Основные издательские группы и сми Германии.
На Зап концерн - развит форма объед-я пром-х предпр, банков, г-т и ж-в, произв-, обеспеч их сырьем, фирм по их распростр, типогр, торгов и др.структур. Стрем к моноп – перекуп о прежн влад-в. 1 из следств- уменьш кол-ва пер.изд, вытеснс рынка слабых конкур. На рынке ост лишь неск концернов, кот делят сф влиян. Включ СМИ в концерн = огранич его независ, но обреет увер-ть в будущ.
Герм. Почти нет мелк независ газ, появл риск ущемл своб слова. Приемы ускорения конц: разные подписные цены (где моноп-выс), бесплат изд в зоне конкурента, премии за отказ от подписки на друг, подарки нов подписч. Страд регион пресса. «Шпрингер» - («Гамбургер Абенблат», «Ди вельт», «Бильд цайтунг», книжн изд «Ульштайн», реклам изд) – перекуп и изд сам. «Грунер унд Яр» - из слиян неск фирм («Штерн», «Ди цайт»). С 90-х более 70% принадл Бертельсману. «Бертельсман» - сам круп по обороту капитала в Евр. (кино, теле. ж-лы в США, Фр. телерадиокомп ЦЛТ-УФА, музык фирмы. «Бауэр» - женс ииллюстр ж-лы.
В 2003-2004 годах Германия переживала крупнейший - со времен второй мировой войны - кризис медиарынка. В результате многие журналисты потеряли рабочие места, немецкие СМИ сегодня потеряли в качестве, а на медиарынке произошла перестановка сил.
После завоевания рынков скандинавских стран, Бельгии, Нидерландов и Швейцарии в Германию пришел таблоид.
Издательства, которые имеют в других ИД, по меньшей мере 25% капитала, образуют издательские группы.
1. Концерн «Бертельсман». Концерн является вторым в мире и крупнейшим в Германии.
1. Аксель Шпрингер ферлаг АО, Гамбург. Купили долю акций в разорившемся концерне Лео Кирха "Кирх-Медиа". Шпрингер выпускает 4 самые популярные ежедневные газеты: «Бильд-цайтунг», «Ди вельт», «Гамбургер абендблатт» и «Берлинер моргенпост». Тенденции развития Шпрингер-ферлага: 1. Расширение издательской деятельности за рубежом. 2. Минимальная экспансия на национальном информационном рынке.
2. Группа "ВАЦ", занимающая 2-место.
3. ИГ "Штуттгартер цатунг/ Ди Райнпфальц/ Людвигсхафен/Зюдвест Прессе, Ульм" - примерно 5% на информационном (газетном) рынке.
4. Издательская группа ДуМонтШауберг (Кельн). Доля концерна на информационном (газетном) рынке примерно 4%.
5. "Мюнхенер цайтунгсферлаг/ Цайтунгсферлаг тц/Вестфэллишер анцайгер/Иппен". Важнейшие регионы распространения - Бавария и Гессен.
Особенность этой группы состоит в том, что она управляется не холдингом, а издателем, т.е. Иппеном, штаб-квартира которого находится в Мюнхене. Каждый из участников-владельцев акций группы имеет свой сектор. Общая доля концерна на информационном (газетном) рынке 3,9%.
6. Штуттгартский концерн Георга фон Хольтцбринка. Концерн имеет самый большой ареал распространения. его стратегия заключается в том, чтобы «спокойно, тихо, по-домашнему идти к империи СМИ». Основу предпринимательского концерна составляет книжная издательская деятельность. Общая доля ИД Хольтцбринка - до 4,4%.
7. ИГ "Франкфуртер альгемайне цайтунг". Общая доля на медиарынке 3,1%.
8. ИГ "Грунер унд Яр" на рынке остается прежней - 2,8%. Экономическая газеты "Файненшл таймс Дойчланд".
9. Ганноверская ИГ "Мадзак/Герстенберг" агрессивно осваивает информационное пространство соседних земель, в частности Гессен. Общая доля на медиарынке 2,5%.
10. ИГ "Зюддойчер ферлаг". Чтобы улучшить свое материальное положение прибегал к различным уловкам (выпустили серию "50 романов ХХ века", тиражи пошли вверх). Общая доля на медиарынке 2,5%.
В Германии существует так называемая «дуальная система» теле- и радиовещания, что означает наличие общественно-правового и частного телевидения и радио, функционирующего с середины 80-х гг. Общественное ТВ создано на государственной базе и контролируется общественными советами, в которых представлены все общественно- политические силы общества, а следовательно, служит всему обществу. По большей части финансируется оно за счёт поступлений из налогов за пользование теле- и радиоприёмниками. У него более сдержанная национально ориентированная программная политика.
Частное теле- и радиовещание Германии функционирует с 1 января 1984 года. В настоящее время внедряются 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей: - «pay per view», когда ТВ работает на персональных заказах. Заказчик не оплачивает всю программу, а лишь то время, которое он фактически использует; - «video on demand», когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он указывает; - интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по телевизору.
Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Сегодня в Германии имеется около 384 издательства, 423 ежедневные газеты общим тиражом в 25.3 млн.экз. Характерная особенность СМИ Германии – большое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), региональные и местные издания, которые делятся на качественные и массовые («бульварные»).
Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет осталась бульварная «Бильд-цайтунг» (тираж 4,5 млн. экз.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных газет остаётся у «Зюддойче цайтунг» – 380 тыс. экз. Популярным специализированным экономическим изданием остаётся газета«Хандельсблат» (тираж 133 тыс.). Большой популярностью пользуются надрегиональные еженедельники. Всего их семь.
Уже несколько лет Германия переживает журнальный «бум». Господствуют группы Бауэра, Шпрингера, Бурды и «Грунер унд Яр». По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42.6%), второе – общественно-политические (19.3%). На третьем месте – ведомственные (14.6 %), на четвёртом – рекламные издания (13.8%). Теряют в тираже «Шпигель», «Штерн», «Бунте», «Нойе ревю».
Замедлился процесс концентрации печати, укрепление позиций региональной прессы. Тенденция к некоторому повышению тиражей надрегиональной прессы за счёт её распространения и внедрения на востоке Германии.
Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпаний. Согласно официальным данным, 15.1 миллиона человек, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает кабельное роль и место 8.2 миллиона – спутниковое.
В Германии существует более 500 информационных агентств, которые занимаются сбором общественно-политической информации. Самое крупное – ДПА («Дойче прессе агентур»), созданное в 1949 г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.