logo search
Ответы на госы (ред

39. Журналистика и экономический фактор. Процессы монополизации и кон­центрации в сми.

Социально-творческая проблематика свободы журналистики имеет основополагающий характер, и на ее фоне должны решаться все осталь­ные. Ведь для реализации даже верно сформулированных социально-творческих подходов и решений принципиально важна также экономиче­ская (финансовая, техническая и др.) база реализации свободы, юридически обеспеченная законодательными актами. Экономические проблемы свободы журналистской деятельности ме­нее сложны теоретически, но представляют большие трудности при практическом их решении. Функционирование средств массовой информации в условиях рыноч­ной экономики при этом протекает в условиях необходимости превыше­ния доходов над расходами. Источников доходов СМИ несколько. Преж­де всего, это доходы, получаемые от «потребителей» информации. Реклама: плата за нее от рекламодателей составляет значительную часть доходов СМИ. СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, используя разные средства, мобилизуя «внутренние» ресурсы расширения экономической свободы своей деятельности. Путь к экономической независимости лежит через создание объединений - прежде всего кон­цернов или холдингов, сосредоточивающих под одной «крышей» ряд информационных институтов. Одно из важнейших преимуществ концернов - многообразное ис­пользование информации, которой они располагают. На основе получен­ных и опубликованных в газете материалов создаются видеофильмы, компьютерные базы данных. Формирование и функционирование концернов в сфере информации дает экономические выгоды, позволяя им в значительной мере быть не­зависимыми в экономическом отношении, даже выпускать убыточные из­дания и программы за счет высокоприбыльности других областей своей деятельности. Тем самым может быть обеспечена реализация той инфор­мационной политики, которая выработана изданием или программой в соответствии с их целями. Однако сращивание с другими сферами пред­принимательства, а тем более подчиненное положение СМИ в этих много­отраслевых экономических структурах при всех экономических выгодах может привести к утере (или, по крайней мере, ограничению) информа­ционной независимости. Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в области СМИ. Антимонопольные меры необходимы и в различных областях инфра­структуры СМИ - в средствах связи (наземной и космической), в сфере полиграфии, технической базы аудио- и видеопроизводства, доставки и распространения информационной продукции. Монополия в этих обла­стях ведет к произвольным решениям монополиста как в политической сфере (стремление сузить или вовсе лишить возможности «выхода» на аудиторию нежелательных СМИ), так и в экономической, когда создаются условия для произвола в ценовой политике, когда монополист не имеет стимулов к снижению производственных издержек и повышению эффективности своей деятельности, к повышению культуры обслуживания СМИ и его аудитории.

Xолдинг, холдинговая компания -- группа предприятий, контрольные пакеты акций которых принадлежат одному учредителю. Руководство холдинга, как правило, оперирует финансовым резервом. Выстраивается стратегия скоординированного развития всех предприятий, входящих в систему холдинга. Холдинг "ПрофМедиа" образован в 1997 году. Кино: сеть мультиплексов под маркой "Синема Парк" и контрольный пакет акций компании "Централ Партнершип", ведущего российского производителя и дистрибутора теле - и кинопродукции. ТВ: национальной телесетью "ТВ3", круглосуточным анимационным телеканалом "2х2", музыкальным телеканалом "MTV Россия",  а также телеканалом "VH1 Россия". Радио: "Авторадио", Energy, "Юмор FM", "Радио Алла". Печатные СМИ: журнальным издательским домом "Афиша" (журналы "Афиша", "Афиша-Мир", "Афиша-Еда", "Большой город", серия путеводителей). Интернет-активы: Rambler Media, Afisha.ru.

Медиа-объединения связаны с финансово-промышленными группами. ФПГ вырастают за счет концентрации капитала и предприятий вокруг одного центра -- банка или фирмы, происходит слияние финансового, торгового и промышленного капитала, который диверсифицирует свою деятельность и ищет приложения в разных отраслях, в том числе и в СМИ. Такое приложение капиталов может происходить как ради извлечения прибыли, так и в целях политического и идеологического влияния на общество и власть, создания комфортных условий для ведения основного бизнеса, поддержания бизнес-среды. Практически те же цели преследует государство, проводя свою информационную политику через группу подконтрольных СМИ. Решается проблема поддержания власти и обеспечения ее поддержки в обществе. Государство в России создало свой медиа-холдинг: в июле 1998 года региональные телекомпании имущество которых было федеральной собственностью стали дочерними предприятиями холдинга, которым руководит ВГТРК. ВГТРК была образована Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1990 г. Три общенациональных телеканала: "Россия 1", "Россия К", "Россия 2"; первый общедоступный государственный телеканал для детей и юношества "Бибигон"; 89 региональных телерадиокомпаний, вещающих во всех субъектах Российской Федерации; первый в России круглосуточный информационный канал "Россия 24"; телеканал "РТР-Планета", выходящий за рубежом с 2002 года; русская версия телеканала "Евроньюс"; пять радиостанций - "Радио России", "Маяк", "Культура", "Вести ФМ" и "Юность" и государственный интернет-канал "Россия", который объединяет десятки интернет-ресурсов.

Иногда объединения включающие несколько печатных изданий именуются издательский дом. Это та же группа компаний, завязанных на одного ведущего собственника, но в специализированной сфере. Издательский дом включает ежедневную газету и ее дочерние издания, еженедельник, один или несколько журналов, издательство, часто имеет свои полиграфические предприятия. Пример - Сейчас ИД   «Коммерсантъ»  — это: Ежедневная газета   «Коммерсантъ», Ежедневная газета   «Коммерсантъ в регионах»,  Аналитический еженедельник   «Коммерсантъ ВЛАСТЬ», Экономический еженедельник   «Коммерсантъ ДЕНЬГИ», Автомобильный журнал   «Автопилот», Ежемесячный деловой журнал   «Секрет Фирмы». Трест достаточно редкое объединение в медиа-бизнесе. Поскольку трест означает централизацию сбыта, а это уже связано с антимонопольной политикой. Газетные тресты присущи Великобритании и США. В XIX веке в США они монополизировали сбыт массовых газет также как нефтяной трест Моргана монополизировал сбыт керосина. Но затем были приняты антимонопольные законы, и тресты сменили форму.