39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
Психологическая культура журналиста это: (по методичке кузина)
- психологическое познание самого себя как личности и профессионала. В результате профессионализации формируется специфический "внутренний мир" (свои конструкты), журналистский ракурс виденья мира, имидж как система личностных характеристик и соответствующий стиль поведения и образ жизни;
- знание психологии людей и их поведения, умение выстраивать диалогические и интерактивные отношения с аудиторией;
- парадигма профессионального мышления и форм журналистского труда и творчества, толерантности и плюрализма, самоиндетификации и самореализации, адекватное отражение мира;
- постоянное изучение социально-психологических законов, дающих системное представление о закономерностях психологических процессов, лежащих в основе жизни социума, общественных явлений, массовой коммуникации и индивидуального творчества.
При овладении психол.культурой журналист 3 стадии: 1 адаптация, (познай себя)
механизм восприятия и оценки действительности), 2 Индивидуализация (познай другого в сравнеии с собой), 3 интеграции (коллектива редакции и всего журн.сообщества). В отличие от других профессий журналистика – это особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которой является человековедение. Нужно знать псих. Зкаоны и уметь их применять. ИНДИВИДУАЛЬНОСЬ – 1. Позиция: - социально мировоззренческая - общественно – политическая, 2 Профессиональные склонности: - запускающие механизмы при формировании журналиста.3 Способности: - особенности личности являются субъективными условиями успешного осуществления деятельности - быстрота, глубина, 4 Личностные свойства: - интеллектуальные качества система мыслительных способностей, 5 черты образного мышления и видение явлений в действительности - эмоциальнально - психологический и волевой склад личности: 6 Знания: - энциклопедически - профессиональные журналистские - специальные знания. 7 Навыки и опыт - умение приобретать и накапливать-учитывать приобретенное в деятельности 8 Ответственность - за профессионально творческую самореализацию- за самосовершенствование- за развитие личности.
40. Современное законодательство России о СМИ. До 1990 в стране не было закона о СМИ (1917 - Декрет о печати, обещавший Закон в ближайшее время). 1990 - Закон СССР о печати и др. СМИ (1 августа 1991 - в действие). Революционность этого закона: отмена цензуры в СССР; удар по системе партийной советской печати; права и свободы ж-та, доступ к информации. Закон РФ о СМИ - февраль 1991 (1992 - в силу). За исключением некоторых несущественных деталей повторяет Закон СССР. Линия поддержки свободы печати в России. Позже было принято около 30 законов, имеющих отношение к СМИ (о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, о государственной тайне, об основных гарантиях избират прав и т. д.). Т.о., сфера, которая раньше регулировалась постановлениями партии и правительства, стала регулироваться законами, принятыми демократическим путем. Совр закон-во РФ о СМИ состоит еще и из указов Президента, и из постановлений прав-ва (регулируют более частные сферы деятельности СМИ). кроме того, поскольку Россия - федеративное государство, каждый субъект федерации вправе принимать собстве законы о СМИ. В совр закон РФ о СМИ нет законов: о теле/радиовещании; о праве граждан на информацию. (Законопроекты существуют, но они еще обсуждаются). 7 разд – 1. общ полож (свобода масс инф, осн понятия, недопустим цензуры, незлоупортеб свободой). 2. Об организации деят-ти (учредитель, правила регистрации, отказ о регистрации, сбор, причины прекращ деят-ти, права и обяз-ти, статус учред). 3. Распр-е (выходн данные, куда направ-ся обяз экземпляры, хранение ТВРВ передач, СМИ эрот х-ра). 4. Отн СМИ с гражд и орг-ями (конфиденц, положения авт.права, право на опроверж). 5. Права и обяз ж-та. 6. Межгосуд сотруд-во. 7. Ответств за наруш закона. Порядок учреждения, регистр, перерегистр, прекращ деятельности СМИ. У и Р связывает устав Р или договор, опред взаимные права и обязанности У, Р и глав.ред.; полномочия и обязанности сотрудников; порядок образования редколлегии и назначения или избрания глав.ред.; основания и порядок приостановления, прекращения или реорганизации Р, в том числе изменение У и статуса Р; порядок утверждения и изменения ее устава. Журналист (Ж) - полноправный участник разработки инф. политики СМИ. Ж - обязан соблюдать устав редакции, но вправе отказаться от публикации чего-либо под своим именем. Отказаться нельзя, если материал идет без подписи. Безоговорочное право отказаться от задания, если его выполнение требует нарушения закона. При сборе инф. прежде всего действует право "искать, запрашивать, получать инф." + предъявлять "по первому требованию редакционное удостоверение" + право посещать учреждения и орг. или их PR + "получить доступ к документам", если это не тайна + копировать материалы, производить записи (предупредив информанта). Особо оговорено право "посещать спец. охраняемые места аварий" и т.п. Важный запрет - "на сбор информации в пользу постороннего лица". Использование инф. также регламент законом (конфиденциальность, авторство цитат и т.п.). Ж может писать со своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Запрещается: "порочить гражданина или отдельные категории граждан", порнография, эротика без согласия модели. Те, кого оклеветали, имеют право выступить с опровержением в том же СМИ. Нарушение прав Ж влечет админ., дисципл., и уголовн. (до 2х лет) ответственность.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 47. Международное гуманитарное право и сми Работа журналиста в зоне вооруженных конфликтов.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Профессиональная этика журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие Русс. Жур. В первой половине в XVIII(18) - петровские «ведомости».
- 67.Журналистика первой четверти х1х (19)века.
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69 В. Журналистика, публицистика, литер-ная критика 1840-50х гг.
- 70 «Современник» в 50-60-е гг. Деят-ть н.А.Некрасова, н.Г. Чернышевского, н.А. Добролюбова, а.В.Дружинина
- 71 В. Демократическая журналистика 60-70 гг. «Отеч. Записки» (1868-1884) при Некр. И Щедр.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х 19 века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 79 В. Публицисты и публицистика периода вов (1941-1945гг).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. Мильтон и концепция своб печати.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».