logo search
otvety_k_gosu-KRATKOE_33

26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.

Экономическая основа функционирования СМИ

Процесс основания нового издания или реконструкции старого начинается с правовых и экономических предпосылок. Правовые предпосылки зафиксированы в Законе о СМИ (ответ на поданное заявление должен быть получен в течение месяца). Пошлина за регистрацию - первые экономические издержки. Наименьшая сумма платы за регистрацию детского издания или для инвалидов. Больше - за регистрацию общественно-политического издания, а больше всего - за регистрацию эротического или рекламного издания.

Экономические предпосылки: 1) необходимо обеспечить финансовую базу (определенную сумму; например, для создания ежедневной газеты с 8 полосами формата А2 необходимо около 15 миллионов долларов, для еженедельника - немногим меньше).

2) обеспечение творческой, человеческой базы. Необходимо нанять журналистов, учитывая тип, периодичность выхода, специализацию. Кроме журналистов нужны другие работники редакции и др.

3) материально-техническая база. Аренда помещения, оборудования, столы, компьютеры, телефоны, факсы и др. Полиграфическая база: типография (или своя, или договор с типографией).4) база распространения, 5) аудиторная предпосылка. Рынок распространителей сформировался на наших глазах. Раньше была “Союзпечать”, переродившийся в “Роспечать”, такого же монстра, в который входят десятки отделений связи. Возникли новые фирмы, независимые от “Роспечати”. Одни специализируются на подписке, другие на доставке из типографии, третьи занимаются и тем, и тем.

Экономика СМИ претерпела в 90-е годы серьезные изменения. Главным образом это отразилось на формах собственности. Наряду с государством и общественными организациями собственниками выступают физические и юридические лица с различным общественно-правовым статусом. В связи с существенным сокращением количества государственных СМИ, уменьшилась доля бюджетного финансирования. Государственная монополия сменилась конкурентным рынком. Кроме того, появились СМИ, существующие не как средство извлечения прибыли, а как способ увеличения влияния коммерческих или иных структур. Такие СМИ даже при видимой убыточности финансируются заинтересованными в них структурами. На сегодняшний день подписка и розница большинства периодических изданий покрывает около 25% редакционно-издательских расходов. Остальное - реклама, спонсорская поддержка, бюджетное финансирование.

В современных экономических условиях существенное влияние на информационную сферу оказывает концентрация СМИ в руках узкого круга финансово-промышленных групп. Крупнейшие медиаобъединения:

Мост-медиа (НТВ, “Эхо Москвы”, “Сегодня”, “Семь дней”, ж-л “Итоги”); или КоммерсантЪ (газета и журналы “Власть”, “Деньги”, “Домовой”, “Автопилот” и др.)

МЕНЕДЖЕМЕНТ - экономическое управление редакционным коллективом. МАРКЕТИНГ - изучение потребительского спроса и потребностей аудитории с целью оптимизации издательского процесса. Благосостояние СМИ зависит главным образом от: Формы собственности, в которой оно находится (государственное - ИТАР ТАСС, РИА “Вести”, частное - НТВ, акционерное предприятие - подавляющее большинство СМИ);

Тиража (чем выше тираж, тем ниже себестоимость каждого номера, то есть выше прибыль);

Себестоимости издания (стоимость печати на разных полиграфических базах в условиях рынка разная);

Количества рекламодателей (некоторые рекламные издания распространяются бесплатно, так как затраты на них покрывают рекламодатели);

Аудитории (стоимость журналов “престижного потребления” бывает завышенной, так как они адресованы состоятельной аудитории);

Изменений на рынке труда.

Рынок ресурсов и особая среда.

Ресурсы: информация, рабочая сила, техника, бумага и т.п.

Рынок среды: 1)рынок периодических изданий, 2) рынок распространителей, 3) рынок потребителей.

Методы: изучение аудитории, исследование рынка периодических изданий, на который вышла или должна выйти газета, изучение самой газеты, ее соответствия требованиям рынка и особенностям аудитории, изучение редакции, процесса подготовки, производства газеты, а также ее материально-технической базы, необходимости и возможности их изменения.

Редакционный менеджмент - вид деятельности, связанный с управлением редакцией. Задачи менеджмента: задача оптимизации структуры редакции и ее состава, оптимизация управления редакционным коллективом и организация его работы, оптимизация результатов этой работы самой газеты, ее модели, структуры номеров, системы публикаций и др. Это производственный менеджмент. Другое направление - финансовый менеджмент.