logo search
Ответы на госы (ред

49. Графическая концепция и дизайн различных типов периодических изданий.

Современный пресс-дизайнер – это, прежде всего, человек высокой визуальной культуры, представляющий и последовательно придерживающийся принципов оформления печатной продукции. Владея приемами макетирования и верстки, следуя установленным правилам и в то же время импровизируя, дизайнер реализует функции оформления в целом – утилитарную (визуализация информации), идеологическую (комментирование), эстетическую (распространение культуры), рекреативную (релаксация). Один из важнейших аспектов – композиционная деятельность дизайнера. Композиция суть творческий процесс, при помощи которого происходит своеобразное «оживление» конструкции, представляющей собой цельное образование из графических элементов, их рядов, комплексов, подсистем и систем. Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое. Главное – соблюсти при этом соразмерность и сообразность, определяющие истинный вкус. Конструируя газетные полосы, ответственные секретари выбирают определенную композиционную систему. Подавляющее большинство газет придерживается прямой, смешанной (сочетание вертикальных и горизонтальных построений), асимметричной верстки. Традиции и современные тенденции оформления газеты, требования оперативного выпуска номера объективно диктуют простой, разумный и в то же время неформальный способ расположения материалов.

Композиционно-графическая модель – система внешнего облика издания. Графическая модель — воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является:

  а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности;

  б) шрифтовая политика;

  в) подача иллюстраций и инфографики;

  г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.).

  Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каждого издания. Базируется она на выборе определенной системы верстки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной (характеризуется активным использование средств, придающих странице газеты объемный вид. При таком виде верстки смело используется поворот текстов, используются различные подложки). Вариантов конструкции номера может быть бесконечное множество, но необходимо иметь в виду, что выбрав ту или иную конструкцию, следует придерживаться ее постоянно. В противном случае возникает впечатление хаотичности и эклектики, что в читательском восприятии в любом случае оставит отпечаток неаккуратности, если не просто безвкусицы.

  Важным является и постоянство в выборе определенного числа колонок. Отход от традиционного количества колонок является дополнительным выделительным средством верстки, когда редакция хочет обратить внимание аудитории именно на эту полосу. Следует помнить, что такой прием является довольно сильным средством, поэтому использовать его нужно крайне осторожно. По некоторым наблюдениям, общая площадь подобных материалов не должна превышать 1/4 от общей площади номера, применять этот прием оптимально в масштабах целой полосы). 

Композиционно-графическая модель издания является  составной частью перспективного планирования газеты, которые есть и сейчас в каждом издании.

Перспективное - на длительный срок – год, полгода. В нем не указываются сроки и заголовки. Это своего рода программа работы редакции, перечень основных стратегических направлений ее деятельности:

Дизайн в таком случае, это оформление на основе моделирования. Дизайнер - конструктор формы, а не художник-конструктивист, стремящийся передать содержание формалистическими средствами.

Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) – это художественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения и др. являются средствами, отдельными элементами для проектирования печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки. Цель дизайна – представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Газетный дизайн предполагает сочетание трех принципов

1. удобства (чтения для читателей, создания и оформления для журналистов, полиграфического исполнения - для полиграфистов);

2. экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов);

3. красоты (исторически сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение).

Модель издания - это выработанное в редакционном коллективе представление о содержании и организации материалов в издании. Речь идет о тематических направлениях и их соотношении в газете, еженедельнике, журнале, распределении публикаций по полосам, сочетании материалов разного типа (по характеру отражения действительности, жанру, авторства и т.д.), использовании различных способов организации текста в газете (отдельные материалы, подборки, тематические полосы и пр.).

Наконец, модель издания предполагает разработку композиции издания: типичных объемов материалов, их взаимодействия на полосе, способов макетирования и оформления издания в целом и его частей.

Основные характеристики модели могут быть зафиксированы в редакционных документах. Модель реализуется в ходе выпуска издания, она может корректироваться в связи с возникновением новых обстоятельств, но основные ее характеристики обычно устойчивы.

Можно говорить о существовании в редакции издания модели номера, то есть системы представлений о том, как конкретно должен выглядеть любой номер. Модель номера предполагает, прежде всего, обязательное присутствие в номере издания структурно организованного комплекса материалов. Эту структуру характеризуют такие признаки, как: 1) тема материала, 2) знак материала (положительный, критический, проблемный), 3) характер отражения действительности (информационный, аналитический), 4) тип авторства и ряд других.

При этом в модели номера комплекс материалов рассматривается как в целом, так и в рамках каждой полосы издания. Содержательная сторона модели взаимодействует с его композиционно-графической стороной, где важны соотношения объемов материалов и способы их размещения на полосе, устойчивые элементы макета каждой из полос и пр.

В редакции существует обычно несколько моделей номера (обычного выпуска, субботней или воскресной газеты, праздничного номера, номера с расширенным объемом или иного формата). Модель номера призвана закрепить при выпуске издания преемственность и последовательность деятельности редакционных коллективов, устойчивость социально-коммуникативных связей с аудиторией.

