logo search
Ответы на госы (ред

Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 29 Каждому гарантирует свободу слова и мысли, гарантирует свободу сми и отменяет цензуру.

На начало ноября 1991 года Министерство печати и массовой информации РФ зарегистрировало 1269 газет, журналов и информационных агентств; более 2200 различных органов массовой информации получили регистрацию в бывшем союзном ведомстве. При этом продолжал сохраняться многонациональный характер прессы – газеты и журналы выходили на 40 языках народов России. В условиях демократизации и развития финансово–экономической инициативы расширяется учредительский состав СМИ: учредителем газеты «Куранты» стала Московская мэрия, газеты «Центр Плюс» – префектура Центрального административного округа и редакция журнала «Столица», газеты «Московский комсомолец» – редакционный коллектив.

Однако в конце 1992 – начале 1993 года российская печать оказалась в состоянии тяжелого кризиса. С переходом к рыночным отношениям (рост цен на бумагу и доставку) возросла стоимость подписки, в результате чего 33 из 40 массовых изданий потеряли своих подписчиков. Так, у газеты «Труд» тираж сократился на 6 млн. экземпляров, у «Комсомольской правды» – на 5 млн. экземпляров. В этих условиях пресса, равно как и радио и телевидение все больше начинают ощущать зависимость от правительственных и коммерческих структур.

В условиях перехода на хозрасчет существенные изменения претерпела и структура военной периодической печати. В 1994 году она включала в себя центральный орган Министерства обороны газету «Красная звезда», журналы «Армейский сборник», «Морской сборник», «Зарубежное военное обозрение», «Ориентир», «Военно–медицинский журнал», газеты военных округов, групп войск, флотов, дивизий. Была также создана Центральная телерадиовещательная студия МО (ЦТРС).

В то же время на фоне общего кризиса центральной прессы усилились позиции региональных изданий, менее зависевшей от подорожания почтовых услуг. Кроме того это было вызвано переходом с вертикального на горизонтальный тип взаимоотношений СМИ в рамках региона, что позволило региональным изданиям, прежде во многом дублировавшим центральные, существенно разнообразить свою проблематику и расширить типологию. В первую очередь, это региональные общественно–политические издания, удельный вес которых в таких регионах, как Мордовия, Хакасия или Республика Саха превышает 80%. Во–вторых, это информационно–коммерческая печать, существующая целиком на доходы от рекламы. Новым явлением стало появление детских и подростковых изданий («Ни два ни полтора» в г.Арзамас–16), возрождение некогда популярных в дореволюционной России энциклопедических журналов для семейного чтения, появились журналы, пропагандирующие культурное наследие («Ясная Поляна в Туле, «Северные просторы» в Архангельске), литературные журналы («Русь» в Ярославле, «Сура» в Пензе). Наконец, принципиально новым для России стало появление электронных газет и журналов, распространяющихся через компьютерную сеть «Интернет», к которым относятся как электронные версии печатных изданий («Огонек», «Компьютерра» и др.), так и самостоятельные издания: «Газета РУ», «Журнал РУ», Полит.РУ» и др.

Особое место в структуре периодической печати занимает деловая (Массовые издания: «Деловой мир», (Москва), «Город N» (Ростов-на-Дону). Издания, посвященные конкретной сфере деловой жизни: «Акционер», «Медицина для Вас», Специализированные издания: «Финансовая газета», «Биржевые ведомости» (Москва), «Биржа» (Нижний Новгород). Рекламно-справочные издания («Экстра-М», «Рекламный вестник») и газеты бесплатных объявлений («Все для Вас», «Из рук в руки»)) и аграрная пресса (Сельская жизнь», «Российский фермер», «Крестьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Нива России», «Сельский коммерсант», «Земля и люди»), предназначенная для людей, занятых в сферах экономики, сельскохозяйственного производства, фермерства, бизнеса, финансов, бухгалтерского учета.

