Классовая риторическая система и практика журналистики.
Журналистика - исторически сложившаяся сложная специфическая форма МК и информационной деятельности. Журналистские произведения - информационные, должны обладать значимостью, доступностью и небанальностью.
Важнейшие черты информации - актуальность, массовость, тиражность. Ответ на 6 вопросов - что, где, когда, как, кто и почему.
Истоки журналистики - в культуре Древней Греции и Рима. Пражурналистские явления - деятельность великих ораторов: софистов, Демосфена, Цицерона. Почему? Потому что первые тексты писали логографа – наемные писатели речей для выступления в судах. Риторика и сегодня является важнейшей основой журналистской подготовки.
Риторика – наука о грамотной, эффективной речи – от греч. «говорение, речь». Само слово «риторика» обозначает живое проявление языка. Риторика родилась в Древней Греции (Афинах) в 6 в до н.э. Основателем был Аристотель. Классическая риторическая система была создана к 1в. до н.э. Существует несколько ее определений. По Аристотелю, риторика – умение находить доказательства, аргументы по любому вопросу (трансформировалось в логику). По Ломоносову риторика – умение красиво говорить и убеждать (трансформировалось в эстетику).
Классическая риторическая система была создана к первому веку нашей эры и с тех пор не изменялась.
Структура классической риторической системы:
-
нахождение (через внутренние и внешние источники)
-
расположение (2 типа композиции: пирамида и хронологическое описание)
-
украшение (выбор слов для речи)
-
запоминание
-
произнесение
Коммуникация – всякого рода передача сведений от одной группы людей к другой, от человека к человеку. Массовая коммуникация – это когда сведения адресованы большой группе людей. Это публичное выступление, лекция или показ кинофильма. Журналистика здесь выступает своеобразным посредником, проводником этой общественно значимой информации.
Риторическая разработка речи насчитывала 5 частей:
Нахождение материала – раздел разработанный античной риторикой. Материал красноречия разделяется на 2 большие категории: 1. конкретные дела, которые могут быть сведены к общему вопросу посредством отвлечения от конкретных обстоятельств: места, времени, участников. 2. общие вопросы, могут быть двух родов: теоретические и практические. Их основным предметом является спорный пункт – то положение, к-е утверждается одной стороной и отрицательно другою. У Аристотеля 2 источника инф-ции – нетех. (свидетельства, показания, вещи, рукописи) и техн. – показания под пыткой.
Расположение материала опиралась на твердую схему строения речи. Речь разделялась на 4 основные части: 1. вступление к речи. Его цель – добиться от слушателей понимания дела, внимания, сочувствия. 2. Изложение – последовательный рассказ о предмете разбирательства в освещении говорящей стороны. Требования к изложению: ясность, краткость, правдоподобие. 3. Разработка – делилась на доказательство, опровержения доказательств противника и отступление, представлявшее собой подробное описание, похвалу или порицание к-н предмета, связанного с основной частью речи. 4. Заключение имело целью возбудить эмоциональное отношение слушателей и судей к разбираемому делу. Это делалось в 3 приема – суммировались основные положения сказанного, амплификация – распространение и эмоциональное усиление этих положений, возбуждение сострадания или негодования как самая ответственная часть речи.
Словесное выражение речи составляло главную заботу оратора, должно было отвечать 4 главным требованиям: правильности (верное употребление грамматич. и лексич. форм), ясности (употребление общепринятых слов), умеренности (употребление соответствующего стиля) и пышности (отличия от обыденной речи, употребление стилистических фигур).
Запоминание – наименее разработанная часть риторики. Общей его чертой было использование зрительных образов как основы всякого запоминания: рекомендовалось представить себе каждый кусочек речи в виде к-н предмета. Предметы должны быть последовательно расположены в пространстве.
Произнесение – важный момент красноречия. Два раздела произнесения: владение голосом и владение телом.
Классич. риторич. каноны
К.р. канон – правила о порождении речи. Состоит из: 1. изобретение (inventio) 2. расположение disposito 3. украшение elgutio 4.запоминание memoria 5.произнесение actio oratio
Совр. информац. производство предполагает разделение труда. Эта модель может лежать также в основе разделения профессии журналистов.
1. исследователи 2. писатели 3. редакторы 4. технич. персонал 5. дикторы, исполнители, ораторы
-
Современные тенденции развития информационного вещания на телевидении.
Важным фактором в развитии современного ТВ следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу, который превратиться в реальность благодаря утверждению всемирного ТВ. Оно идет по пути все большей многопрограммности (а чем меньше выбор, тем больше требований к качеству программ, то есть многие в погоне за рейтингом; в связи с этим, министерство печати, телерадиовещания и СМК вместе с Национальной ассоциацией телевещателей договорились о выдаче или продлении лицензий на вещание при наличии в эфире социально значимых программ), массовизации производства и индивидуализации потребления. Происходят существенные изменения в типологии ТВ: нет общественно-правового ТВ (хотя есть ОРТ на 50%). Действует 1 система спутниковых каналов с самостоятельными программами: НТВ +, однако, развиваясь успешно, она в основном распространяет зарубежные передачи, не создавая своих для россиян, ретранслирует национальные эфирные программы, подключается к Интернет. Региональное ТВ делится на 2 категории: частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовложений, и государственное, подчиняющееся местной власти. Перспективные направления ТВ: кабельное ТВ, спутник, «новейшие телекоммуникации» и проблема их регулирования.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.