logo search
101 ответ к государственному экзамену по журналистике

Основные издательские группы и сми Германии.

На Зап концерн - развит форма объед-я пром-х предпр, банков, г-т и ж-в, произв-, обеспеч их сырьем, фирм по их распростр, типогр, торгов и др.структур. Стрем к моноп – перекуп о прежн влад-в. 1 из следств- уменьш кол-ва пер.изд, вытеснс рынка слабых конкур. На рынке ост лишь неск концернов, кот делят сф влиян. Включ СМИ в концерн = огранич его независ, но обреет увер-ть в будущ.

Герм. Почти нет мелк независ газ, появл риск ущемл своб слова. Приемы ускорения конц: разные подписные цены (где моноп-выс), бесплат изд в зоне конкурента, премии за отказ от подписки на друг, подарки нов подписч. Страд регион пресса. «Шпрингер» - («Гамбургер Абенблат», «Ди вельт», «Бильд цайтунг», книжн изд «Ульштайн», реклам изд) – перекуп и изд сам. «Грунер унд Яр» - из слиян неск фирм («Штерн», «Ди цайт»). С 90-х более 70% принадл Бертельсману. «Бертельсман» - сам круп по обороту капитала в Евр. (кино, теле. ж-лы в США, Фр. телерадиокомп ЦЛТ-УФА, музык фирмы. «Бауэр» - женс ииллюстр ж-лы.

В 2003-2004 годах Германия переживала крупнейший - со времен второй мировой войны - кризис медиарынка. В результате многие журналисты потеряли рабочие места, немецкие СМИ сегодня потеряли в качестве, а на медиарынке произошла перестановка сил.

После завоевания рынков скандинавских стран, Бельгии, Нидерландов и Швейцарии в Германию пришел таблоид.

Издательства, которые имеют в других ИД, по меньшей мере 25% капитала, образуют издательские группы.

1. Концерн «Бертельсман». Концерн является вторым в мире и крупнейшим в Германии.

1. Аксель Шпрингер ферлаг АО, Гамбург. Купили долю акций в разорившемся концерне Лео Кирха "Кирх-Медиа". Шпрингер выпускает 4 самые популярные ежедневные газеты: «Бильд-цайтунг», «Ди вельт», «Гамбургер абендблатт» и «Берлинер моргенпост». Тенденции развития Шпрингер-ферлага: 1. Расширение издательской деятельности за рубежом. 2. Минимальная экспансия на национальном информационном рынке.

2. Группа "ВАЦ", занимающая 2-место.

3. ИГ "Штуттгартер цатунг/ Ди Райнпфальц/ Людвигсхафен/Зюдвест Прессе, Ульм" - примерно 5% на информационном (газетном) рынке.

4. Издательская группа ДуМонтШауберг (Кельн). Доля концерна на информационном (газетном) рынке примерно 4%.

5. "Мюнхенер цайтунгсферлаг/ Цайтунгсферлаг тц/Вестфэллишер анцайгер/Иппен". Важнейшие регионы распространения - Бавария и Гессен.

Особенность этой группы состоит в том, что она управляется не холдингом, а издателем, т.е. Иппеном, штаб-квартира которого находится в Мюнхене. Каждый из участников-владельцев акций группы имеет свой сектор. Общая доля концерна на информационном (газетном) рынке 3,9%.

6. Штуттгартский концерн Георга фон Хольтцбринка. Концерн имеет самый большой ареал распространения. его стратегия заключается в том, чтобы «спокойно, тихо, по-домашнему идти к империи СМИ». Основу предпринимательского концерна составляет книжная издательская деятельность. Общая доля ИД Хольтцбринка - до 4,4%.

7. ИГ "Франкфуртер альгемайне цайтунг". Общая доля на медиарынке 3,1%.

8. ИГ "Грунер унд Яр" на рынке остается прежней - 2,8%. Экономическая газеты "Файненшл таймс Дойчланд".

9. Ганноверская ИГ "Мадзак/Герстенберг" агрессивно осваивает информационное пространство соседних земель, в частности Гессен. Общая доля на медиарынке 2,5%.

10. ИГ "Зюддойчер ферлаг". Чтобы улучшить свое материальное положение прибегал к различным уловкам (выпустили серию "50 романов ХХ века", тиражи пошли вверх). Общая доля на медиарынке 2,5%.

В Германии существует так называемая «дуальная система» теле- и радиовещания, что означает наличие общественно-правового и частного телевидения и радио, функционирующего с середины 80-х гг. Общественное ТВ создано на государственной базе и контролируется общественными советами, в которых представлены все общественно- политические силы общества, а следовательно, служит всему обществу. По большей части финансируется оно за счёт поступлений из налогов за пользование теле- и радиоприёмниками. У него более сдержанная национально ориентированная программная политика.

Частное теле- и радиовещание Германии функционирует с 1 января 1984 года. В настоящее время внедряются 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей: - «pay per view», когда ТВ работает на персональных заказах. Заказчик не оплачивает всю программу, а лишь то время, которое он фактически использует; - «video on demand», когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он указывает; - интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по телевизору.

Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Сегодня в Германии имеется около 384 издательства, 423 ежедневные газеты общим тиражом в 25.3 млн.экз. Характерная особенность СМИ Германии – большое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), региональные и местные издания, которые делятся на качественные и массовые («бульварные»).

Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет осталась бульварная «Бильд-цайтунг» (тираж 4,5 млн. экз.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных газет остаётся у «Зюддойче цайтунг» – 380 тыс. экз. Популярным специализированным экономическим изданием остаётся газета«Хандельсблат» (тираж 133 тыс.). Большой популярностью пользуются надрегиональные еженедельники. Всего их семь.

Уже несколько лет Германия переживает журнальный «бум». Господствуют группы Бауэра, Шпрингера, Бурды и «Грунер унд Яр». По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42.6%), второе – общественно-политические (19.3%). На третьем месте – ведомственные (14.6 %), на четвёртом – рекламные издания (13.8%). Теряют в тираже «Шпигель», «Штерн», «Бунте», «Нойе ревю».

Замедлился процесс концентрации печати, укрепление позиций региональной прессы. Тенденция к некоторому повышению тиражей надрегиональной прессы за счёт её распространения и внедрения на востоке Германии.

Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпаний. Согласно официальным данным, 15.1 миллиона человек, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает кабельное роль и место 8.2 миллиона – спутниковое.

В Германии существует более 500 информационных агентств, которые занимаются сбором общественно-политической информации. Самое крупное – ДПА («Дойче прессе агентур»), созданное в 1949 г.