. в 60-70гг выросла деятельность газеты «Мэркурио», которая поддерживала движения буржуазия в Чили.
Нужно отметить, что в 60-70гг. усиливается идеологическое проникновение Америки в некоторые страны Лат. Америки, используя СМИ местной буржуазии. Американские телеграфные агентства Ассошиэйтед Пресс и Юнайтед Пресс Интернэшнл, являлись основными поставщиками информации новостей СМИ.
Противостояние 2-х лагерей: социал. и капит. – «холодная война». Это противоборство отразилось на всей жур-ке Л/А. Офиц. точка отсчета «холодной войны» - 1946г., когда Черчилль выступил со своей знаменитой речью.
Конец 30-х – начало 40-х демокр. и прогресс. силы борются с идеолог. проник-ем США в страны ЛА. В конце 30-х с территории США начала вещание радиостанция, которая вела передачи на исп. и португ. языках. В годы 2 МВ резко увел. кол-во период. изданий и др. печатной продукции, распростр. США в странах континента. Рост авторитета и влияния компартий подъем раб. движения во всем мире заставили амер. империализм и Л/А реакцию перейти в наступление.
В августе 1940 создается канцелярия по координации торг. и культ. отношений с амер. республиками. Гл. задача – поставка СМИ стран ЛА статей и различных инф. материалов. Канцелярия изд. журнал «Ла Гуардия» («На страже») на исп., португ. и франц. языках. Тираж журнала в годы войны достигал 500 тыс. экз.
С ноября 1940 амер. журнал «Ридерс дайджест» стал выходить на исп., а с 1942 на португ. языках. Тираж 850 тыс. В годы 2МВ на исп. и португ. яз. выходили и другие амер. журналы, в частности «Лайф» и «Тайм».
Демок. жур-ты понимают опасность идеолог. вторжения американцев, и в 1942 году в Мехико, а в 1943 году в Гаване, сост. конференции жур-ов и работников печати, где были разр. орган. основы Межамериканского общества печати (СИП). Был принят кодекс чести жур-тов. Несмотря на нечеткость и многословие отдельных рекомендаций, конференция в Гаване внесла заметный вклад в активизацию борьбы СМИ ЛА против гитл. Германии, в осуждение идеологии «испанизма» и «американизма». Антиамер. настроения в СИП, демокр. рекомендации конгрессов вызвали резкий протест со стороны госуд. организаций США. В конце 40-начале 50-х годов амер. госуд. организации разр. спец. план, целью которого являлось уст-е полного контроля за деят-ю СИП и придание ему новой полит., прежде всего антикоммун напр-ти, лежавшей в русле офиц. политики США. Некоторые Жур-ты выступили с резкой критикой нового полит. направления СИП и в знак протеста вышли из общества. В частности СИП по инициативе амер. служб в конце 50-х годов предприняло попытки создать под своим контролем ФИОПП (Межамер. федерация организаций профес-ных жур-тов). Однако несколько лет спустя ее связи с ЦРУ стали столь очевидны, что она прекратила свою деят-ть. В эти же годы была создана и другая организация АИР (Межамер. ассоциация радиовещания), которая объединила нац. радиостанции всех стран континента. Оно зависит целиком от диктата монополий. АИР рассылает радиостанциям редакц. статьи, передача которых обязательна.
