Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
Телевидению пришлось преодолеть значительное сопротивление исламских фундаменталистов, чтобы начать развиваться (за исключением Ливана, где издавна присутствует множество конфессий). Только когда по радио, а затем и по телевидению стали передавать прямую трансляцию религиозной службы из мекканской мечети, религиозные деятели дали согласие на его распространение. Среди телепередач преобладают религиозные программы, но существуют и программы культурные, а также детские (одна из которых называется «Передача для молодых мусульман»). Есть и новости, которые, как правило, подаются в следующей последовательности: события в стране, деятельность правительства, официальные визиты, встречи, прием делегаций события на Ближнем Востоке, события в мире, спорт. Религиозные программы включают: пятикратную молитву традиции и особенности ислама, вопросы и ответы слушателей, важнейшие для мусульман всего мира события.
Первый период расцвета арабского спутникового телевидения совпал с началом террористической войны «Аль-Каиды» и войной Запада с террором. Конфликтующие стороны стремились использовать в своих целях этот инструмент с небывало широкими возможностями. Вскоре для «Аль-Каиды» новые арабоязычные средства коммуникации приобрели жизненно важное значение: видео- и аудиопослания скрывающихся руководителей «Аль-Каиды» транслируются по арабским телевизионным сетям достаточно часто.
США, со своей стороны, для искоренения террористических ростков тоталитаризма делают ставку на глубокую демократизацию арабских государств. Они через арабские средства массовой информации содействуют распространению свободомыслия; американские чиновники говорят о настоящей антитеррористической войне за умы. Арабские спутниковые телекомпании примерно за 10 лет, прошедших с начала вещания, заняли прочное место в приводном механизме ближневосточной политики. Но их влияние на политические решения, а также на ведение войны в регионе не соответствует первоначальным ожиданиям. Революционное развитие арабского спутникового телевидения началось в 1991 году - сначала с удивления, которое потом переросло в раздражение новым стилем оперативных репортажей американской компании CNN о войне в Кувейте. Чтобы сломить на Ближнем Востоке монополию проамериканских теленовостей, альтернативой которым в арабских странах являлись закостенелые государственные телевизионно-пропагандистские компании, эмир Катара в 1996 году подхватил неудавшийся проект арабоязычного телевидения ВВС и благодаря ежегодной финансовой поддержке в объеме примерно 100 млн долларов сделал возможным создание полугосударственной телекомпании Al-Jazeera Inside Al-Jazeera by Kathy Deacon (June 7th, 2002). Режим доступа: http://www.villagevoice.com/issues/0224/deacon.php.
Вскоре западным телекомпаниям пришлось покупать эксклюзивные видеоматериалы Al-Jazeera об американских ракетных ударах в Афганистане и Багдаде. Следующими на очереди стали видеопроповеди Усамы бен Ладена. В 2002 году на небосклоне арабского телевидения появились еще две звезды: телевидение Abu Dhabi и финансируемый Саудовской Аравией телеканал Аl-Arabiya. Государственные телеканалы тоже подтянулись в плане технологий истилистики, а после свержения Саддама Хусейна телекомпании стали усиленно развиваться и в Ираке. К настоящему времени количество разного рода арабских телеканалов приближается к 200. На фоне этого хора и в противовес ему американское правительство весной 2004 года было вынуждено запустить свой арабоязычный официальный канал al-Hurra, распространяющий западную точку зрения на положение на Ближнем Востоке.
Исполнительный директор канала Аl-Arabiya Набиль аль-Хатиб в 2004 году считал, что, хотя арабские СМИ и обеспечивали интенсивный информационный поток по надрегиональным вопросам, однако в большинстве случаев они как местные средства массовой информации не были способны выполнять свою роль в демократическом процессе.
Он посчитал, что примерно 60% всех информационных сообщений ограничивались конфликтами в Израиле и Палестине и в Ираке, тогда как внутренние темы, вопросы о деятельности собственных правительств, парламентов или юстиции, социальные, а также и женские темы оставались в стороне. На те вопросы, которые ставились арабскими гражданами - о выборах или отношениях с местными властями, ответов не было, установил тогда аль-Хатиб.
Немецкий специалист по СМИ Кай Хафец отмечал, что в арабских государствах практически отсутствуют представительные политические партии и влиятельные персоны гражданского общества, и телевидение, даже более свободное, чем сейчас, не может взять их роль на себя. По мнению аль-Хатиба, независимость арабских телеканалов довольно ограниченна; они либо принадлежат государству, либо финансируются за счет частных капиталов из стран Персидского залива. Государственные средства массовой информации, утверждает он, в принципе обходят стороной любой щекотливый вопрос, касающийся ближневосточного региона, а частные СМИ должны работать с оглядкой на своих владельцев. Так, Al-Jazeera почти никогда не рассказывает о внутренней политике Катара, не критикует нарушения прав человека или коррупцию нигде, кроме как в Израиле и на территории Палестинской автономии. Нападкам подвергаются только те арабские страны, которые практически не имеют политического или экономического веса; или те, с которыми собственные власти как раз затеяли ссору.
