Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
Риторика – наука о грамотной, эффективной речи – от греч. языка «говорение, речь». Само слово «риторика» обозначает живое проявление языка. Риторика родилась в Древней Греции (Афинах) в 6 в до н.э. Это была эпоха расцвета античной культуры. Риторика возникла, когда же был театр, судебная система и т.д. – т.е. это был итоговый пункт цивилизации, когда предметом изучения становится речь. Риторика возникает тогда, когда начинаются общественные распри, когда люди с трудом могут договориться. Т.о. «риторика родилась из распри». Основателем был Аристотель. Классическая риторическая система была создана к 1в. до н.э. Существует несколько ее определений. По Аристотелю, риторика – умение находить доказательства, аргументы по любому вопросу (трансформировалось в логику). По Ломоносову риторика – умение красиво говорить и убеждать (трансформировалось в эстетику).
Состояла из 5 частей: нахождение словесного материала, расположение, словесное выражение (учение о 3х стилях: высоком, среднем и низком и о 3х средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Р. разрабатывалась в античности, развивалась в средние века и новое время, в 19в. вылилась в теорию лит-ры.
Основ-ком учения о риторике был Протагор, старший софист, 1-й платный учитель красноречия, основатель философского течения – софистики (софистика как философия – суть – отрицание объективной истины, как практика – умение доказать ложь). Родился в г. Абдеры, но жил в Афинах, стал основ-ком субъективизма и релятивизма. Его перл: «Человек – мера всех вещей» (если я так думаю, то это обязательно правда). В книге «Про богов»: «Бог есть, если вы в него верите». Выигрывал тот, кто лучше доказывал свою правоту. Протагор учил писать речи, говорить методом про э контра (за и против): надо сначала доказать одну истину, а потом ее же развенчать. Сократ любил беседовать с П. Но Сократ стал его ярым противником.
Сократ (5в. до н.э.) – содержал риторическую школу в Афинах. Тезис: научись хорошо говорить и тогда научишься хорошо мыслить. Риторика занимается содержательной формой речи. Риторическая речь вначале пишется, а потом произносится, а неграмотная речь идет от сердца, сразу произносится.
Был еще Горгий из Леонтин, тоже старший софист, великолепный оратор. Он был агностиком – не отрицал незнания, все неправы, истина непознаваема, мир тоже, а если и познаваем, то мы его познали неправильно.
Далее мы переносимся в Рим. Римляне победили греков. Но культура у них была ниже, поэтому они стали учиться у греков. Появились свободные греческие учителя. Сначала в Риме, а потом в Афинах начали открывать риторические школы, где обучали грамматике, риторике, диалектике. Греков презирали за поражение и уважали за просвещенность. В Риме был огромный спрос на риторов и риторику.
Рим тогда жил в постоянном ожидании военных переворотов, люди были развращены бездельем. Цицерон был консулом и наместником. Ц. произнес речи против Катилины, разоблачил переворот и стал отцом отечества. Катилину сослали. Ц. утверждал, что если получить хорошую систему знаний, то всегда будет о чем рассказать, не надо для этого учиться риторике. Воспитание оратора-демократа. Ц. выступал не только за демократию демократов, но и за равенство других слоев. Когда Цезаря убили, то Ц. бежал, потому как ему многое припомнили. Особенно речи против Марка Антония (любовника Клеопатры). Ц. убили, отрезали голову и проткнули язык булавкой. Наступила эпоха хвалебных речей, снова возрождаются латинские риторические школы. Марк Фибий Квинтилиан написал 12 книг об ораторском искусстве. А покойный Ц. был против обучения риторике в школе, потому что там мыслить не учили. Квинтилиан же был за, считая школу центром культуры. По Ц. успех оратора определялся его умом и эмоциональностью, по К. – знанием классических риторов. У Ц. судьей был народ, у К. – знатоки искусства. Итоги:
к эпохе эллинизма произошло разделение риторики и философии
создание профессии софиста – платного учителя красноречия
создание большого числа риторических школ
создание большого количества учебных руководств
создание особого языка – публичной речи
разделение риторики на судебную, политическую и торжественную (эпидейктическая)
Риторика начинает умирать, она расчленяется на несколько предметов: стилистика, логика, теория литературы, теория сценического поведения. Бродячие софисты не имели влияния на общ. жизнь, это было декламационное искусство. Риторика возвращается вновь в XIX в. В это время начинается возрождение языковой культуры. Р. – время англ революции. С ЧМШШ века она начинает рассматриваться как инструмент политической власти.
на всякий случай: Гомилетика – наука о христианском проповедничестве, наука в вдохновенной речи. Без гомилетики нельзя понять сущность риторики.
Риторика Гомилетика
Отрицание истины Поиск единой истины
Утилитарное действие без принципа Изложение учения Христа
Обучение – причина успеха Вдохновение – причина успеха
Письменный текст Живая речь
Речь в условиях конфликта Беседа любящих людей
Гонорар Милостыня
III век церковь запретила проповедь. Начинается риторизация христианской проповеди.
В России риторика пропадает в 18-19в. Сейчас существует 4 школы риторики:
1. англо-саксонская – учение о социально-символизирующей деятельности. Цель – установление социальной идентичности.
2. теория аргументации Перлемена
3. герменевтическая риторика (об истолковании текста)
4. спекулятивная риторика Пирса
Риторика – умение мыслить шаблонами, в шаблонном обществе она хорошо воспринимается.
Тривиум – три предмета (риторика, философия, грамматика), входящие в 7 свободных искусств. Оставшиеся 4 предмета называются квадривиум: музыка, геометрия, астрономия, арифметика.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.