logo search
ответы на устный гос

Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).

Вторая половина 1980-х – начало 1990-х годов ознаменовались существенными изменениями в системах национальной периодики и условиях деятельности прессы и журналистов африканских государств. В ряде стран предпринимаются попытки обновить и демократизировать политико-государственные системы, сложившиеся после достижения независимости. В частности, ликвидировать монополизм правящих партий, разрешить многопартийность, обеспечить политический плюрализм СМИ и вывести их из-под жесткого государственного контроля, создать законные условия для издания частных газет и журналов, обеспечить реальную возможность критики действий властей в прессе и защиту журналистов – авторов критических выступлений.

В ряде африканских стран в этот период получает распространение так называемая «альтернативная» пресса – издания, дистанцирующиеся от правящих режимов, а нередко и противостоящие им, и принадлежащие, как правило, частным владельцам. Растущую роль в их финансировании играли поступления от публикации коммерческой рекламы. Рост частнопредпринимательской деятельности в Африке (вызванный, в частности, необходимостью следовать настоятельным рекомендациям финансовых доноров – МВФ и Всемирного банка – о поощрении частного сектора) способствовал расширению рекламного рынка и массива распространяемой рекламы. «Альтернативные» издания способствовали раскрытию злоупотреблений правительственных чиновников, освещали многие темы, считавшиеся ранее запретными, служили рупором тех общественных кругов, которые требовали общественных преобразований в русле либерализации политической системы. Например, в Бенине «альтернативные» частные газеты сыграли существенную роль в переходе от однопартийной системы к политическому плюрализму.

В 1970-е годы на первый план среди СМИ выдвигается радио, которое помимо информационной, берет на себя еще просветительские и воспитательные функции. Законодательство в области телевидения и радиовещания зачастую ничего не говорит о контроле над государственной службой радиовещания; в некоторых случаях выдача лицензии может даже не входить в компетенцию надзорно-регламентирующего органа, а зависеть от министерства информации. Учитывая всеобщую бедность сельских районов, озабоченные лишь погоней за прибылью, предприниматели ничуть не заинтересованы в создании передач для их вытесняемых за пределы цивилизованного общества жителей. Государственные радиокомпании все чаще вынуждены подчиняться требованиям прибыльности с тем, чтобы не обременять и без того напряженный госбюджет. Чтобы иметь возможность конкурировать с недавно созданными коммерческими станциями, государственным радиокомпаниям не остается ничего другого, как планировать свою деятельность так же, как это делают частные компании. Это неизбежно приводит к тому, что национальным радиовещательным компаниям приходится порой пренебрегать своей основной задачей - быть на службе общества, ибо становится коммерчески невыгодным просто информировать, воспитывать и развлекать население страны. В реализации телевещательных проектов активно участвуют Франция и Великобритания, важное место в этой сфере занимают также американские, западногерманские, итальянские, Бельгийские, канадские компании. В противовес им африканские страны пытаются создать Панафриканскую систему телевидения (ПАНАФТЕЛЬ), Объединение национальных радиовещательных и телевизионных компаний, Международный союз африканских журналистов (МСАЖ).

