logo search
101 ответ к государственному экзамену по журналистике

Классовая риторическая система и практика журналистики.

Журналистика - исторически сложившаяся сложная специфическая форма МК и информационной деятельности. Журналистские произведения - информационные, должны обладать значимостью, доступностью и небанальностью.

Важнейшие черты информации - актуальность, массовость, тиражность. Ответ на 6 вопросов - что, где, когда, как, кто и почему.

Истоки журналистики - в культуре Древней Греции и Рима. Пражурналистские явления - деятельность великих ораторов: софистов, Демосфена, Цицерона. Почему? Потому что первые тексты писали логографа – наемные писатели речей для выступления в судах. Риторика и сегодня является важнейшей основой журналистской подготовки.

Риторика – наука о грамотной, эффективной речи – от греч. «говорение, речь». Само слово «риторика» обозначает живое проявление языка. Риторика родилась в Древней Греции (Афинах) в 6 в до н.э. Основателем был Аристотель. Классическая риторическая система была создана к 1в. до н.э. Существует несколько ее определений. По Аристотелю, риторика – умение находить доказательства, аргументы по любому вопросу (трансформировалось в логику). По Ломоносову риторика – умение красиво говорить и убеждать (трансформировалось в эстетику).

Классическая риторическая система была создана к первому веку нашей эры и с тех пор не изменялась.

Структура классической риторической системы:

Коммуникация – всякого рода передача сведений от одной группы людей к другой, от человека к человеку. Массовая коммуникация – это когда сведения адресованы большой группе людей. Это публичное выступление, лекция или показ кинофильма. Журналистика здесь выступает своеобразным посредником, проводником этой общественно значимой информации.

Риторическая разработка речи насчитывала 5 частей:

Нахождение материала – раздел разработанный античной риторикой. Материал красноречия разделяется на 2 большие категории: 1. конкретные дела, которые могут быть сведены к общему вопросу посредством отвлечения от конкретных обстоятельств: места, времени, участников. 2. общие вопросы, могут быть двух родов: теоретические и практические. Их основным предметом является спорный пункт – то положение, к-е утверждается одной стороной и отрицательно другою. У Аристотеля 2 источника инф-ции – нетех. (свидетельства, показания, вещи, рукописи) и техн. – показания под пыткой.

Расположение материала опиралась на твердую схему строения речи. Речь разделялась на 4 основные части: 1. вступление к речи. Его цель – добиться от слушателей понимания дела, внимания, сочувствия. 2. Изложение – последовательный рассказ о предмете разбирательства в освещении говорящей стороны. Требования к изложению: ясность, краткость, правдоподобие. 3. Разработка – делилась на доказательство, опровержения доказательств противника и отступление, представлявшее собой подробное описание, похвалу или порицание к-н предмета, связанного с основной частью речи. 4. Заключение имело целью возбудить эмоциональное отношение слушателей и судей к разбираемому делу. Это делалось в 3 приема – суммировались основные положения сказанного, амплификация – распространение и эмоциональное усиление этих положений, возбуждение сострадания или негодования как самая ответственная часть речи.

Словесное выражение речи составляло главную заботу оратора, должно было отвечать 4 главным требованиям: правильности (верное употребление грамматич. и лексич. форм), ясности (употребление общепринятых слов), умеренности (употребление соответствующего стиля) и пышности (отличия от обыденной речи, употребление стилистических фигур).

Запоминание – наименее разработанная часть риторики. Общей его чертой было использование зрительных образов как основы всякого запоминания: рекомендовалось представить себе каждый кусочек речи в виде к-н предмета. Предметы должны быть последовательно расположены в пространстве.

Произнесение – важный момент красноречия. Два раздела произнесения: владение голосом и владение телом.

Классич. риторич. каноны

К.р. канон – правила о порождении речи. Состоит из: 1. изобретение (inventio) 2. расположение disposito 3. украшение elgutio 4.запоминание memoria 5.произнесение actio oratio

Совр. информац. производство предполагает разделение труда. Эта модель может лежать также в основе разделения профессии журналистов.

1. исследователи 2. писатели 3. редакторы 4. технич. персонал 5. дикторы, исполнители, ораторы

  1. Современные тенденции развития информационного вещания на телевидении.

Важным фактором в развитии современного ТВ следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу, который превратиться в реальность благодаря утверждению всемирного ТВ. Оно идет по пути все большей многопрограммности (а чем меньше выбор, тем больше требований к качеству программ, то есть многие в погоне за рейтингом; в связи с этим, министерство печати, телерадиовещания и СМК вместе с Национальной ассоциацией телевещателей договорились о выдаче или продлении лицензий на вещание при наличии в эфире социально значимых программ), массовизации производства и индивидуализации потребления. Происходят существенные изменения в типологии ТВ: нет общественно-правового ТВ (хотя есть ОРТ на 50%). Действует 1 система спутниковых каналов с самостоятельными программами: НТВ +, однако, развиваясь успешно, она в основном распространяет зарубежные передачи, не создавая своих для россиян, ретранслирует национальные эфирные программы, подключается к Интернет. Региональное ТВ делится на 2 категории: частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовложений, и государственное, подчиняющееся местной власти. Перспективные направления ТВ: кабельное ТВ, спутник, «новейшие телекоммуникации» и проблема их регулирования.