Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
Вторая половина 1980-х – начало 1990-х годов ознаменовались существенными изменениями в системах национальной периодики и условиях деятельности прессы и журналистов африканских государств. В ряде стран предпринимаются попытки обновить и демократизировать политико-государственные системы, сложившиеся после достижения независимости. В частности, ликвидировать монополизм правящих партий, разрешить многопартийность, обеспечить политический плюрализм СМИ и вывести их из-под жесткого государственного контроля, создать законные условия для издания частных газет и журналов, обеспечить реальную возможность критики действий властей в прессе и защиту журналистов – авторов критических выступлений.
В ряде африканских стран в этот период получает распространение так называемая «альтернативная» пресса – издания, дистанцирующиеся от правящих режимов, а нередко и противостоящие им, и принадлежащие, как правило, частным владельцам. Растущую роль в их финансировании играли поступления от публикации коммерческой рекламы. Рост частнопредпринимательской деятельности в Африке (вызванный, в частности, необходимостью следовать настоятельным рекомендациям финансовых доноров – МВФ и Всемирного банка – о поощрении частного сектора) способствовал расширению рекламного рынка и массива распространяемой рекламы. «Альтернативные» издания способствовали раскрытию злоупотреблений правительственных чиновников, освещали многие темы, считавшиеся ранее запретными, служили рупором тех общественных кругов, которые требовали общественных преобразований в русле либерализации политической системы. Например, в Бенине «альтернативные» частные газеты сыграли существенную роль в переходе от однопартийной системы к политическому плюрализму.
В 1970-е годы на первый план среди СМИ выдвигается радио, которое помимо информационной, берет на себя еще просветительские и воспитательные функции. Законодательство в области телевидения и радиовещания зачастую ничего не говорит о контроле над государственной службой радиовещания; в некоторых случаях выдача лицензии может даже не входить в компетенцию надзорно-регламентирующего органа, а зависеть от министерства информации. Учитывая всеобщую бедность сельских районов, озабоченные лишь погоней за прибылью, предприниматели ничуть не заинтересованы в создании передач для их вытесняемых за пределы цивилизованного общества жителей. Государственные радиокомпании все чаще вынуждены подчиняться требованиям прибыльности с тем, чтобы не обременять и без того напряженный госбюджет. Чтобы иметь возможность конкурировать с недавно созданными коммерческими станциями, государственным радиокомпаниям не остается ничего другого, как планировать свою деятельность так же, как это делают частные компании. Это неизбежно приводит к тому, что национальным радиовещательным компаниям приходится порой пренебрегать своей основной задачей - быть на службе общества, ибо становится коммерчески невыгодным просто информировать, воспитывать и развлекать население страны. В реализации телевещательных проектов активно участвуют Франция и Великобритания, важное место в этой сфере занимают также американские, западногерманские, итальянские, Бельгийские, канадские компании. В противовес им африканские страны пытаются создать Панафриканскую систему телевидения (ПАНАФТЕЛЬ), Объединение национальных радиовещательных и телевизионных компаний, Международный союз африканских журналистов (МСАЖ).
Телекоммуникации. Либерализация данного сектора, проведенная в некоторых странах, несомненно улучшит перспективы притока новых инвестиций. Однако многие правительства продолжают считать, что СМИ являются подконтрольным государству органом и представляют собой, в области телекоммуникаций, важную составную часть общей налоговой базы, что в свою очередь предполагает, что доходы телекоммуникационных компаний-операторов зависят от существующей системы перераспределения прибыли, которая направляет весомую часть доходов от международных телекоммуникационных услуг в сейфы африканских компаний-операторов. Однако Международная телекоммуникационная индустрия уже начинает понимать, что Африка является самым большим еще не освоенным рынком в мире и, так как правительства настойчиво изыскивают средства для модернизации телекоммуникаций, то образуются новые союзы между государственным и частным секторами. Африка не так уж далеко отстала от промышленно развитых стран в деле дерегламентации телекоммуникационной отрасли. Почти сразу после крушения апартеида Южная Африка оказалась в веке новых технологий. В 1998 году число пользователей Интернетом превысило миллион человек (для сравнения: в России в тот же год на 145 млн. жителей было 300 тысяч пользователей). На сегодняшний день почти каждая африканская газета уже имеет электронную версию в Интернете. Радио, телевидение и Интернет становятся все более популярными, вытесняя постепенно печатные СМИ. Телевидение и радио влияет на жизнь африканцев гораздо значительнее, чем пресса. Перед африканскими странами встает проблема выбора, какие именно информационно-коммуникационные технологии наиболее приемлемы в беднейших странах Африки. К информационно-коммуникационным технологиям, как правило, специалисты относят радио, телевидение, фиксированные и мобильные телефоны, персональные компьютеры и Интернет. Наиболее значимым из старых СМИ для Африки остается радио. Оно наиболее интенсивно используется африканцами. Пресса не имеет широкого распространения в Африке из-за низкого уровня грамотности и высокой стоимости печатной продукции. Телевидение достаточно быстро распространяется на континенте.
Дополнения
Начало периода демократизации и либерализации для большинства африканских государств относится хронологически ко второй половине двадцатого века, после обретения многими странами независимости (после 60-х годов двадцатого века). Следует сказать, что данный процесс (демократизации), коснувшийся всей социально-экономической и политической системы, и в частности системы СМИ, развивался медленно и был отягощен рядом объективных факторов. Новообразовавшиеся государства столкнулись с проблемами экономической отсталости, неразвитости экспорта и местного рынка, вследствие низкой покупательной способности. Население многих стран Африки, после долгого периода колониального господства западных стран, не было идеологически подготовлено к новой системе, и во многих странах начались гражданские войны между «прозападниками» (сторонники западного образца развития) и сторонниками независимости и обособленного развития и становления государственности. Лишь к началу девяностых годов двадцатого века тенденции демократизации общественной, политической и правовой системы приняли ярко выраженный характер, когда многие страны приняли Конституцию и законы о СМИ, провозглашавшие свободу слова и отмену всякой цензуры (пример, на Мадагаскаре в 1990 году был принят новый закон о СМИ, декларирующий права и обязанности журналистов, свободу слова, а так же отмену цензуры в СМИ).