Телекоммуникации. Либерализация данного сектора, проведенная в некоторых странах, несомненно улучшит перспективы притока новых инвестиций. Однако многие правительства продолжают считать, что СМИ являются подконтрольным государству органом и представляют собой, в области телекоммуникаций, важную составную часть общей налоговой базы, что в свою очередь предполагает, что доходы телекоммуникационных компаний-операторов зависят от существующей системы перераспределения прибыли, которая направляет весомую часть доходов от международных телекоммуникационных услуг в сейфы африканских компаний-операторов. Однако Международная телекоммуникационная индустрия уже начинает понимать, что Африка является самым большим еще не освоенным рынком в мире и, так как правительства настойчиво изыскивают средства для модернизации телекоммуникаций, то образуются новые союзы между государственным и частным секторами. Африка не так уж далеко отстала от промышленно развитых стран в деле дерегламентации телекоммуникационной отрасли. Почти сразу после крушения апартеида Южная Африка оказалась в веке новых технологий. В 1998 году число пользователей Интернетом превысило миллион человек (для сравнения: в России в тот же год на 145 млн. жителей было 300 тысяч пользователей). На сегодняшний день почти каждая африканская газета уже имеет электронную версию в Интернете. Радио, телевидение и Интернет становятся все более популярными, вытесняя постепенно печатные СМИ. Телевидение и радио влияет на жизнь африканцев гораздо значительнее, чем пресса. Перед африканскими странами встает проблема выбора, какие именно информационно-коммуникационные технологии наиболее приемлемы в беднейших странах Африки. К информационно-коммуникационным технологиям, как правило, специалисты относят радио, телевидение, фиксированные и мобильные телефоны, персональные компьютеры и Интернет. Наиболее значимым из старых СМИ для Африки остается радио. Оно наиболее интенсивно используется африканцами. Пресса не имеет широкого распространения в Африке из-за низкого уровня грамотности и высокой стоимости печатной продукции. Телевидение достаточно быстро распространяется на континенте.

Дополнения

Начало периода демократизации и либерализации для большинства африканских государств относится хронологически ко второй половине двадцатого века, после обретения многими странами независимости (после 60-х годов двадцатого века). Следует сказать, что данный процесс (демократизации), коснувшийся всей социально-экономической и политической системы, и в частности системы СМИ, развивался медленно и был отягощен рядом объективных факторов. Новообразовавшиеся государства столкнулись с проблемами экономической отсталости, неразвитости экспорта и местного рынка, вследствие низкой покупательной способности. Население многих стран Африки, после долгого периода колониального господства западных стран, не было идеологически подготовлено к новой системе, и во многих странах начались гражданские войны между «прозападниками» (сторонники западного образца развития) и сторонниками независимости и обособленного развития и становления государственности. Лишь к началу девяностых годов двадцатого века тенденции демократизации общественной, политической и правовой системы приняли ярко выраженный характер, когда многие страны приняли Конституцию и законы о СМИ, провозглашавшие свободу слова и отмену всякой цензуры (пример, на Мадагаскаре в 1990 году был принят новый закон о СМИ, декларирующий права и обязанности журналистов, свободу слова, а так же отмену цензуры в СМИ).

Период демократизации для всей системы СМИ характеризуется развитием независимых изданий, которые в новых условиях сменили свой революционно-демократический настрой времен борьбы против цензурных ограничений и государственного контроля над СМИ, продолжавшегося всю вторую половину двадцатого века, и теперь выступают оппозицией функционирующим государственным средствам массовой информации. Характеризуя печать периода демократизации, следует отметить падение интереса к партийной печати, столь активно функционирующей в предыдущий период, отстаивая свою идеологию и взгляды на развитие государства. Так перестает функционировать, некогда обширно представленная марксистская печать (пример, «Новый горизонт», «Вперед», бенинский «Социализм», южно-африканский журнал «Коммунист» - активно развивались после второй мировой войны, пропагандируя идеи независимости). Надо сказать, что для большинства стран Африки 60-е годы знаменуются началом партизанской борьбы и формированием системы прогрессивной, демократической печати (например, журнал «Сечаба»). Процесс демократизации сопровождается концентрацией и монополизацией СМИ, формированием крупных медиаконцернов («Аргус», «New Deli», «Star», «Pretorian News”, «Standart Group», «National Media Group»); а так же становлением буржуазной печати.

