Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
Итогом развития капитализма в 17-18 вв. и его влияния на периодическую печать стало создание сети массовой печати. Появление многочисленных типографий вызвало к жизни и появление настоящих средств массовой информации – прообразов
современных газет. Политическая мощь печатного станка была понята уже в 16 в. В годы крестьянских войн в Германии получили широкое распространение летучие листки,
темой которых была злоба дня. В них писалось – о сражениях, эпидемиях, о процессах над ведьмами и невиданных уродцах, о кометах и наводнениях. Они не только сообщали, повествовали, информировали, но и давали оценку, призывали,
пропагандировали. Листки называли по-разному. В Германии «Цайтунг» – «известие», а сейчас переводят как «газета». Впервые это слово было употреблено в листке 4 декабря 1501 г. «Нойе Цайтунг фом Ориент унд Ауфганге» – «Новые известия с Востока и из стран Восхода». В нем рассказывалось о захвате острова Лесбос венецианцами и французами. Слово понравилось. В середине 16 в. листовки с названием «Нойе Цайтунг» стали распро-страненным явлением. Чтобы привлечь внимание публики в
заголовок добавляли эпитеты «правдивая», «истинная», а иногда «ужасная» перед названием, обозначающим жанр – цайтунг. Далее шел подзаголовок. «О новых островах, открытых в океане», «О страшном сражении между польским королем и московитами». Во время войны с турками в 1566 г. информационные сообщения стали
появляться более или менее регулярно под одним и тем же названием, и их стали нумеровать. «Пятая новая газета из полевого лагеря его королевского величества в Венгрии». Печатное слово приобрело новое свойство повторяемость. Возникли издания,
которые сегодня называют продолжающимися. Они выходили нерегулярно, но уже имели нумерацию. Истинный родоначальник периодичности – ежегодник. Затем возникают «Rеlation semestrales», что означает: «Сообщения за полгода». Позднее период изданий сокращается до двух недель, затем становятся еженедельными. Вот один из заголовков лейпцигского полугодового сборника «ярморочные известия» – «Седьмое продолжение десятилетних исторических известий Грегориума Витермоната, или Правдивое описание всех достоверных историй, которые произошли со времени прошлой новогодней лейпцигской ярмарки до нынешней пасхальной ярмарки 1671 года везде и всюду на свете».
Эти первые периодические издания кажутся нам удивительно неповоротливыми.
Но это не вина журналистики. Она соответствовала скорости времени – гонец верхом
на скакуне, караван верблюдов. Но все-таки сроки появления информации сокращаются
до двух недель, потом недели и одного дня. В названиях встречаются слова «Куранты»,
«Меркурий», «Курьер». Это подчеркивало срочность переданных новостей, сообщений;
курьер – от слова “бегать”. Сейчас это слово встречается в названиях многих газет.
Например, «Симбирский курьер», «Курьер Юнеско». Происхождение слова «газета»
связано с серебряной венецианской монеткой чеканки 1538 г. За такую цену жители Ве-
нецианской республики могли купить листок непериодических новостей, которыми
специальные информационные бюро снабжали потребителей. Минуло сто лет – в
1631 г. в Париже начало выходить еженедельное периодическое издание под
руководством медика Т.Ренодо. На его титульном листе значилось «Gazettе» – это
слово со временем превратилось из имени собственного в нарицательное –
наименование типа периодических изданий. Правда, во многих западных странах газеты
в наше время чаще именуются словом journal, что значит ежедневник, или дневник.
Издание Т.Ренодо было не первым еженедельным в Европе. Родоначальниками
еженедельной газетной периодичности, а тем самым и современной журналистики в
целом можно считать «Аусбургскую газету» и «Страсбургскую газету», обе они начали
выходить в крупных типографских городах в 1609 г.
Следующий шаг был сделан в 1609 г. Два издания стали выходить с
определенной периодичностью – один раз в месяц. Одно в Страсбурге выпускал
издатель Иоганн Каролюс под названием «Реляции о всех происходивших и достойных
памяти историях, имевших место в текущем 1609 году». Второе предположительно
выходило в Вольфенбюттеле – «Авиза, Реляцион одер Цайтунг» – «Уведомление,
Реляция или Газета». Далее длинный подзаголовок: «...что случилось и произошло в
Германии и Италии, Испании, Нидерландах, Англии, Франции, Венгрии, Австрии,
Швеции и во всех провинциях Ост- и Вест-Индии и т.д.» Говорят, что составлял, писал и
редактировал издание брауншвейгский герцог Генрих Юлий, живший в Праге.
