logo search
ответы на устный гос

Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.

Риторика–основной предмет журналистики – она поясняет стадии: сбор информации, запись, украш, произнесение материала. Риторика – востребованная дисциплина, являющаяся во многих учебных заведениях обязательной. Для журналиста риторика – сущность его деятельности. «Софисты (от греч. sophistes - умелец, изобретатель, мудрец, лжемудрец), термин, которым в древнегреческой литературе обозначали: 1) умных, изобретательных, искусных, знающих людей, иногда людей специальной профессии; 2) в узком смысле - учителей мудрости и красноречия, философов 2-й половины 5-1-й половины 4 вв. до н. э., которые впервые в Греции стали преподавать своё искусство за деньги.» Именно деятельность софистов связана с разработкой риторики –«науки о грамотной речи», речи продуманной или до произнесения записанной. Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Софисты призывали изучать самого человека и его субъективные особенности, часто доходя при этом до релятивизма и субъективизма. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Они противопоставляли прежнему мировоззрению, основанному на мифологических верованиях, смелый субъективизм. Тезис самого старшего из софистов Протагора («Человек мера всех вещей: существующие – что они существуют, несуществующих – что они не существуют») переродился в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину. Он сознательно отделил природу от человека. Его теория опирается на утверждение превосходства культуры над природой. «Наиболее известным постулатом софистики является формула Протагора: « О любом предмете можно высказать два суждения, противоположных друг другу»». Согласно традиции Протагор, положил начало словесным состязаниям, в которых многие софисты прибегали к логическим передержкам и парадоксам, получившим уже в древности название «софизмов» - «преднамеренно ложный вывод в противоположность непреднамеренному ложному выводу». Он же ввел в практику «двойные речи» (явление, когда практиковалось умение говорить «за» и «против» одного и  того же тезиса). Он же сделал первые попытки систематизировать приемы умозаключения. Протагор занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения. Он впервые заговорил о грамотном выражении мысли. Кроме того, он открыл части речи, упорядочил родовые окончания имен, ввел мужской, женский, средний род, деление глаголов на четыре наклонения.

Горгий (предположительно 483-375 до н.э.) в сочинении "О несуществующем, или о природе" пошел дальше Протагора, объявив, что "вообще ничто не существует", в том числе и сама природа. Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. Горгий, прибыв в Аттику в 427 г. до н.э. в качестве посла Леонтины, приводил в восторг публику искусными рифмованными созвучиями слов. Спустя некоторое время, он переселяется в Афины и открывает свою школу красноречия. Привлекательность речей Горгия для современников «заключалась в умении использовать звуковую, музыкальную сторону речи…. Горгий … внимательно анализирует звуковую организацию словесных приемов, которые используются в заговорах, молитвах и переносит их в свою речь». Он вводит ряд средств, которые известны сейчас как «горгианские фигуры». Их было три: «антитеза…-сочетание членов фразы, находящихся между собой в отношении противоположности…, равночленность, созвучие окончаний». Горгий вызывал восторг как мастер торжественного красноречия. Его главным умением было хвалить. Приемы похвалы превращались в стереотипы и применялись и в судебном красноречии, поэзии и т.д. До нас дошли два сочинения Горгия: «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда». Горгий и другие софисты развили преподавание ораторского искусства (риторики), заложили основы науки о языке, теории прозы и поэзии.

Сократа он восхищался знаниями знаменитых софистов, их желание обучать тому, что знали сами. Ведь они давали слушателям тот объем знаний, который впоследствии лег в основу программы обучения в школах. Все софисты учили ловко говорить. Со времен Платона и Аристотеля софистикой стали называть кажущую мудрость, а софистом – стяжателя посредством кажущейся мудрости, а не действительной. Воззрение Сократа, Аристотеля, Платона на деятельность софистов стало историческим, и перечеркивало их положительные стороны. На первый план выдвигались их нравственная беспринципность, формализм слов без содержания. Как на отрицательную сторону деятельности софистов Сократ смотрел и на то, что софисты брали плату за уроки. Кроме того, софисты провозглашали относительность нравственных норм, отрицали эталоны этики. При этом общей чертой их учений был релятивизм, нашедший классическое выражение в положении Протагора («человек — мера всех вещей») - в интерпретации Платона это означало отказ от критериев истинности, абсолютизацию любого частного мнения и оправдание интеллектуального произвола. Упрочению представления об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей способствовал широко применявшийся софистами метод сопоставления противоречивых гражданских норм и  религиозных обрядов, господствовавших у различных народов. Важнейшую роль играло противопоставление природы и закона, где природа выполняла функцию элемента объективного и постоянного, а закон, установленный произволом людей, находящихся у власти, — элемента изменчивого и произвольного. Сократ не принимал умение софистики красноречием убеждать людей в чем угодно. Он считал, что нет для человека опаснее зла, чем ложное мнение, поэтому софистика – наука не на пользу, а во вред. Платон считал, что софистом быть стыдно. Интересно то, что исследователи, сравнивая мышление софистов и их критиков, приходят общности тех и других. Так Б. С. Чернышев упоминает это сходство, говоря, что учение Сократа – «всерьез повернутая софистика». Но, Сократ видит необходимость найти руководящую мысль для правильного решения проблемы. В таком случае можно уже говорить о том, что критики, указывая на недостатки софистов, совершенствуют ими созданную риторическую систему. Значит, являются неотъемлемой частью, того периода и явления. И вот уже Аристотель подводит итог развитию классического красноречия в трактате «Об искусстве риторики» или «Риторика». Софистику он считает пройденным, но очень значимым этапом.

Аристотель (преподавал в школе платона) критиковал софистов за нарушение логики. Он написал «О софистических опровержениях”( дает классификация – неправильное рассждение, уловка - ложное основание, внушения, омонмия); сократ критиковал за отсутствие истины