Пол Харпер, обозреватель BBC, говорит о том, что арабские телеканалы быстро лишили западных конкурентов положения монополистов. Параллельно с боевыми действиями в Ираке война ведется и в средствах массовой информации. В частности, в арабских, которые в борьбе за зрителя выдают на телеэкраны все более и более драматичные кадры. Впервые война на Ближнем Востоке показывается арабскими телеканалами в прямом эфире, что может иметь далеко идущие последствия. «Показ «Аль-Джазирой» военнопленных шокировал американского зрителя. Самая известная из новых арабских телестанций - «Аль-Джазира», превратившая Катар, в котором базируется, из маленького и никому не известного за пределами Персидского залива государства в мощную силу на арабской и мировой политической сцене… Во время войны у зрителя всегда развивается неутолимая жажда к самым свежим кадрам и новостям. А 11 сентября 2001 год и последовавшая война в Афганистане привели к тому, что на Ближнем Востоке «Аль-Джазира» стала такой же насущной потребностью, какой была десятилетием раньше CNN.
По его словам, «Аль-Джазира» была единственным неиракским вещателем в Басре. Очень яркие и полные драматизма кадры - такие как авиабомбардировки Багдада - передает правительственное телевидение Объединенных Арабских Эмиратов «Абу Даби ТВ». Телеканал «Аль-Арабия» - это глянцевая спутниковая информационная служба, работающая на саудовские деньги и базирующаяся в Дубаи. «Аль-Манар» является очень профессиональной информационной станцией ливанского движения «Хезболла». «Абу Даби ТВ» транслировала бомбардировку Багдада в прямом эфире. Ведущие «Аль-Манара» демонстративно отвергают традиционные нормы: мужчины обычно появляются в кадре небритыми и без галстуков, женщины - в исламских шарфах. Шападного зрителя шокирует стремление «выносить на экраны ужасающие последствия войны, не стесняясь крупным планом показывать окровавленные трупы и ампутированные конечности, чего никогда не позволяют себе западные режиссеры и операторы». Уже появились признаки того, что работающие на Ближнем Востоке традиционные - наземные - телеканалы, которые обычно находятся под жестким контролем арабских правительства, пытаются перестроить свои устоявшиеся форматы с тем, чтобы достойно встретить вызов со стороны спутниковых станций.
Современные многочисленные арабские спутниковые компании рекомендуют зрителям, как правило, следующие телеканалы:
«Аль-Джазиру» - новости, политические и экономические обозрения, комментарии о событиях в мире;
документальный катарский канал «Аль-Джазира-л-уасаикиййа» - научно-популярные фильмы;
детский катарский канал «аль-Джазира ли-л-атфал» - детские передачи, игры, мультфильмы;
египетский канал «Аль-Мисриййа» - новости, фильмы, научно-популярные передачи и многое другое о Египте;
канал Суданского телевидения «ас-Судан», демонстрирующи африканские пейзажи.
Составителей программ для арабских телеканалов руководствуются несколько иными принципами, чем европейцы. Так священный мусульманский месяц Рамадан - это время ежегодного бума для арабского телевидения. После захода солнца и трапезы целые семьи собираются перед телевизорами. Более 100 драм и комедий производятся специально для периода Рамадана. В создании таких программ всегда доминировал Египет, но теперь и Сирия начинает составлять ему конкуренцию, и ее программы касаются самых острых и насущных тем.
Главная тема сирийского сериала «Прекрасна и чиста» - волна террористических атак в Саудовской Аравии. Спрос на такие злободневные драмы растет особенно сейчас, когда арабское спутниковое телевидение переживает настоящий бум. Удовлетворяют этот спрос более 130 частных телевизионных компаний Сирии. Одна из крупнейших - компания «Аш-Шам». Ее управляющий Мазен Рифка говорит, что именно готовность телекомпаний касаться самых насущных тем: терроризма, наркомании - дает сирийской телевизионной индустрии преимущество на медиарынке. Самым крупным проектом этой компании стал 35-серийный фильм «Матери», где рассказываются истории разных женщин с их страданиями, жертвенностью и любовью. Эта тема находит очень широкий отклик во всем арабском мире. Одна из наиболее популярных телевизионных станций, «Future TV» в Бейруте тратит 20 процентов своего ежегодного бюджета на покупку программ для показа в период Рамадана, и сирийские фильмы привлекают очень большую аудиторию. Но и у них есть предел, который они не могут переступить. Тарек Антрези из компании «Future TV» говорит: «Фильмы только в самых общих чертах критикуют такие явления, как коррупция, злоупотребление властью, но никто не будет напрямую критиковать режим».
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.