logo search
ответы на устный гос

Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.

Суворин Алексей Сергеевич - известный журналист. Родился в 1834 г. в с. Коршове Бобровского уезда Воронежской губернии. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство.  Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков) в "Русской Речи" (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Сальяс, которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в "Русской Речи". Когда "Русская Речь" прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения.  Тогда же он напечатал в "Современнике" (1862, № 2) повесть "Солдат и солдатка", в "Ясной Поляне" Л.Н. Толстого - "Жизнь патриарха Никона" (есть отдельное издание), в "Отечественных Записках" - рассказ "Отверженный" (1863, № 1) и повесть "Аленка" (1863, № 7 и 8).  В 1863 г. Суворин переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русском Инвалиде" (за подписью А. И-н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "Санкт-Петербургских Ведомостей", занявших, после перехода к В.Ф. Коршу, одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин, под псевдонимом А. Бобровский, поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием "Всякие». Широкую известность Суворин приобрел во второй половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец, стал писать в "Санкт-Петербургских Ведомостях" воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся выпадать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики  В начале 1876 г. приобрел, вместе с В.И. Лихачевым , "Новое Время". В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, чем остается и по настоящее время.  С. приступает к работе в своей уже газете как раз тогда, когда разразилась русско-турецкая война, и сразу же отправляется на театр военных действий, его корреспонденции снискали популярность и его газете. Новаторства: даёт инфу с войны, даёт графические схемы, выделяет крупным и жирным шрифтом заголовки (чего раньше не делали) и заводит корреспондентов не в Лондоне и Париже (что не давало толку и разоряло газеты, а в Киеве, Воронеже и Саратове.  Газета становится всенародной. С-Щедрин пустил в ход кличку для газеты «Чего изволите» и назвал Суворина флюгером. Но Суворин считал, что в газете неуместно высказывать истину, в ней нужно «собирать мнения» и давать высказаться всем. Новое время- первая информационная газета. Газету критиковали и считали проправительственной.  Особая атмосфера царила в редакции "Нового времени". С. говорил: "Настоящий редактор не должен покидать газету ни на минуту", "дверь редакторского кабинета должна быть всегда открыта для кого угодно".  Среди книжных изданий А. Суворина особую и самую большую часть составляли книги известной на всю Россию "Дешевой библиотеки". Гордость Суворина составляли и справочные издания, выходившие ежегодно и являвшие собой серьезное подспорье деловому Петербургу и Москве —  "Весь Петербург", "Вся Москва", "Вся Россия", "Русский календарь"

Общероссийская газета «Русское слово» И.Д. Сытина – В.М. Дорошевича в начале ХХ в.     В начале 20 в. в России происходит бурное развитие печати самого различного характера. Отраслевая печать. Печать, связанная с искусством. Новые журналы, журналы для самообразования. Литературные журналы - печать разрастается в количественном и типологическом отношении. Появляются т. н. массовые газеты (в 19 в. массовую прессу представляли “Пб. газета”, “Московский листок” Пастухова и пр.).     Влияние “Нового времени” Суворина после 1905 падает. Его место занимает информационная газета “Русское слово”, которую издавал Иван Дмитр. Сытин, книгоиздатель. Газету стал издавать по настоянию А. П. Чехова, который буквально изводил его.      С 1897 С. стал официальным издателем газеты. В 1902 он пригласил к себе редактором В. М. Дорошевича. “короля русского фельетона”. С. хотел создать “народную газету” для “пестрого читателя”. Один из псевдонимов Д. - “Сын своей матери”. Основной прием Д. - короткая строка. [Фельетон Д. “Старый палач” посвящен Буренину, воскресному фельетонисту “Нового времени”. Суворин посоветовал Буренину не отвечать, и скандал не разразился.] Сытин и Дорошевич заключили соглашение, по которому “РС” Сытина не должно было ничем напоминать журнал “РС”, закрытый в 1866; Сытин обязался не вмешиваться в редакционные дела; Д. обязался поставлять 52 фельетона и столько же обзоров событий в год. “РС” была самая информированная и информационно насыщенная газета, имела корреспондентов во многих уголках России, оперативно подавала внутрироссийский материал.      Немаловажно, что в провинцию “РС” приходило гораздо раньше остальных газет (в то время успех периодических изданий во многом определяла провинциальная аудитория). + Хорошая международная информация (“РС” не только имело корреспондентов за границей, но и заключило контракты с зарубежными изданиями об обмене информацией).      Русско-японская война лучше всего была освещена в “РС” ( о ней писали Михайловский, дипломат из МИД, а также Всеволод Ив. Немирович-Данченко, брат Владимира Ив. Н.-Д., основателя Художественного театра). Тиражи “РС” быстро росли: вначале - 250 тыс., 1912 - 1913   - 750 тыс., 1918 - 1200000 (“РС” - первая русская газета, перешагнувшая миллионный рубеж). Из-за многотиражности некоторые называли “РС” “массовой” газетой. В понятие “массовость” входит не только тираж, но и уровень, а в “РС” работали очень квалифицированные журналисты и писатели (Дорошевич, Гиляровский и др.). Однако по тиражу и влиянию “РС” было одной из самых ярких массовых газет общероссийского значения. Её также называли «фабрика новостей», т.к. было много информации.      Дорошевич изучил историю зарубежной печати и, придя в газету, поставил ее на “европейский лад”. Почтовую связь заменил телефоном и телеграфом, разослал собкоров по крупным городам России и зарубежных стран и т. д. Редакция находилась рядом с «Известиями» и поразила всех. У Дорошевича был свой кабинет и приемная в который нельзя было попасть без доклада. Все было красиво сделано и очень напоминало французские редакции. Массовому успеху “РС” способствовала и фактическая внепартийность газеты, хотя в широком смысле она вписывалась в систему т. н. буржуазно-либеральной прессы. Дорошевич называл “РС” “газетой здравого смысла”, стремясь встать над партийными пристрастиями. В начале 20 в. были люди, для которых партийные программы были слишком узки - например, Чехов (которого критиковал за это Михайловский), или Гиляровский (он тоже не принадлежал ни к какой политической партии). Д. понял, что вовсе не обязательно строго придерживаться партийной ориентации. Однако, несмотря на внепартийность “РС”, в газете иногда можно найти политические мнения - например, критику большевиков (фельетон Д. “Стенькоразинщина”). Почти по всем общественным вопросам “РС” занимало гуманистические позиции, однако в 1914 не удержалось от ура-патриотических, “обороннических” настроений, подхватив лозунг “война до победного конца”. В ходе войны “РС” проповедовало социальный мир внутри страны, призывая воздержаться от стачек, шествий и т. д. Февральскую революцию почти вся русская печать приняла восторженно, но потом “РС” стало довольно резко критиковать действия Вр. Пр., которые могли спровоцировать социальный взрыв. Характерно, что при своем негативном отношении к большевикам, Д. и после октябрьского переворота стремился оставаться вне политики и отказался участвовать в белогвардейском движении, сказав: “не хочу испортить свой некролог”. Эта позиция характерна для всей газетной деятельности Д.