Так, в 1609 году в Германии появились первые газеты.
Позже – в других странах. В 1618 г. – в Нидерландах вышел первый номер
«Коуранте». Слово «крант» и сегодня в Голландии значит «газета».
24 сентября 1621 г. вышла первая английская газета «Коранте, или Новости из
Италии, Германии, Венгрии, Испании и Франции». Издавал ее Нотаниэль Баттер
(известный издатель, издавал Шекспира). Сначала газета выходила нерегулярно, затем
стала еженедельной. На первом листе Баттер печатал «Наши последние еженедельные
новости». Все газеты выпускались небольшим форматом и походили на брошюры.
Активность политической жизни ширилась и пассивные обыватели поняли, что события
в их стране, да и в других странах, могут нарушить спокойный ход жизни и изменить их
судьбу. «Авизо», «Куранты» стали популярными. Издание их превратилось в выгодное
занятие. Ежемесячная и еженедельная периодичность оказались недостаточной. С
января 1660 г. лейпцигский типограф и книготорговец Тимофей Ритцш начал выпускать
первую в мире ежедневную газету – «новые, только что поступившие известия о
военных происшествиях и событиях в мире». Впоследствии название было изменено на
«Ляйпцигер Цайтунг». Эта старейшая в мире газета выходила до 1921 г.
Возникла новая профессия – газетчик или журналист, девизами которой
стали оперативность и злободневность. Газеты печатали в типографиях в первую
очередь. А затем появились специальные газетные предприятия.
В начале 18 в. выпускались утренние и вечерние газеты. «Ивнинг пост» основана
в Лондоне в 1706 г. – «Доставляется с вечерней почтой в 6 часов».
Характер издания определил и ее внешний вид. Газету не хранили. Можно было
увеличить формат, делать всего один-два листа, не сшивать и не переплетать.
Возникла современная по виду газета. Особый вид печатных изданий.
Газета повысила действенность печатного слова, которое сделалось мощным
оружием политической и идеологической борьбы. Без нее не могло обойтись ни одно
политическое движение.
Теперь о возникновении журналов. Необходимость обмена научными
мыслями, достижениями между учеными стало причиной появления журналов. Наука
стала общественным институтом, заняла важное место в обществе. Возникают научные
общества (1662). Ученые регулярно собираются (1645), чтобы обсудить свои
достижения, узнать о работе друг друга. Первоначально информируют о своих
достижениях в переписке. Письмо стало своеобразным жанром научной публикации.
Нужны были специальные издания, где бы эти письма печатались с определенной
периодичностью. Появились научные журналы. В 1665 г. – первым был французский
журнал «Журналь де саван» – «Журнал ученых», вышел 5 января. Сначала ежене-
дельно, потом – раз в две недели. Открытия, переписка, отзывы на новые книги. В 1665
г. Лондонское королевское общество стало выпускать журнал «Философские
сообщения» (Философикал трансэкшен), который впоследствии стал ведущим научным
изданием мира. На его страницах – сообщения о крупнейших достижениях человеческой
мысли. Присоединились писатели. «Журналь де саван» стал печатать литературные
произведения и превратился в симбиоз научного и литературно-художественного жур-
нала. Такими были и немецкие «Акта Эрудиторум» – «Сообщения эрудитов» (1682),
«Монатгешпрехе» – «Ежемесячные разговоры» (1688). А затем возникли специальные
литературные периодические издания. Потом стали издаваться специальные женские,
детские, сатирические журналы.
В 18 в. удалось значительно упростить и удешевить процесс иллюстрирования
книг и других изданий, увеличить производительность печатных машин за счет применения стереотипов и матриц. Стереотип – это плотный отпечаток, слепок с набо-
ра, с печатной формы – из гипса (впервые применил пастор лютеранской кирхи в
Голландии Иоганн Мюллер в нач. 18 в.) или из бумаги (Уильям Никольсон, Лондон,
патент 1790). Со стереотипа отливали матрицы, с которых можно делать много форм и
печатать много оттисков сразу на нескольких станках.
В 18 в. печатный станок мог печатать 250 оттисков в час.