Кроме того, в структуре периодики утвердились:

· международные общественно-политические и социально-экономические издания; · издания национальных групп, землячеств; · административных регионов; · религиозные издания; · издания для семьи; отдыха; · издания для интеллигенции; · издания политических партий и объединений; · издания для безработных; · посвященные фантастике, мистике, астрологии; · эротические издания. Женская пресса («Сударушка», «Натали», «Дочки-матери», «Деловая женщина», «Женское счастье» и многие др).

В систему телерадиовещания России вошли: российская государственная телерадиокомпания – 1 программа «Останкино»; Всероссийская государственная телерадиовещательная компания – П программа; Московская программа – Ш канал; Образовательная программа «Российские университеты» и канал независимого телевидения НТВ – 1V канал; программа «Петербург» – V канал;; «ТВ–6 – Москва» – V1 канал. Кроме того действовали краевые, областные, городские и районные телерадиоорганизации. Первой негосударственной телевизионной структурой в Москве, самой крупной в начале 90-х гг. был «Телеканал 2х2», первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990 г. обеспечении москвичей информационной, музыкальной, развлекательной программами.

Произошли структурные перемены и в радиовещании: на уровне Федерации радио включало в себя программы «Радио России», ряд новых программ по каналу «Радио – 1», круглосуточную программу студии радиостанции «Маяк», программу «Радио–Орфей», круглосуточный канал «Юность». Наряду с государственными в этот период действовали и 23 частные радиостанции, работавшие в УКВ–диапазоне: «Серебряный дождь», «Радио–101», «Ностальжи», «Престиж–радио», «Радио–максимум», «Европа плюс» и др. Радиовещание на зарубежные страны на 46 языках осуществляла радиокомпания «Голос России», ставшая преемником Международного московского радио.

Электронные СМИ также затронули процессы регионализации. Появились новые межрегиональные информационные программы, например, «Губернские новости», транслируемые на Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области и Алтайский край. Радиопрограммы крупных городов готовятся с расчетом на аудиторию не только области, но и соседних территорий, например, Санкт–Петербургское радио вещает на весь Северо–Западный регион.

К концу 1993 года в России насчитывалось 16 информационных агентств, работавших на всю страну: Информационное телеграфное агентство России (ИТАР–ТАСС), Российское информационное агентство (РИА), РИА «Новости», Информационное агентство РАУ–Пресс, Агентство новостей и информации, Агентство экономических новостей, ИМА–Пресс, Информационное агентство «Пресса», «Студинформо», «Интерфакс», «Постфактум», «Панорама», «Публицист», Агентство деловых новостей ПАЛ–Информ, Российское информационное агентство фотоагентство КОНЭСКО, агентство «Законодательное обеспечение бизнеса в России»; кроме того действовало около 300 информационных агентств в регионах и республиках.

Журнальная периодика. Религиозные: «С нами Бог», «Путь православия», «Русский паломник», иллюстрированный, красочный, предназначенный для семейного чтения «Мир Библии», а также «Журнал для всех», «Пробуждение» и т.д. коммерческие издания – «Деловые люди», «Новые товары», журналы для тех, кто развивал новые производственные отношения на селе – «Сельская новь», «Фермер», «Новый фермер», «Усадьба». Сохранились и многие старые издания: «Земледелие», «Сельский механизатор», «Зерновые культуры», «Картофель и овощи», «Животновод». Для зажиточных людей издаются, например, «Золотой век», «Да!», «Элита», «Империал», «Бизнес-матч», русское издание «Пентхауса». Ежемесячные общественно-политические издания. Наиболее влиятельными среди них считались «Международная жизнь», «Век XX и мир», «Профсоюзы», «Полис» («Политические исследования»), «Посев», «Диалог», «Актуальная политика».Массовые издания: «Театр», «Литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Экран», «Смена», «Студенческий меридиан» и др.