Только на встрече латиноамер. жур-тов, сост. в г. Каракасе в 1974 г., появилась возможность создания демокр. орг-ции работников СМИ, будущей Федерации жур-ов Латинской Америки (ФЖЛА). Первый конгресс латиноамер. жур-тов состоялся в первой половине июня 1976 г. в г. Мехико. На этом конгрессе была создана Федерация жур-ов ЛА. В конгрессе приняло участие более 200 делегатов из 23 стран. Для участия в конгрессе были приглашены представители международных организаций ЮНЕСКО, МОЖ, а также журналисты из Вьетнама, Испании, Соединенных штатов, писатели Латинской Америки Габриэль Гарсиа Маркес, Николас Гильен, Хулио Кортасар и другие. ФЖЛА является “антиимпериал., антиколон, народ. и демокр организацией”. Основные направления работы ФЖЛА, - “борьба против идеолог. проникновения США в страны ЛА, защита подлинной свободы печати от влияния нац. или междун. фин групп, а также от ее ограничений со стороны правительств.” Штаб-квартира новой организации жур-ов разместилась в г. Мехико. Основное отличие ФЖЛА от других организаций в том, что она объединила профес. демократических жур-тов, а не владельцев СМИ, как это имеет место в СИП или АИР. Борьба за уст-е Нового междунар. Инф. порядка постоянно оставалась в центре внимания работы всех конгрессов ФЖЛА. Уже на втором конгрессе обсуждали вопрос о создании в ЛА ИА. На своем втором конгрессе ФЖЛА поддержала усилия ЮНЕСКО по созданию на континенте Латиноамериканского агентства специальной службы информации (АЛАСЕИ), а также других агентств, создаваемых неприсоед. странами, в частности Действие систем национальных информаций (АСИН). На конгрессе была вновь осуждена политика транснац. ИА, стоящих на службе “местной олигархии и чуждых интересов”. Участники конгресса направили приветственное послание в адрес агентства “Пренса Латина”, первому агентству на Латиноамер. континенте, защищ. интересы революц. народа. Междунар.ИА монополизировали около 80% инф в ЛА. Необ. продолжать борьбу за установление Нового межд. Инф. порядка, явл. частью процесса деколонизации, борьбы народов за нац. независимость. Но создание нац. агентств вновь трактовалось как угроза для “свободы печати” на континенте. В 80-е годы в странах ЛА были достигнуты первые, но важные успехи в установлении Нового междун. инф. порядка, за уст-е которого активно боролись и продолжают бороться отдельные прав-а стран ЛА, ЮНЕСКО, Движение неприсоед, Федерация Жур-ов ЛА и другие прогресс. организации. В 1984 г. при содействии ЮНЕСКО начало работу Латиноамер. агентство спец. службы инф (АЛАСЕИ). В создании этого агентства приняли участие Боливия, Коста-Рика. Доминиканская Республика, Куба, Мексика, Никарагуа и другие страны.
Особенности развития журналистики тропической Африки.
Период. издания появились только в нач.20в. 1е газеты – периодические издания различных религиозных миссий: католических, протестантских; местная печать (национальная печать в 20-е годы). Типы печати: клерикальная (первые газеты издавали религиозных миссий, монархическая, европейская – светская, конфессиональная. Журналистика Мадагаскара, в отличие от Кении, Уганды и Танзании, зародилась в 1860х годах.
Танзания – 1 газета на англ. «Танганика стандарт» 1935г.
Первая газета Восточной Африки появилась в Кении – 1902 «Африканское знамя» (African standard) - колониальная газета, создана предпринимателем индийского происхождения Дживанджи. Необходимость в газете возникла со строительством первой железной дороги (было много рабочих). Эта газета положила начало формированию большой издательской компании под этим же названием, которая развивалась на всем протяжении 20 века. В других африканских государствах этого побережья газеты появились на рубеже первого-второго десятилетия 20 века.
В Уганде в 1908-1911 издавалась газета «Гамбузе» (Новости) (протестантская) а католики издавали газету «Мунко» («Твой друг»): они выходили на языке Луганда. Все газеты, издаваемые миссиями, имели просветительно-религиозный характер. Концепция – обращение населения в христианство. 1950-е появл. 3 газеты: «Новая Уганда», «Говорит Уганда», «Уганда экспресс» - идеи независимости. Колониальная печать «Вестник Уганды», издавали англичане. 1953г. «Уругвай Йогера» - партийная.
Танзания – Лейпцигская миссия основала журнал в 1910 – «Внутренние районы и побережья». Первой газетой, которая считается национальной, была запущенная в 1935 «Танганьика стандарт» - выходила в столице Дар-эс-Салам. Другая газета выходила на суахили и называлась «Мвэки» (наша родина). Ее издателем была Ассоциация благосостояния и коммерческой деятельности африканцев Танганьики. Выходила 2 раза в месяц, тиражом до 1000 экз. Эту газету без сомнения можно отнести к общественно-политическим изданиям. Она публиковала статьи по истории, культуре, политике, морали этого региона и иногда даже публиковала антиколониальные материалы. 50-е г. Газ. «Голос Партии», органа национ. союза африканцев.
Дополнения по печати Танзании:
В результате объединения Танганьики и Занзибара в апр.1964 г. была образована Объединенная Республика Танганьики и Занзибара. С окт 1964г. она стала называться Объединенной Республикой Танзания.