Моделирование номера идет по 3 направлениям: 1) содержательно-тематическая модель, 2) композиционная модель (строится на основе содержательно-тематической, определяет размещение материалов по дням, по номерам, по полосам), 3) графическая модель (особенности дизайна, шрифт и др.). На основе разработанной модели осуществляется планирование.

Компьютерные технологии позволяют не только более активно применять иллюстрации (даже неболь­шие по размеру фотографии качественно воспро­изводятся в печати) самых разных видов и жанров (штриховые и полутоновые рисунки, фотографии, коллажи, фотоколлажи, фотомонтажи, различные виды информационной графики), но самое главное – использовать сложнейшие приёмы их обработки и представления. Иллюстрации могут иметь любую конфигурацию – прямоугольника, треугольника, кру­га, овала и т. д. При их постановке можно применить любой угол наклона (вправо и влево), задать любое обтекание текстом, выбрать фон или заказать полуто­новое изображение в виде графики (фотографика) и т. д., и т. п. Практически нет ни одной оформительской задачи, которую сегодня не смог бы выполнить дизай­нер, владеющий различными программами вёрстки и обработки иллюстраций.

В композиционно-графических моделях газет всё более явно прослеживается влияние журнального оформления. Это проявляется не только в том, что пер­вые страницы приобретают обложечный вид, но и в схемах развёрстки материалов на полосах (например, 5 широких колонок и две узкие в газете формата А2), и в графике заголовочного комплекса, самого мате­риала. Модульный принцип вёрстки позволяет остав­лять «воздух», объём которого кратен минимальному модулю. Современный газетный дизайн учитывает и достижения телевизионного и интернет-дизайна, что особенно заметно в визуальных – инфографических – решениях целых полос и разворотов, посвящённых конкретным проблемам.

Если прежде газетчики использовали лишь до­полнительный цвет при оформлении спецвыпусков и праздничных номеров, то сегодня всё больше по­добных периодических изданий выходят многоцвет­ными. Богатые традиции, накопленные дизайнера­ми журналов, необходимо изучать и применять на практике с учётом специфики газетного производс­тва (особые качества газетной бумаги, отсутствие ла­кировки и др.). Важно знать символические и пси­хологические значения различных цветов различной интенсивности.

В связи с тем, что объемы газет в последнее время заметно увеличились, немало стало и еженедельников многие «журнальные» приемы дизайна стали активно перениматься газетчиками. Первые полосы многих газет, особенно тех, что используют формат А3, сегодня напоминают обложки (крупные фотографии, развернутая анонсная часть, «шапки» и др.).

Внешняя форма газеты более универсальна, чем форма журнала, книги, где влияние внутренней формы проявляется более явно, где связи между ней и содержанием более отчетливы. Закрепить внутреннюю и внешнюю форму газеты на определенный период времени и призвана композиционно-графическая модель. Способствуя упорядочению «лица» той или иной газеты, КГМ в то же время оставляет немало простора и для импровизационных творческих поисков оформителей.

Приход рекламы в качестве особой и постоянной – коммерческой информационной – составляющей также не мог не отразиться на внешнем виде газет. Сорок процентов площади под неё могут отдавать общественно-политические издания, всю площадь – каталогизированные издания. Сам вид рекламных посланий (реклама в рамках, реклама усложнённых форм, рубричная частная реклама) имеет свою спе­цифику, выражающуюся в «легитимном» эклектиз­ме – каждое рекламное объявление оформляется с использованием констант конкретного фирменного стиля. Модель рекламного пространства сопрягает­ся с моделью редакционной части, что также может иметь в каждой конкретной газете свою особенность: либо под рекламу отдаются отдельные участки всех газетных полос, либо реклама занимает каждую не­ чётную страницу, либо она размещается в отдельных бизнес-тетрадках.

Таким образом, тенденции в оформлении газет, обусловленные внешними, внутренними и субъек­тивными факторами, со всей очевидностью говорят об определённом прогрессе техники и технологии дизайна.

Современный дизайн характеризуется таким явлением, как типографизация оформления, когда усилия газетных дизайнеров направлены на выявление возможностей прежде всего наборных, технических элементов. Для многих местных газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся по сути в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц, и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений. Заметно повысилась роль иллюстрирования – визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую. Внутренние полосы местных газет характеризуются более спокойными композициями.

Самым крупным форматом является А2 (420X594 мм) – четверть печатного листа. На этом формате печатаются «Известия», «Коммерсант», «Санкт-Петербургские ведомости», «Вести», «Вечерний Петербург».

Но самым распространенным форматом является А3 (297X420).

Формат А4 (210 X297 мм) – в данном виде выходит большая часть малотиражных газет.

Необходимо сказать, что в зависимости от формата бумаги и соответствующего ему формата газетной полосы определяются формат и число газетных колонок. А2 – восьмиколонная верстка. А3 –газеты приняли пятиколонную верстку,. С укрупнением кегля набора (с 8 до 8,5 – 10 пунктов - корпус) – многие газеты вернулись на пятиколонную верстку, а некоторые стали верстать на четыре и три колонки. А4 – применяется трехколонная и четырехколонная верстка.