Была создана книгопечатная машина. Создал немец Фридрих Кениг. Ею заин-
тересовался издатель лондонской газеты «Таймс» – приобрел две машины. Первый
номер по новой технологии был выпущен 29 ноября 1814 г. Производительность 1100
оттисков в час. Бауэр в 1816 г. сконструировал новую машину производительностью
1000 дву-сторонних оттисков в час. Он стал основателем фирмы полиграфического
оборудования «Кениг и Бауэр», которая работает в Германии до сих пор. К 1833 г.,
году смерти Кенига, в разных типографиях работало 60 печатных машин. В 1865 г.
завод выпустил 1000-ю печатную машину, в 1873 – 2000-ю. Это так называемые
плоскопечатные машины. Используются до сих пор при печатании небольших тиражей.
Печатные машины совершенствовались, увеличивалась скорость вращения вала,
возвратно-поступательного движения талера, увеличивалось количество печатных
форм. Использовался паровой привод. Законодательницей технической моды была
лондонская газета «Таймс». Она первой внедряла у себя технические новинки. В том
числе и ротационный станок, сконструированный А.Эппельгетом. Ротационная
машина «Мамонт» появилась в 1828 г. в типографии газеты «Таймс». Проработала 20
лет с производительностью 4200 оттисков в час. Сначала вал с формами был
установлен в станке вертикально, это усложняло работу, потом в 1846 г. американец
Роберт Хое расположил его горизонтально. Это было удобнее. Но производительность
тормозила ручная подача бумаги: 10 подавальщиков у ротационной машины «Мамонт»,
10 валов вокруг основного цилиндра с печатными формами, 25 000 газет в час. Станок
имел гигантские размеры – 10 метров длина машины, 6 м высота. Сегодня многое
изменилось в полиграфии, но ротационная печать осталась.
В 1863 г. Уильям Баллок разработал способ подачи бумаги из рулона. Такое
оборудование установили в типографии газеты «Таймс». Ускорение печати, увеличение
производительности печатных машин позволяло владельцам газет опережать
конкурентов, оперативно тиражировать новости, делать газету дешевле и
качественнее. Но по-прежнему главным тормозом всего технологического процесса
производства газет был ручной набор текста.
Важнейшей особенностью развития зарубежной периодической печати 19 века было развитие массовой печати. Она была рассчитана на широкие слои общества и была доступна им по цене. Это стало возможно благодаря технической революции и ее влиянию на развитие СМИ.
Произошло увеличение тиражей и ускорение выпуска газет. Телеграф, ротационный
станок и другие технические достижения были поставлены на службе СМИ. В 19 в.
произошло формирование системы периодической печати большинства стран. «Таймс»,
«Гардиан», «Дейли телеграф», «Файненшл таймс», «Трибюн» и другие ведущие газеты
запада появились в 19 веке. Возникли государственные каналы информации, были
отработаны способы влияния государства на СМИ: экономические, юридические и
идеологические. В ряде стран возникла монополия правительства на отдельные виды
информации. Это позволяло манипулировать информационным.
В 1854 г. был создан наборный станок, прообраз современного линотипа,
который ускорил процесс набора текста для печати. Процесс набора на линотипе
напоминает печатание на машинке, латунные матрички букв группируются в нужной
последовательности до тех пор, пока не образуется полная строчка, тогда в них
наливается горячий свинец и получается литая строчка набора.
В 1858 г. состоялась проба межконтинентального телеграфного кабеля.
Послание королевы Виктории, направленное из Великобритании в США, достигло
резиденции президента почти в тот же миг. Это техническое усовершенствование
преобразило облик мировой журналистики. Оперативность информирования читателей
о событии, совершившемся на другом конце земли, повысилась многократно. Это
требовало дорогостоящей техники и штата корреспондентов, но результаты окупали
подобные затраты. Телеграф вытеснил почтовых голубей из арсенала средств связи
газетчиков. XIX в. – век рождения специальных служб связи – информационных
телеграфных агентств. Их задачей было снабжать газеты информацией, последними
известиями. В 1825 г. возникает французское агентство Гавас, в 1848 г. – первое
Североамериканское – Ассошиэйтед Пресс, в 1849 г. – английское агентство Рейтер. В
России первое агентство возникло в 1894 г. – РТА (Российское телеграфное агентство).
В конце XIX в. было изобретено радио (1895 г.), открывшее новую страницу в
журналистике, и кино («живые фотографии», 1895 г.), провозвестника документального
кино и тележурналистики.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.