Конфликт между законодательной и исполнительной властью, начавшийся в марте 1993 года, привел к разделу российских СМИ на четыре группы. Первая – правительственные СМИ («Российская газета», органы местной администрации, а также местных Советов с преобладанием в них радикальных демократов, которые, участвуя в реформах правительства. Избегали комментировать негативные последствия этих реформ). Вторая – органы печати Советов («Российская газета», местные издания), выступавшие за смену правительства. Третья – т.н. «демократическая» пресса (большинство формально независимых от государственных структур изданий типа «Известий», «Московских новостей», «Комсомольской правды» и др.), которые с разной степенью критичности поддерживали правительство. Четвертая – т.н. «патриотические» СМИ («Советская Россия», «Литературная Россия», «День» и др.), резко критиковавшие президента и правительство. Любопытно, что раскол произошел и в прессе русского зарубежья, так, например, «Новое русское слово» и «Посев» поддерживали демократов, а «Русская мысль» и «Вече» – патриотическую оппозицию.

Среди изданий, откровенно выражавших свою политическую приверженность, стали «Правда России» – газета Коммунистической партии Российской Федерации, «Правда Жириновского», «Сокол» – газеты либерально-демократической партии России, «Срочно в номер» – орган Партии экономической свободы и другие.

Национал-патриотической ориентации придерживаются «Русский Вестник», «Истоки», «Монархист», «Гражданин Империи».

Органом ЦК и МК Российской Коммунистической рабочей партии объявила себя газета «Молния».

Органами левого крыла, объединенной оппозиции являются газеты «Российская правда», «Русские ведомости» (Русская партия).

К числу независимых причисляют себя и «Советская Россия» – открыто прокоммунистическая газета, и «Правда», стоящая на коммунистических позициях, и «Черная сотня», в самом названии которой отражено ее шовинистическое направление.

С определенными политическими институтами связаны «Российская газета» (Учредитель Правительство РФ), «Российские вести» (Администрация Президента РФ), «Народная газета» (Администрация Московской области).

Однако действия правительства, последовавшие вслед за расстрелом здания Верховного Совета РФ в октябре 1993 года, озадачили даже самых рьяных сторонников новой власти. Так, за публикацию материалов, которые «значительно усилили дестабилизацию обстановки во время массовых беспорядков в Москве», решением Министерства печати и информации были запрещены газеты «День» (выходит под новым названием «Завтра»), «Гласность», «Народная правда», «За Русь», радиопрограмма «Парламентский час» и программа новостей телевидения Санкт–Петербурга «600 секунд»; издание газет «Правда», «Советская Россия» и «Рабочая трибуна» приостановлено. Контроль за парламентской «Российской газетой» и над парламентской студией РТВ перешел в руки правительства. В издательствах ряда газет, на телевизионных студиях и в информационном агентстве ИТАР–ТАСС появились цензоры, в результате чего даже некоторые лояльные правительству издания («Независимая газета», «Сегодня», «Московская правда», «КоммерсантЪ–Daily» и «Литературная газета») вышли с пробелами вместо снятых цензурой материалов.

С конца 1993 по середину 1995 года в российском обществе отмечается относительная политическая стабилизация, происходящая на фоне продолжающегося падения производства, которое в 1994 году составляло примерно половину от уровня 1990 года. В этих условиях рынок массовых СМИ практически не расширялся, тиражи продолжали падать практически у всех изданий – хотя и здесь некоторым издательским компаниям удалось развернуться. В частности, активно развивается рынок деловых изданий, появляются журналы для потребителей с высокими доходами, финансируемые за счет рекламы. Именно на этот период приходится бурное развитие Издательского дома «КоммерсантЪ», который один за другим выпускает новые издания (журналы «Власть», «Деньги» и др.), группы «Индепендент Медиа» (газета «Москоу таймс», журналы «Плэйбой», «Космополитэн»), а также холдинга «Сегодня» – «Комсомольская правда». Начинается концентрация СМИ, в результате чего появляются первые информационные магнаты В.Гусинский (группа «Мост») и Е.Яковлев (издательский дом «КоммерсантЪ»).

