logo search
учебник для детей методичка ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИ

История риторики. Говори, чтобы я мог тебя видеть

Корни риторики таятся в глубине веков и берут свои начала в Древней Греции: "В ХI веке древнегреческий вдруг открыл славяно-русскому языку свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи - словом, усыновил его". Так писал А.С.Пушкин в 1825 году.

А каким путем пришла в суровую Русь "божественная эллинская речь"? - извилистыми паломническими и миссионерскими тропами через века пронесли ее на своих плечах просветители-христиане. От "золотого IV века" святоотеческой литературы тянется род русской риторики, отцы которой - святые отцы православной церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст...

Их блестящие образцы строгой и мудрой византийской риторики, впитавшей в себя все лучшие достижения античных риторов, прекрасно привились на суровой русской почве, явив небывалое чудо - русскую риторику

Риторика просидела более 70 лет за прочными решеткам спецхранов.

Начнем наш разговор с выяснения главного вопроса: чему учит риторика?

Уже немало школ ввели в свой учебный план этот предмет, но везде он и преподается, и понимается по-разному. В одних учебных заведениях под риторикой понимают искусство спора и учат детей вести дискуссии, полемизировать, таким образом подготавливая их к общественно-политическим ситуациям в реальной жизни. В других - обучают культурно общаться в различных житейских ситуациях, осваивая правила этикета или "этику делового общения". В-третьих - практически занимаются культурой речи и стилистикой под флагом риторики. В-четвертых - обучают громко, красиво и убедительно произносить небольшие ораторские монологи...

В американских пособиях Д.Карнеги и П.Солера рекомендуется самому создать суперсовременный курс риторики... долгое время учебники риторики К.П.Зеленецкого принадлежат истории, и с тех далеких дореволюционных лет не переиздавались.

Только недавно созданием новой риторики стали заниматься преподавателей-исследователей МГУ. "Основы русской риторики" - А.А.Волков, Москва, МГУ.

В старину специалисты по умению высказываться назывались "риторами", и проходили они длительное и всестороннее гуманитарное обучение. Мы все прекрасно знаем, как велика созидательная и разрушительная сила слова и как ответственно и обдуманно надо относиться к слову и даже к одной букве. Известен исторический факт: неправильно переведенное слово в марксовой формулировке "Искусство должно быть понято народом" как "Искусство должно быть понятно народу". Появилась в слове буква Н, а вследствие ее явления исчез, был высечен "критическим топором" из жизни целый слой изумительной русской культуры, якобы непонятной народу, которому нужен лишь разжеванный примитив.

Как непонятная и практически ненужная народу дисциплина была изъята из школ и вузов и риторика. А все филологическое образование свели к ликбезу. Но парадокс в том, что безграмотность не только не ликвидировали, но она разлилась по всей речи - и устной, и письменной.

И вот теперь общество осознало острейшую необходимость риторики как дисциплины, обучающей хорошей, достойной речи - и устной, и письменной. А учить - некому. Не было и нет до сих пор такой специализации в вузе. Но на требование жизни всегда откликаются люди, т.н. энтузиасты. Желание у них есть и даже накоплен добротный педагогический, методический опыт. Но государственная образовательная система не готова к их "расширенному воспроизводству". Работайте на свой страх и риск. И они стали работать: в домашних семинарах проф. МГУ Ю.В.Рождественского (кстати, А.А.Волков - из этого семинара); в "лекторских школах" общества "Знание" (оттуда вышли и мы с пермским ритором С.А.Минеевой).

И чем больше работали, тем больше убеждались, что ритору, кроме широкого гуманитарного, филологического образования, необходимы глубокие знания логики, психологии, философии, истории и даже драматического искусства.

Но самое главное - этос ритора, всегда моментально распознаваемый слушателем, требует от него жизни по заповеди: "Возлюби ближнего, как самого себя". Ритор - языковая личность непременно должна уважать другую языковую личность, любить того, кого он учит, и стремиться направить его на путь духовного и нравственного совершенствования.

В этом и проявляется особенность русского ритора и русской риторики, принявшей на себя эту миссию от Византии вместе с православием.

Действительно, опыт классических гимназий и лицеев в дореволюционной России говорит о целесообразности включения риторики в учебный план с 5-го или 6-го класса.

Однако мы забываем при этом подсчитать, что в 5-й класс гимназии приходили дети, прошедшие дома не только начальное образование, но прежде всего серьезное и глубокое нравственное воспитание в православных семейных традициях.

О том, с какой подготовкой в этом плане приходят современные дети России, говорить не приходится...

И если школа, гимназия, лицей не возьмут на себя миссию нравственного, духовного воспитания, то все риторические ухищрения будут не только тщетны, но даже вредны: безнравственный человек, вооруженный риторическими умениями, особо опасен. Примеров тому в нашей сегодняшней жизни предостаточно.

Поэтому, чем раньше мы начнем создавать фундамент русской риторики - ЭТОС, ЛОГОС и ПАФОС, тем прочнее и прекраснее будет само риторическое здание, которое мы обязательно возведем в нашей обновленной прекрасной России.

А она обязательно будет!

риторика

Ни один военный, политик, пиарщик… не обходится без риторики, а тем более журналист и диктор.

Важно не только то, что ты сказал, но и как ты это сделал.

Любой текст в журналистике имеет кульминационную точку. И её необходимо обозначить так, чтобы она осталась у зрителя, слушателя в памяти. Но, и каждое предложение имеет свою мини – кульминацию, она называется основой предложения.

Главное в дикторском мастерстве и в риторике–выделять в предложениях эти основы.

Будем их обозначать так – \________/

Есть и главные слова предложения, которые тоже необходимо передать голосом особенно, не так как остальные слова не несущие смысловую нагрузку ._________.

Как можно выделить основы:

1. самый основной приём в риторике - это выделение паузами - О.

2. Ф – форте – увеличение громкости,

3. П – пиано - тихое воспроизведение основы, по сравнению с другим текстом.

4. | - интонация вверх.

5. | - интонация вниз.

6. ~~~~~~~~~ - интрига – игра в самом слове, когда хотим выразить недоверие или же создать впечатление кокетства.

7. -|-|-|-|-|-|-|-|-| - разрядка, замедление или чтение по слогам, делая акцент на каждый слог.

Для каждого текста своё выделение и своё звучание.

Если вы хотите, чтобы текст зазвучал сказочно, то основу лучше выделить так – пауза, тише и разрядка.

Если текст призыва или восторга, то после паузы можно взять интонацию вверх и голос сделать громче на основе.

Практика. Выделить из текста основу. Попробовать выделить различными способами основы.

книжке Т.А.Ладыженской "Введения во храм слова, из американских пособий Д.Карнеги и П.Солера и самому создать суперсовременный курс риторики... На методической кухне хозяйничали