Период демократизации для всей системы СМИ характеризуется развитием независимых изданий, которые в новых условиях сменили свой революционно-демократический настрой времен борьбы против цензурных ограничений и государственного контроля над СМИ, продолжавшегося всю вторую половину двадцатого века, и теперь выступают оппозицией функционирующим государственным средствам массовой информации. Характеризуя печать периода демократизации, следует отметить падение интереса к партийной печати, столь активно функционирующей в предыдущий период, отстаивая свою идеологию и взгляды на развитие государства. Так перестает функционировать, некогда обширно представленная марксистская печать (пример, «Новый горизонт», «Вперед», бенинский «Социализм», южно-африканский журнал «Коммунист» - активно развивались после второй мировой войны, пропагандируя идеи независимости). Надо сказать, что для большинства стран Африки 60-е годы знаменуются началом партизанской борьбы и формированием системы прогрессивной, демократической печати (например, журнал «Сечаба»). Процесс демократизации сопровождается концентрацией и монополизацией СМИ, формированием крупных медиаконцернов («Аргус», «New Deli», «Star», «Pretorian News”, «Standart Group», «National Media Group»); а так же становлением буржуазной печати.
C началом 90- х годов многие страны переходят к многопартийной системе и появляется альтернативная печать, способствующая закреплению принципов демократии (в Кении это «Expression Today», «Star», «People»; малагасийские «Ни Газетику», «Газета мнений», «Ле Нувелль», «Трибюн»). Во многих странах, только со второй половины 70-х годов процессы демократизации и либерализации системы способствуют формированию гражданского общества, а независимые издания выступают оппозиционно относительно государственных СМИ, объективно и оперативно информируя население, и благодаря своей критической прогрессивной направленности, способствуя вскрытию проблемных мест в общественной системе. Курс на демократизацию способствовал так же формированию профсоюзных организаций, которые действовали на общее благо, проводя социальную работу по обнародованию проблемных мест современной общественно-политической, экономической и культурной обстановки (пример, действующие под эгидой Союза журналистов малагасийские ассоциации: Свободная ассоциация журналистов Мадагаскара; Клуб экономической журналистики; Ассоциация журналистов частных радиостанций; Ассоциация журналистов, пишущих о культуре).
Одной из проблем журналистики и медиарынка в целом была и остается языковая проблема, наличие большого числа местных языков и наречий, при большой неграмотности местного населения и незнании языка бывших колонизаторов, на котором выходит ряд ведущих изданий. Данная обстановка затрудняет становление разветвленной информационной системы и развитие рекламного бизнеса, способного финансировать СМИ. Еще одна современная проблема – низкий профессиональный уровень журналистов Африки, что ведет к низкому качеству информационной продукции, неспособной конкурировать с западными изданиями. С целью развития национальной журналистики, ЮНЕСКО проводит образовательные программы и организует школы журналистики в Африке (в частности, в рамках программы WANAD, начатой ЮНЕСКО в 1984 году и финансируемой ФРГ, осуществляется обучение журналистов в области международных отношений, здравоохранения, сельского хозяйства и экологии - подобный проект (SEANAD) начат в 1986 году на юге и востоке Африки; в 2010-2011 гг. было выделено 570 000 долл. для приобретения оборудования, учебников и организации семинаров по подготовке инструкторов для центров журналистики. В рамках еще одного проекта, координируемого организацией Deutsche Welle-Akademie в сотрудничестве с ЮНЕСКО, будет выделено 430 000 долл. для подготовки инструкторов по педагогической методике образования в области журналистики).
Процессы демократизации в странах Тропической Африки и печать.
На рубеже 80-90-х годов на фоне общемировой демократической тенденции демократические перемены начались и в большинстве африканских стран, затронув политическую, законодательную и другие сферы общественной жизни. Изменения охватили страны различных политико-идеологических ориентаций и социально-экономических курсов. Важнейшим результатом демократических преобразований стало установление многопартийных политических режимов. Между тем следует учитывать, что переход к демократии не сводится к простой смене политического режима, провозглашению прав и свобод граждан, установлению многопартийности. Политическая модернизация на континенте происходит в условиях отсутствия в большинстве африканских стран социально-экономических, политических и культурно-психологических предпосылок для установления демократической системы.
В 1980-е годы печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных национальных кадров, высокий процент неграмотности среди населения, отсутствие современных технических средств, рост цен на газетную бумагу, типографское оборудование приводят к тому, что в одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени (Чад, Экваториальная Гвинея), в других многие газеты недолговечны, в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом у населения (в Кении газеты читают лишь 11 человек из тысячи)
Самое яркое событие 1990-х годов на африканском континенте — крушение апартеида в Южно-Африканской республике, где проживают приблизительно 4 млн. белых и 19 млн. черных южноафриканцев. С 1980 г. здесь действовала облеченная карательными функциями Комиссия по расследованию деятельности средств массовой информации.
С приходом к власти в 1994 г. нового смешанного в расовом отношении правительства началось превращение ЮАР в открытое демократическое общество. Отныне Конституцией страны гражданам предоставлено право на свободу высказываний, включая свободу печати и других СМИ . С 1997 г. журналисту уже не грозит тюремное заключение в случае его отказа открыть источник информации, а читатели, если у них есть претензии могут подать жалобу в Независимую апелляционную комиссию.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.