Начало войны в Чечне в конце 1994 года разделило российские СМИ на два лагеря – противников и сторонников президента и правительства, причем последние оказались в меньшинстве. Фактически только телевизионный канал «Останкино», правительственная «Российская газета» и орган Министерства обороны «Красная звезда» поддерживали действия федеральных войск, в то время, как и «демократические», и «патриотические» издания единодушно осуждали «чеченскую авантюру». В зоне боевых действий военное командование даже вынуждено было глушить передачи правительственного «Радио России», негативно влиявшие на моральный дух военнослужащих. Таким образом, в этот период российские СМИ продемонстрировали способность занимать самостоятельную позицию, даже если она расходится с позицией властей (при условии, разумеется, что она не противоречит интересам владельцев СМИ).

Дальнейшее ухудшение экономического положения повлекло за собой рост недовольства значительной части российского населения действиями президента и правительства. в преддверии парламентских, а затем и президентских выборов в России активизируется деятельность политизированного капитала по формированию пропагандистской системы, основу которой составили СМИ, прежде всего электронные.

Еще в августе 1994 года председатель комитета Государственной думы по информационной политике и связи М.Полторанин заявил, что в Москве «в принципе нет государственного телевидения», и что эфир телекомпаний «Останкино» и ВГТРК «разобран различными финансовыми группировками». В 1995 году создается Общественное российское телевидение (ОРТ), контрольный пакет акций которого получило государство (51%), а остальную часть – крупные бизнесмены Б.Березовский, А.Смоленский и др. С этого момента в России начинается история создания медиа–групп, которые, выражая интересы крупного капитала, предлагают партии власти коммуникационные каналы в обмен на доступ к распределению государственной собственности в ходе приватизации. Так, в ходе президентских выборов 1996 года основные российские СМИ практически единодушно поддержали Б.Ельцина, и, умело манипулируя общественным мнением, добились его избрания на пост президента. С этого момента начинается новый отсчет в истории российских СМИ – если до сих пор в решении политических конфликтов их роль была значительной, то теперь она стала определяющей, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании в России медиа–политической системы.

Медиатизация политики является естественным продолжением политизации российских СМИ в начале 90–х годов. Однако теперь их роль в информационной системе становится менее самостоятельной. Привлеченные эффективностью информационных технологий, крупные экономические группы вкладывают значительные средства в СМИ, что приводит к возникновению целого ряда медиа–групп, между которыми распределяются практически все центральные российские СМИ. Так, в 1997 году предметом инвестирования становится ряд «демократических» изданий, которым еще удавалось сохранить независимость – «Литературная газета», «Известия» и «Комсомольская правда». В результате все они стали частью крупных холдингов на базе компании «АФК–Система», контролируемой Ю.Лужковым, и ОНЭКСИМбанка».

То же самое происходит с телевидением – коммерческий канал «СТС–8», принадлежавший американским инвесторам, стал частью холдинга «Альфа–ТВ». В результате политическая окраска того или иного капитала отходит на второй план, и интересы непосредственных владельцев СМИ становятся политической позицией их изданий, что особенно ярко проявляется в ходе участившихся в последнее время информационных войн. Тем не менее, некоторым изданиям удалось сохранить самостоятельность («Московский комсомолец», «Аргументы и факты», издательский дом «КоммерсантЪ»), а некоторые и вовсе функционируют вне контекста политической жизни (Издательский дом «Экономическая газета», группа С.Лисовского и «Альфа–ТВ»).

Границы между политизированными и коммерческими СМИ достаточно размыты, и последние также довольно часто участвуют в информационных войнах и раздувании политических скандалов. Это, в свою очередь, вызывает ответные меры со стороны властей, подчас, откровенно репрессивные. Так, например, в апреле 2000 года в ходе выборов губернаторов в Санкт–Петербурге была арестована часть тиража газеты «Моя столица» с критикой в адрес одного из кандидатов;

Одной из важных особенностей нового периода в развитии российской журналистики является повышенная активность политизированного и коммерческого капитала в проникновении на региональные рынки. Особенно ярко проявилась эта тенденция в преддверии парламентских выборов 1999 года и президентских выборов 2000 года, начиная от создания региональных выпусков ряда центральных изданий («Московский комсомолец», «Известия») и заканчивая проникновением московских телерадиовещательных компаний в регионы посредством формирования новых вещательных сетей, включая спутниковое вещание.