C началом 90- х годов многие страны переходят к многопартийной системе и появляется альтернативная печать, способствующая закреплению принципов демократии (в Кении это «Expression Today», «Star», «People»; малагасийские «Ни Газетику», «Газета мнений», «Ле Нувелль», «Трибюн»). Во многих странах, только со второй половины 70-х годов процессы демократизации и либерализации системы способствуют формированию гражданского общества, а независимые издания выступают оппозиционно относительно государственных СМИ, объективно и оперативно информируя население, и благодаря своей критической прогрессивной направленности, способствуя вскрытию проблемных мест в общественной системе. Курс на демократизацию способствовал так же формированию профсоюзных организаций, которые действовали на общее благо, проводя социальную работу по обнародованию проблемных мест современной общественно-политической, экономической и культурной обстановки (пример, действующие под эгидой Союза журналистов малагасийские ассоциации: Свободная ассоциация журналистов Мадагаскара; Клуб экономической журналистики; Ассоциация журналистов частных радиостанций; Ассоциация журналистов, пишущих о культуре).

Одной из проблем журналистики и медиарынка в целом была и остается языковая проблема, наличие большого числа местных языков и наречий, при большой неграмотности местного населения и незнании языка бывших колонизаторов, на котором выходит ряд ведущих изданий. Данная обстановка затрудняет становление разветвленной информационной системы и развитие рекламного бизнеса, способного финансировать СМИ. Еще одна современная проблема – низкий профессиональный уровень журналистов Африки, что ведет к низкому качеству информационной продукции, неспособной конкурировать с западными изданиями. С целью развития национальной журналистики, ЮНЕСКО проводит образовательные программы и организует школы журналистики в Африке (в частности, в рамках программы WANAD, начатой ЮНЕСКО в 1984 году и финансируемой ФРГ, осуществляется обучение журналистов в области международных отношений, здравоохранения, сельского хозяйства и экологии - подобный проект (SEANAD) начат в 1986 году на юге и востоке Африки; в 2010-2011 гг. было выделено 570 000 долл. для приобретения оборудования, учебников и организации семинаров по подготовке инструкторов для центров журналистики. В рамках еще одного проекта, координируемого организацией Deutsche Welle-Akademie в сотрудничестве с ЮНЕСКО, будет выделено 430 000 долл. для подготовки инструкторов по педагогической методике образования в области журналистики).

Процессы демократизации в странах Тропической Африки и печать.

На рубеже 80-90-х годов на фоне общемировой демократической тенденции демократические перемены начались и в большинстве африканских стран, затронув политическую, законодательную и другие сферы общественной жизни. Изменения охватили страны различных политико-идеологических ориентаций и социально-экономических курсов. Важнейшим результатом демократических преобразований стало установление многопартийных политических режимов. Между тем следует учитывать, что переход к демократии не сводится к простой смене политического режима, провозглашению прав и свобод граждан, установлению многопартийности. Политическая модернизация на континенте происходит в условиях отсутствия в большинстве африканских стран социально-экономических, политических и культурно-психологических предпосылок для установления демократической системы.

В 1980-е годы печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных национальных кадров, высокий процент неграмотности среди населения, отсутствие современных технических средств, рост цен на газетную бумагу, типографское оборудование приводят к тому, что в одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени (Чад, Экваториальная Гвинея), в других многие газеты недолговечны, в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом у населения (в Кении газеты читают лишь 11 человек из тысячи)

Самое яркое событие 1990-х годов на африканском континенте — крушение апартеида в Южно-Африканской республике, где проживают приблизительно 4 млн. белых и 19 млн. черных южноафриканцев. С 1980 г. здесь действовала облеченная карательными функциями Комиссия по расследованию деятельности средств массовой информации.

С приходом к власти в 1994 г. нового смешанного в расовом отношении правительства началось превращение ЮАР в открытое демократическое общество. Отныне Конституцией страны гражданам предоставлено право на свободу высказываний, включая свободу печати и других СМИ . С 1997 г. журналисту уже не грозит тюремное заключение в случае его отказа открыть источник информации, а читатели, если у них есть претензии могут подать жалобу в Независимую апелляционную комиссию.