Защита чести, достоинства и деловой репутации.
Журналист предает огласке события, которые способны привлечь общественное внимание. Информация о частной жизни человека не может быть использована без его согласия. Но случаи, когда такая огласка необходима для защиты общественных интересов, составляют исключение — факт частной жизни перестает быть таковым, когда он представляет общественный интерес (Закон о СМИ ст. 49, п. 5). Очевидно также, что можно не испрашивать согласия для обнародования сведений, непосредственно связанных с государственной, общественной, служебной деятельностью человека.
Однако существует немалая разница между общественным интересом и общественным любопытством.
«Общественный интерес» - возможность и необходимость оглашения таких сведений возникает тогда, когда поступки гражданина «создают угрозу (или способствуют) благополучию, благосостоянию, безопасности большинства аудитории или третьих лиц».
Право читателя знать ограниченно естественным право героя на личную тайну. Конституция РФ (ст. 23) провозглашает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Только по решению суда допускается ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Конституция (ст. 24) запрещает также сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Тем не менее, репортеры, подыгрывая любителям сенсаций часто попирают суверенные права личности. Не всегда останавливает их и Закон «О СМИ» (ст. 62), который предусматривает материальную ответственность автора и издания за причиненный гражданину моральный вред.
Закон «О СМИ» (ст. 46) предусматривает также механизм защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан в случаях, когда распространенные сведения, не будучи порочащими; а) не соответствуют действительности или б) ущемляют права и законные интересы гражданина. В первом случае, речь может идти, например, о фактических ошибках, во втором – о тенденциозном подборе материала, о замалчивании важных обстоятельств, намеках и т.п. Результатом здесь является не опровержение, а публичный ответ.
Реже возбуждаются в судах дела уголовные – об оскорблении и клевете. Журналист не может быть признан клеветником, если искренне заблуждался, верил сам в то, что написал. Он не несет уголовной ответственности и тогда, когда сведения, признанные клеветническими, получил от официального лица. Не считается клеветой и сообщение о действительно имевших место фактах, но содержащее их неправильную оценку.
По Закону «О СМИ» (ст. 57) редакция, главный редактор, журналист «не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
2) если они получены от информационных агентств;
3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо о материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данные нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации».
Поскольку Конституция РФ (ст. 24) не допускает распространения информации о частной жизни человека без его согласия, журналист вступает в конфликт и с правом, и с моралью, когда самовольно предает огласке данные о состоянии здоровья человека, о его физических или психических недостатках. Исключение составляют высшие должностные лица, ибо стабильность в государстве нередко напрямую связана с их здоровьем.
Журналистская деятельность свидетельствует, что бывают обстоятельства, когда журналист вынужден заменить подлинное имя героя вымышленным и замаскировать место происшествия. Это делается для того, чтобы читатель не смог определить, с кем и где произошло событие, о котором рассказано в материале. Иногда такая замена достаточно прозрачна (скажем, герою сохранили фамилию и имя, но поменяли отчество) и служит только для того, чтобы журналист, если критикуемый подаст на него в суд, смог бы заявить, что имел в виду какого-то другого человека. Это — нечистоплотный прием. Журналист изменяет имя героя и по нравственным соображениям. Обычно это случается, когда автор решает рассказать о ситуации, которая заключает в себе большой общественный смысл, но не может о ней написать, не причинив боль человеку, который этого не заслуживает.
Основания для такой зашифровки могут быть разные: человек в прошлом совершил преступление, но сейчас бесповоротно порвал с ним. Вряд ли приятно ли человеку вспоминать о прошлом, даже если его хвалят. Подобная похвала может быть даже унизительной для личности, кардинально изменившей образ жизни.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.