Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
Журналистика арабского мира между двумя мировыми войнами.
| Журналистика периода колониальной зависимости от европейских держав. Революционные события в Египте и арабская журналистика. Первые шаги арабского радиовещания и кинематографа. Журналистика и политическая борьба в арабских странах. Арабская журналистика и Вторая мировая война. |
Колониальный период 1920 – 50 гг. – эпоха господства европейских держав.
По решению Лиги Наций после I М.В арабские страны попали под протекторат Англии (Йемен, Оман) и Франции (Тунисе, Марокко и Алжир). Французы пытались регламентировать все сферы жизни арабских стран, в том числе вмешательство в прессу, методом прямого управления. Английские колонии – косвенное колониальное правление, назначали местных чиновников на местах; более либеральная журналистика.
2 революции в Египте – 1919, 1936гг. Независимость 1922 г. (от Британской империи). В Египте создается конституционная монархия, и появляется соответствующий тип журналистики. По уровню развития пресса Египта вышла на 1-ое место.
В это время в Палестине возникает журналистика на арабском языке и искусно привнесенная еврейская журналистика на иврите.
В Ливане развивается журналистика, издания выходят на арабском, французском и армянском языках. Это объясняется тем, что в это время в Ливане проживает много представителей этих национальностей.
Затем журналистика начинается развиваться в Сирии, Иране, Алжире и на юге Йемена Адене.
Но сердце журналистики по-прежнему – Египет, чуть-чуть от него отстает Сирия, Алжир, Ливан и др. страны Арабского Востока.
В колониальный период складывается система СМИ:
-
В 20-30 гг. появляются радиостанции. В 30-ые годы начинают появляться, непосредственно, коммерческие радиостанции. В Египте появляется грамзапись и кинематограф.
-
В конце 19 в. Появляется газета «Аль-Ахрам» («Пирамида») – египетская газета, нечто похожая на «Таймс» и информация носит нейтральный характер. Конкурентом «Аль-Ахрам» является газета «Аль-Ахбар» («Новости»), которая также публикует нейтральную информацию, не относящуюся к колониям. И обе СМИ – частные.
-
Возникают журналы: иллюстрированный «Роз аль-Юсуф», выходит с 1920 г. И основателем является женщина.
-
«Egyptian Gazette» («Египетская газета») – газету создали выходцы из Ливана и она обслуживает египетскую буржуазию.
Зарождается движение «Панарабистов», выступали против монархии, за республику, за независ. Египта. и выпускали газету «Цель».
Конец 19в – газ. «Пирамида» поддерживала монархию и Англию, старалась быть объективной.
1936 г. принята конституция Египта, англ. заключают договор о дружбе и сотрудничестве.
Развивались некоторые политические партии: 1920-е гг. «Братья мусульмане» - жить по законам бога.
С 1930 г. – больше радиостанций, вещание на английском языке, ретрансляция ВВС. Появляется коммунистическая печать – газета «Красное знамя», они запрещались, и еще с трудом понятно для кого вести агитацию, т.к. рабочий класс небольшой.
Французские протектораты: Сирия, Ливан, Алжир – монархии, но не конст.
Направления в журналистике: 1)националисты – восстания в Палестине и Алжира.
2) в Алжире коммунистическая журналистика от компартии Франции, 3) журн. английской и франц. администрации.
В Сирии и Ираке нет либеральной журн. – все подавлялось властями.
Страны Аравийского п-ова (Судан) – постепенное развитие газет и радио, но большая неграмотность и отсталость. Везде стоит вопрос независимости.
-
Журналистика и СМИ Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения.
Входе II М.В. во всех странах окрепли нац. –освобод. Движения + колонизаторы вышли из войны ослабшими. НЕЗАВИСИМОСТЬ: Ливан – 1943, Сирия – 1946, Ирак -1932, Алжир – 1962 (от Фр), 1971 – Бахрейн (от Англ., последний)
1952-1952 – революции в Египте, свержение короля Фаруха, становится республикой.
Стает вопрос какого типа будут гос-ва? Часть остается монархич., а там где побеждают националисты с эл-тами марксизма – республики. Возник. партии: «Арабского-социализма» - Баас.
Путь арабского-социализма: Египет, Ирак, Сирия, Емен. Взяли у СССР основы парт устройства, идеи Ленина о печати, газеты партии Баас.
Отличие от СССР – 1. не отвергали религию, 2. наличие прогрессивной буржуазии.
50е – годы радиовещание «Голос Арабов» - передачи на весь Ближний Восток.
1955г – речь по радио Насара – говорит о концепции Америки – арабского Ваукума (задушить свободных арабов).
Соцпартия Египта – «Арабский Социалистич. Союз»
Печать практич. однопартийная, минимум республиканских газет, цензура.
Но все же Насар допускал некот. эл-ты многопартийности в Египте, боролся с»Братьями Мусульманами».
60-е гг – овзн. ТВ под контролем гос-ва. Журналист и друг насара Хейкаль и газ. «Аль-Ахрам» - позволял критику Насера.
(Ара́бо-изра́ильская война́ 1947—1949 годо́в — война между еврейским населением Палестины, а впоследствии — вновь созданным государством Израиль, и армиями соседних арабских государств и нерегулярных арабских военных формирований. В Израиле она называется «Война за независимость» В результате арабо-израильской войны 1948 года около половины территорий, выделенных под арабское государство, и Западный Иерусалим оказались оккупированы Израилем.]Остальные арабские территории, а также Восточный Иерусалим, оказались оккупированы Трансиорданией и Египтом и оставались под их управлением до 1967 года.)
Суэцкий кризис (Суэцкая война, Синайская война, Вторая арабо-израильская война) — международный конфликт, происходивший с октября 1956 года по март 1957 года, связанный с определением статуса АдминистрацииСуэцкого канала. Обострение ситуации привело к военным действиям Великобритании, Франции и Израиля против Египта. Все события в целом послужили значительному упрочнению дипломатических позиций ООН как в регионе, так и в мире в целом, поскольку ООН активно участвовала в урегулировании Суэцкого кризиса и настояла на своём варианте. Израиль поддержали Фр и Англ, СССр поддержал Египет.
Страны монархического типа: Саудовская Аравия – централизованная монархия.
Совет Умов – религиозных деятелей, решали все вопросы СМИ. Выходило 2-3 газеты, рассказывали о жизни монарха и радио для чтения Карана.
По Карану запрещено смотреть картинки, но все же с 60-х годов появл. ТВ – никаких женщин, только религиозные передачи.
60-е гг – Война Египта и Саудовской аравии, идеологическая борьба в арабском мире, столкновение мира монархии и рев. – демокр.
Шестидневная война (третья Ара́бо-изра́ильская война́ )— война на Ближнем Востоке между Израилем, с одной стороны, и Египтом,Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой, продолжавшаяся с 5 по 10 июня 1967 года. В этой войне Израиль в считанные дни достиг убедительной победы, захватив Синайский полуостров, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим иГоланские высоты. Пропаганда Насара дает сбой, престиж Егип. Газет падает. Нельзя достичь мира под эгидой 1 страны.
Журналистика и СМИ Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения. | Журналистика периода освобождения от колониальной зависимости. Арабо-израильский конфликт и журналистика. СМИ революционно-демократических режимов арабского мира. Особенности формирования системы СМИ на Арабском Востоке. |
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.