logo search
otvety_k_gosu-KRATKOE_33

10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.

Современная система Жур-ки состоит из подсистем: печать, радиовещание и ТВ. Функционирование обеспечивают информационные агентства и пресс-службы, производственно-технические службы и средства связи, транспорта и доставки, книготорговля, учебно-научные центры. К системе примыкает система устных форм м.и. (митинги), работа кинопроката, выставки, плакаты. В условиях становления информационного рынка в системе СМИ начинает играть большую роль службы ПР, рекламные, электронные СМИ. СМИ подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса. Функций СМИ: инф; комментарийно - оценочную; познавательно - просветительную; функцию воздействия; гедонистическую (удовольств). Разнообразие изданий и программ – результат возникновения и преобразования разных типов газет, еженедельников, журналов, каналов РВ и ТВ. Основой дифференциации послужило стремление разнообразить проблемно - тематическую направленность, обратится к разным слоям аудитории, сосредоточиться на освещении жизни различных регионов сфер деятельности, областях интересов, представить аудитории позиции разных общественных сил. Система СМИ – совакупность и совместное функционирование всех видов СМИ. Каждый из этих элементов влияет на другой. Сущность типологии - объединение типологических единиц (в данном случае изданий или программ) в группы по характерным признакам. Такими признаками могут быть: (характер аудитории; целевое назначение; время выхода (вечерняя газета, утренняя телепрограмма); периодичность (ежедневная газета, еженедельная программа и т.д.). По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий и программ: общероссийские (их аудитория включает все основные группы населения, проживающие на территории РФ - напр., “Аргументы и факты” и т.д.) межрегиональные (охватывают население нескольких регионов - напр., СТС, РЕН-ТВ и т.д.); международные (объединяющие группы населения разных стран - напр., “Cosmopolitan”, “Домашний очаг” и т.д.); По целевому назначению: публицистические; литературные; культурно-просветительские (“Театр + ТВ”); развлекательные; учебно-образовательные; информационные (“Время, “Сегодня”) и др. Возможна классификация по тематическому признаку (спорт, кулинария и т.д.) или по жанровому (интервью, репортаж, ток-шоу и т.д.).

Типообразующие факторы: главным типообразующими факторами являются - аудиторная направленность, стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих). Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы “второй пласт” типообразующих свойств.