logo search
учебник для детей методичка ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИ

5. Это не моя работа! (обучение смежным специальностям)

Скажите мне, у кого на станции есть люди, которые, когда вы подходите и говорите, что надо сделать, вам отвечают: это не моя работа? И что вы делаете в таком случае?

Финансовое наказание - это очень строгая мера. Когда у вас маленький штат, очень важно вести перекрестное обучение ваших работников, для того, чтобы они постепенно овладевали смежными профессиями. Когда я впервые приехал в Россию, практически на всех станциях, где я был, в новостях была очень жесткая специализация, каждый занимался только конкретно своим делом. Но для вас, как руководителя службы новостей, более разумно и более удобно иметь журналиста, который одновременно может снимать в случае необходимости, правда? Или оператора, который может исполнять функции журналиста? Монтажера, который в состоянии взять камеру и снимать? У вас ещё есть водители? Кто-нибудь из ваших водителей в состоянии снимать? Жаль, что нет, это было бы удобно .

Самый ценный работник, который может быть в вашем распоряжении, это человек, который знает, как делать все. Мне приходилось заниматься на телевидении абсолютно всем. И это мне позволяет обучать более молодых людей, как это надо делать.

Что касается существующей на многих телекомпаниях должности режиссера, то у нас все эти функции выполняет продюсер новостей. Он отвечает за внешний вид новостей в эфире.

У вас в штате есть отдельно ведущие спортивных новостей? А как насчет метеорологов, ведущих погоды? Я вижу, только у двоих. По результатам социологических исследований, среди ответов на вопрос, почему люди смотрят новости, ради чего люди смотрят новости, погода всегда занимает одно из самых высоких мест. У меня сейчас в отделе погоды работает три человека.

Я знаю, что большинство станций здесь пока не могут себе этого позволить. Как правило, большая часть станций здесь просто показывает прогноз погоды в цифровой форме, просто температуру и так далее. Некоторые делают карты погоды.

Я полагаю, ваших зрителей это в общем-то устраивает? Я вам открою еще один очень простой способ получить информацию о погоде. Создаете свою собственную команду по погоде. Наверняка у большинства ваших зрителей есть наружный термометр, и наверняка некоторые из них очень увлеченно следят за изменениями погоды, может быть следят за всеми приметами, или за показаниями барометра тоже. Вы можете дать объявление в газету. Например такое рекламное объявление: хотите стать вахтенным погоды и так далее? Напишите нам на станцию, расскажите, почему вы хотели бы стать таким человеком. На моей телекомпании есть все это оборудование: радар, графические карты, все карты погоды в национальном масштабе, в мире и так далее. Самый главный ведущий погоды у нас профессиональный метеоролог. Но на других станциях ведь все точно так же, у них тоже есть профессиональный метеоролог, то есть все становятся похожими друг на друга. Поэтому в дополнение ко всей науке о погоде мы имеем внештатных метеорологов по всему нашему району. И раз в сутки несколько человек ( их довольно много) из этого состава добровольных помощников, звонят на станцию и сообщают о том, какая температура была утром, днем, вечером, ночью, сколько дождя выпало за прошедшие сутки и так далее. И они нам сообщают, какие были погодные условия, допустим, на северно-западной окраине Красноярска. Или в деревне, которая в 30 км к югу от Красноярска. Им ничего не платят. Что они от этого получают? Мы называем их имя в эфире. Мы говорим что-нибудь в том духе, что вот Иван Иваныч Иванов сообщил, что за прошедшие сутки выпало 120 мм осадков, и в таком-то районе Красноярска была такая-то температура в течении всего дня.

Вы можете спросить: "Зачем людям знать о том, что уже произошло? Людям нужно знать прогноз".

На это есть один очень простой ответ. Вы между собой сегодня разговаривали о погоде? И что вы говорили друг другу? Холодно, дождь идет. Так что люди хотят знать о погоде, даже о той, которая прошла. Сегодня вечером они пойдут с работы домой и им захочется узнать, а сколько дождя-то выпало за эти прошедшие сутки. Или какая погода была в районе, где живет моя подружка, ей тоже не удалось погулять с ребенком из-за дождя?

Я не предлагаю вам не давать прогноз погоды, потому что прогноз погоды - это, безусловно, причина номер один, по которой люди вообще погоду смотрят. Но таким образом вы можете обратиться гораздо лучше к своему зрителю, предложить им дополнительную интересную информацию. Есть огромная масса людей, у которых есть дачи, огороды, и им совершенно не безразлично, сколько дождя выпало именно в том районе, где их дача. Не обязательно показывать в эфире или упоминать каждого такого добровольного помощника каждый день. Но люди в каком-нибудь маленьком городке неподалеку от вас, которые принимают ваш сигнал, и вдруг слышат название своего городка в вашей программе и, зная, что кто-то из их соседей дал вам эту информацию, они начинают к вам прислушиваться и понимать, что вы о них заботитесь, что вы рядом, что, вам не все равно, что у них происходит. И опять-таки, я не говорю, что на это нужно потратить массу времени и усилий. Выбирайте из 40 поселков вокруг вашего города 3 на один день, и делайте это по очереди. Я знаю, что многие из вас вещают за пределы своего города.

Теперь о спорте. То, что я сейчас вам скажу, покажется удивительным, но по результатам опросов общественного мнения, с точки зрения приоритета интересов в выпусках новостей, спорт находится очень низко. Несмотря на это, на спорт отводится минуты 3,5 в каждом выпуске новостей. Но, тем не менее, спорт я бы лично размещал в самом-самом конце выпуска новостей. Я считаю, что люди должны увидеть весь выпуск новостей, а тем, кому нужно посмотреть спорт, придется ждать окончания выпуска.