logo search
ответы на устный гос

Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.

Слово «нахда» переводится на русск. яз. как «возрождение». И на Востоке, и на Западе ситуация, когда начинаются возрожденческие процессы, связана с перерывом в социально-экономическом и культурном развитии стран. Так, в зап. Европе античность прервана развитием христианства. А европейское Возрождение обуславливается переходом от теоцентризма (главное в общественной жизни – бог) к антропоцентризму (главное – человек), т.е. гуманизму.

Арабский Восток. Античность: возникновение и развитие халифатов – монолитная религиозно-культурная традиция.

Предпосылки Возрождения – влияние европейской культуры (в 18в. французы приходят в Египет) => у местного населения – желание подражать европейцам, преодолеть косную религиозно-культурную традицию и выйти из состояния стагнации.

2 стороны Возрождения:

1. внешняя – возвращение к первоисточникам (Европа – возвращение к идеалам Античности после Средневековья)

2. внутренняя – шаг вперед в решении назревших экономических и социально-политических проблем.

На Востоке Возрождение (Нахда), которое было напрямую связано с экспансией Запада, приходится на 18в. и связано с пребыванием у власти Мухаммеда Али Паши.

3 направления арабской Нахды:

1. создание современного типа государства (с новыми типами госуд. институтов – армии, полиции, госадминистрации и единым полем воздействия на социальную сферу)

2. образование единого пространства в социальных, экономических и политических отношениях

3. возникновение условий самостоятельного внутреннего развития наций

Предпосылки возникновения журналистики:

1. новые институты требовали новых кадров, в том числе и журналистов

2. газета становится необходимы инструментом воздействия в новых условиях – возникает большое число газет

3. в общественной жизни возникали новые сферы и отрасли деятельности – новые отраслевые журналы.

Первая газета и первый издательский дом возникает в Египте: «Булаг» - издавал труды по античной философии – возрождение античной культуры.

Конец XIX – начало XX вв. время важнейших социально-политических, экономических и культурно-идеологических перемен на Арабском Востоке. Причины: новый мощный всплеск национально-освободительного движения против всех видов иностранного порабощения (османское и французское господство); вовлечение арабских стран в сферу мирового капиталистического хозяйства, ломка отживших феодальных устоев и зарождение арабской национальной буржуазии, преимущественно торгово-финансовой. Этими факторами и объяснялся небывалый культурный подъем, широкое просветительское движение, которые охватили Египет, Сирию, Ливан и другие арабские страны в 60-ых XIX. По аналогии с европейским Просвещением подобное культурное возрождение и пробуждение получило у арабов название «Нахда» («Эпоха Возрождения»). Оно представляло собой мощное общественное движение светского характера. Его возглавляли наиболее передовые арабские мыслители, литераторы и политики: Рифа Рафии Ат-Техтави, Абдаллах Недим, Касим Амин, Мустафа Камиль, Мустафа Аль-Манфалути (ЕГИПЕТ), Насиф Йазиджи, Абид Исхак, Бутрус Аль-Бустани, Джирджи Зейдан, Фарах Антун (СИРИЯ, ЛИВАН). Все они пытались пересмотреть весь образ жизни арабского мира, нравы и обычаи, отношения в семье, особое внимание уделялось женской эмансипации. При этом у них вырабатывалось критическое отношение к официальной религии, которая, по их мнению, мешала людям постичь подлинные естественные законы бытия и процессы, происходящие во вселенной. Их первоочередные задачи: ознакомление масс с передовыми достижениями европейской цивилизации в области культуры, науки и образования; критика религиозной нетерпимости и феодальных пережитков; творческое переосмысление и возрождение культурно-исторического наследия своих стран. Нахда была и активным религиозно-реформаторским движением («исламский модернизм», Египет, его идеолог – Джамал Ад-Дин Ал-Афгани). Все эти процессы получили свое наиболее активное развитие в среде сирийско-ливанской христианской интеллигенции – этих (имена см. выше) выпускников миссионерских школ.

Последствия:

Развитие арабских стран было отмечено обострением идейной борьбы, росли противоречия между империализмом и социализмом, сформировалась прогрессивная революционная мысль арабских народов. В арабских странах национально-освободительное движение в значительной степени определяет характер идеологической ситуации. Характерной чертой этого мира был усиленный интерес к собственному историческому опыту, как у всех народов, переживших эпоху господство колонизаторов. В некоторых арабских странах племенные представления и феодальные отношения всегда оказывали существенное влияние на идейную борьбу. В последствие большую роль в этих странах начали играть радикальные мелкобуржуазные идейные течения. В правящих кругах монархических арабских государств использовались метода антикоммунизма или консервативной идеологии. Также можно добавить: 18 век и пребывание у власти Мухаммеда Али Паши. 3 направления арабской «нахды»: создание современного типа государства с новыми типами институтов (армии, полиции, администрации и единым полем воздействия на социальную сферу); образование единого пространства в социальных, экономических и политических отношениях; возникновение условия самостоятельного внутреннего развития наций.