До провозглашения независимости пресса Танзании находилась под контролем англ.монополистов и их союзников и отстаивала их интересы. История возникновения печати в Танзании относится к 1930г, когда по предложению англ.губернатора в Дар-эс-Саламе стала издаваться 1я газета «Танганьика стандарт». Затем вышла другая еженед газета на суахили – «Бараза»,основанная в 1939. Деятельность этих изданий полностью отвечала интересам англ.колониальной администрации. Издавался еще католический миссионерский еженедельник на суахили «Рафики йету»,«Мамоболео» -орган колониальной администрации (тираж в 1960-30тыс).
В связи с ростом национ-освобод-го движения в Африке английские колониалисты начали уделять внимание вопросу основания газет специально для африканцев. При поддержке колониальной администрации было создано более 20местных газет, которые находились под контролем англ. чиновников и местных властей. Предшественниками современ. полит прессы Танзании были органы Революционной партии – Чама Ча Мапидузи, особенно газета «Саутия Тану». Она начала выходить на 2х языках в 1957 г.
Сейчас почти все СМИ Танзании национализированы и находятся в руках правительства. Главная задача: борьба за эконом, соц-е и культур-е преобразование в стране. «Дарубини» -газета, орган правящей партии, выходит с 1968 г. Выходит 2раза в неделю на яз.суахили (распростран беспл).Публикует материалы, передаваемые на радио, комментарии к ним. «Дейли ньюс» - правит.газета на анг.яз. Издается с 1970г. Освещает внутреннюю и внеш.политику страны. Тираж-25тыс. «Нгурумо» - ежед.газ. на яз. суахили. Основана в 1954. (тираж-18тыс.), публикует сенсационные материалы. «Ухуру» - самая распростр, издается на суахили. Тираж-17 тыс. Помещает внутриполит. Информацию + речи танзанийских лидеров. Газета выст. за укрепление эконом. независимости страны. Кроме этих изд, выходит ряд ежемесяч: «Уширика» -орган Кооперативного Союза Танганьики; «Укулима ва кисаса» -орган Министерства с/х и кооперации и др.
В 1968 известно, что лишь 5% танзанийцев проживала в городах. Все 4 ежеднев.газеты Танзании выходят в столице. Их общий тираж в 1968 г. 53 тыс.экз. Из-за слабого развития транспорта почти половина тиража продается в столице. Преимущество Танзании перед ее многоязычными соседями в том, что население говорит в основном на языке суахили. Вот почему 2ежеднев. газеты и ряд других изданий на суахили расходятся не хуже, чем издания на англ.языке.
Кенийские издания, которые относят к национальным: в 1925 группа африканцев Кении основала одну из первых национальных газет, которая называлась «Секаньоля» (цапля). Газета выходила в Найроби, освещала жизнь коренного населения, выступала с протестами против колониальной политики Британии, издавалась на языке Луганда. Была закрыта властями в 1927 году. Период с 1927 по 1930 год в наследство африканцев была приобретена типография и предпринята попытка выпуска трех газет «Гамбузе» (не имеет отношения к религиозной газете), «Добози» (голос), «Обозреватель». Их можно отнести к общественно-политическим изданиям раннего периода. Особенно перед 2 мировой войной англичане пытались расширить свое влияние, издавали в этом регионе 5 газет. Они все выходили на англ.языке и на Луганде. Многие распространялись бесплатно. С начала 2 мировой и до 50х годов в Кении не выходило ни одной газеты. Нач. 50-х появл. г. «Голос Африканцев», официальный орган политической партии «Группа африканских исследований Кении».1947г в К. создается местная издательская компания и г. «Ньянза Таймс» - выступала против колониализма, закрыта в 1952.
Мадагаскар (монархия) – печать развивалась не классическим путем. Первую газету в 1866 году (до 1952) «Тени суа» (доброе слово), сначала издавали лондонские протестанты. Миссии из Англии и Франции со своими газетами – 70-80е года. Затем католики в 1874 – бюллетень «Беседы». В общем до конца 19 века миссионерских газет издавалось уже около 10, и в них в качестве авторов допускались представители местной интеллигенции.
60е годы правящие верха принимают христианство. А с 1883 года зарождается и развивается национальная печать – с выходом правительственной «Ни гасети Малагаси» (малагоссийская газета), издавал премьер-министр. Ее информационной политикой было кредо «только факты, без слухов» и критика правительства не допускалась. Деятельность клерикальной и правительственной печати регулировалась законом «Кодекс 305 статей». 90-е годы – изменения в информ. политике, появл. печать общественно-политических изданий. 80е – газеты на англ. языке «М. Таймс».
