logo search
101 ответ к государственному экзамену по журналистике

Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».

Авторы концепции свободного потока информации, являющиеся сторонниками Нового международного информационного и коммуникационного порядка выступили с призывом относиться к информации как к социальному благу и продукту культуры, а не как к предмету материального потребления и торговли. Авторы данной доктрины считают, что прежде чем начать изучение влияния информации на различные социальные группы необходимо провести анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурной сфере общества.

В ноябре 1989 года на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была единогласно принята «новая стратегия коммуникации», цель которой состоит в «обеспечении свободного потока информации на международном, а также национальных уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова».

«Новая стратегия коммуникации» состоит в увеличении объема коммуникации в демократических и развивающихся странах. Это в свою очередь привело к активной экспансии мощных информационных монополий стран Запада и США в развивающиеся страны, страны Восточной и Центральной Европы, в бывшие республики СССР. Информационная экспансия имеет разные формы в зависимости от политико-экономической ситуации и особенностей страны. Во многих странах контроль над информационными потоками захватили мировые информационные агентства и международные пресс-монополии. Появилось множество совместных предприятий, где «главную скрипку» играет зарубежный капитал.

ТНК - производственная и торгово-сбытовая дейст-ть которых вынесена за пределы нац. гос-ва, активно использующие объективные тенденции межд. разделения труда и усиливающие процессы интернационализации мира, способствующие установлению новых схем во всемирном разделении труда. Процесс монополизации экономики явл. 1 из гл. черт совр. рыноч. Хозяйства, нач. на рубеже XIX и XX вв. с возникновением нац. и междунар. монополий, т.е. ТНК, активно проникающие I экономику других стран. Часто ТНК бывают сравнит. небольшими по масштабам операций, но оч. гибкими, эффективными (в сфере наукоемкой технологии, обслуживания и др.). Содерж. их деят-ти существенно изменилось по срав. с нач. века: они, уже не действуют только в сфере обращения, не ставят перед собой задачи формального разделения сфер влияния и рынков, внимание - пр-ву, ориентации на созд. зарубежных филиалов и сбытовых подразделений.

Отл. черты ТНК - 1. Междунар. хар-р их деят-ти., 2.Решающим явл. вопрос не столько из каких стран поступает капитал, сколько куда устремляется, где оперирует, откуда извлекает прибыли. З. Часть современных межд. корпораций представляет лишь какой-то 1 нац. обособленный, а не многонациональный капитал.

ТНК хар-ся:

1. активным участием разв. мирового хоз-ва, процессов межд. разделения труда;

2. относит. независимость движения капитала от процессов, происходящих в нац. границах;

3. объективным регулированием мирохозяйственных отношений, осуществл. своих операций для извлечения прибыли.

С нач. 90х гг. во всем мире наблюдается процесс глобализации, т.е. процесс формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых технологий. теоретики считают, что человечество придет к формирования нового глобального информац. и корпоративного слоя.

В Великобритании процесс монополизации определяется той особенностью, что столичные (или как их называют, национальные) СМи обслуживают читателей по всей стране – англ. печать оказ. поделенной практически между 4 монополиями.

Компания Мэрдока –крупнейшая в мире транснациональная корпорация, вторгшаяся на Америк. рынок. Хотя она остается зарегистрированной в Австралии.

С нач. 90х гг. во всем мире наблюдается процесс глобализации, т.е. процесс формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых технологий. Теоретики считают, что человечество придет к формирования нового глобального информац. и корпоративного слоя.

Мэрдок явл. самым богатым медиа-магнатом, контролирующий ок. 16% мирового рынка прессы. Его медиагигант News Corporation Inc.(Fox TV, 20th Century Fox, Sky News, Star TV, Times) – зарегистрирована в Австралии – стандарты ведения отчетности более либеральные. Транснациональный хар-р корпорации отражается не только в ее географии, но и в том, что в годовом финансовом отчете все данные приводятся в трех видах валюты: австр. и Америк. долларах и англ. фунтах. News Corporation Inc. Принадлежит более 150 предприятий в СМИ на 4-х континентах.

America Onlinе-Time Warner –амер. медиамагнат (объед. с Warner Brothers+Time, Hanna Barbera и Maverick Records.Сюда входят Turner Broadcasting System и America Online)

Sony CBS (Sony+CBS+Columbia Pictures)

«Бертельсман» в Европе издательско-полиграфический концерн. Центр в Германии. Основан Бертельсманом в 1824, Объединил св. 100 полиграфических и других фирм страны и зарубежных. Выпускает художественную, научную, и др лит-ру, компакт-кассеты и видеодиски. (проникновение на печатный рынок Китай – основать свое изд-во)

Disney

Viacom (MTV, кабельный телеканал HBO)

1 из отцов холодной войны (ХВ), Джон Фостер Даллес сказал: «Если бы я должен был избрать только 1 принцип внешней политики и никакой другой, я провозгласил бы таким принципом свободный поток информации (i)». Впервые лозунг «i» был выдвинут делегацией США на междунар. уровне в феврале 1945 г. на конференции по проблемам мира и войны в Мехико. Ассамблеей ОО в 1946 была принята резолюция по «i», т.е. беспрепятственно собирать, передавать и опубликовывать инфу., о возможности граждан на ознакомление с материалами иностр. газет, ТВ и радиопер.

«i» - стала важным оружием США в ХВ. Эта доктрина была сразу отвергнута странами соц. Лагеря, а потом и большим числом стран 3-го мира и неприсоединившихся стран, который противопоставили теории права человека на свободу i, концепцию права свободы народов и наций на i, которая была принята на вооружение с целью предотвращения i-го монополизма западного мира и рассматривала междунар. i-ый обмен с т. зр. уважения госуд. суверенитета, прав народа на поддержку своих нац. культур. Данная тематика проявлялась при обсуждении проблем о региональных соглашениях и спутниковом и ином телерадиовещании. Перестройка Горбачева не просто полностью устранила все препоны, а органично включила поток i из США в свою программу.

Следующим этапом в развитии представлений о субъективных правомочиях граждан в i-ном обмене – разработка концепции права на коммуникацию. Ее основатель – крупный чиновник ООН, французский юрист Ж. д’Арси, предложил принять разработанное им «право человека на универсальную коммуникацию», основанное на сущ. универсальных всеобщих элементов в любой культуре. 2 понятия: 1. Права доступа к сред-вам коммуникации, 2. права непосредственного участия в процессе коммуникации. Концепция права на коммуникацию в нац. правовых системах нашла больший отклик, чем абстрактная идея «i», но ничего нового по сравн. с традиц. обоснованием свободы слова и печати в этой модерниз. концепции нет. Поэтому нормы нац. законодат-ва о свободе слова и печати изменений в этой связи не претерпели.