После потери независимости (в 1895 становится колонией Франции), а точнее уже в начале 20 века, коренные жители не имели права издавать свои газеты и делали это через подставных лиц. Одной из таких газет была «Ни басивава» (болтун) – 1907 – была довольно влиятельной. «Курьер Мадагаскара», «Французский Восток». (Антананариву).
В первое десятиление 20в. появл. светская печать «Ни Пасивава». 20-е годы – подъем национального самосознания»
1950-е появл. национально-освободительная и революционно-демокр. печать – «Имунгу Вау –вау» (1954).
Дополнения по Мадагаскару:
Периодическая печать зародилась в доколониальный период. Первые газеты в государстве Мерина появились в 19 веке благодаря просветительской деятельности европейских миссионеров. В 80- годы 19 века возникла первая правительственная газета.
Зарождению национальной журналистики способствовало несколько факторов:
Формирование единого государства;
Создание единого информационного, экономического и правового пространства.
В доколониальный период развивалась монархическая, клерикальная и европейская светская печать. Первая конфессиональная газета – «Тени суа» была основана в январе 1866 года. Введение в период с 1895 по1901 год на Мадагаскаре французского закона о печати от 29 июля 1881 года давало возможность развиваться печати на европейских языках.
В колониальный период выходит конфессиональная и колониальная печать. 1901 году был введен новый закон о СМИ; 1910 - введена цензура, что означало исключение любой критики колониального режима. Таким образом, французская колонизация затормозила процесс развития национальной печати вплоть до Первой мировой войны. Вследствие чего формируется пресса «аполитичной информации».
После Первой мировой войны происходит зарождение и развитие национально-освободительной печати, с ярко выраженным революционно-демократическим характером. Газета «Ле Либерте» - (Жан Ралаймунгу) - положила начало антиколониальной борьбе. Независимая печать, вплоть до обретения независимости, была средством выражения общественного мнения. Общественно-политические и партийные издания становились центрами, объединявшими политических деятелей страны – все это входит в понятие прогрессивной печати.
С приходом во Франции Народного фронта во второй половине 30-х годов, стали выходить издания патриотов на малагасийском языке. Период с 1923-1939 – начало распространения социалистических идей, а так же поднятия в прессе вопроса о независимости.
1947 год – национальное восстание. 1960 год – независимость Мадагаскара. После Второй мировой войны развивается политическая печать, ставшая оппозицией колониальным властям.
После обретения независимости – новый этап развития журналистики. Борьба с профранцузским правительством, тормозившим развитие независимой и революционно-демократической прессы, занимавшей оппозицию относительно господствовавшего режима.
После политического кризиса и экономических потрясений – новый курс на социализм, датированный 1975 годом. Знаменателен 1975 год тем, что в этом году была принята новая Конституция страны. В ней были разработаны принципы журналистики, установлен контроль над радио и телевидением, введена цензура на печатные СМИ. Так, основными типами изданий в период с 1975 по 1989 года, явились: правительственные, партийные, независимые и клерикальные издания.
В 1990 году был принят новый закон о СМИ, декларирующий права и обязанности журналистов, свободу слова, а так же отмену цензуры. Таким образом, наметился демократический тип развития. В данный период, среди ежедневных и еженедельных изданий значительную роль играют: проправительственная «Миди Мадагаскара», «Марески», «Трибюн», правительственная «Ваувау», католическая «Ла Круа», государственная «Ле Котидьен», независимая «Ни Газетику», «Л Экспресс де Мадагаскар», «Ле Нувелль» и другие.
Среди множества современных направлений функционирования СМИ, требующих развития на Мадагаскаре, выделяют:
Формирование современной информационной структуры;
Взаимосвязь свободы и ответственности СМИ;
Перспективы демократизации информационных процессов в обществе;
Формирование четкой информационной и языковой политики.
Сегодня печать не занимает лидирующих позиций на Мадагаскаре, ее место заняли аудиовизуальные СМК: кино, радио и ТВ. Однако особую роль прессы определяет то обстоятельство, что большинство печатных изданий на Мадагаскаре находятся в руках частных лиц, ведущих интенсивную политическую деятельность, в то время как радио и телевидение в большинстве своем являются государственными.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.