Основные этапы развития сми в Южной Африке.
Первой газетой, которая появилась в этом регионе, была в 1800 году «Кейптаун газет» (а в западной африке только в 1801). При изучении журналистики юга африки необходимо учитывать экономические причины. Африка лежала на пересечении торговых путей из азии в европу, и торговля развивалась быстро+ переселенцы из германии, голландии и англии, которые способствовали возникновению журналистики в этой части континента.
Первые газеты были колониальными. С возникновением других газет начинается становление периодической печати. В 1824 году Георг Грейч (англичанин) выпустил первый номер газеты «Южно-африканский коммерческий вестник». В эти же годы другой англичанин по фамилии Принг начал издавать «Джорнал», которая выступала с резкой критикой колониальных властей по вопросам переселенцев – он был против переселенцев (в европе были буржуазные революции).
Необходимо иметь ввиду еще и развитие креольского языка – на основе голландского, английского и местных языков и получил название «Африкаанс». Этот язык и английский – два основных языка современной ЮАР, на них издаются все издания.
Министр по делам колоний принимает первый закон в южно-африканской республике о печати в 1828 в Капской колонии (вокруг Кейптауна). Согласно этому закону издатель газеты должен был заплатить 300 фунтов стерглингов (очень много) в залог. С этого времени журналистика юга африки начинает развиваться по капиталистическому пути. Газеты начинают поддерживать различные слои населения. Одни газеты выступали за отмену рабства, другие критиковали местные власти, однако наиболее интенсивное развитие журналистики здесь начинается во второй половине 19 века. Когда журналистика появляется не только в портовых городах. «Друг суверенитета» в Грэхемстауне ставила основной задачей «продвигать цивилизацию на север» и поддерживала буржуазию. Газета выходила и в других городах, на протяжении значительной части 20 века, правда под названием «Друг».
В восточной части колонии появились газеты, в частности, в Кимберли. Тогда это был рабочий поселок и там появляется газета «Вестник алмазных приисков». Были газеты на английском языке, были на голландском.
Первая газета, которая появилась на креольском языке 1875 «Патриот». Это издание было органом общества «Подлинных африканеров». Они ставили своей задачей – двигать цивилизацию на север, отстаивать свой язык, нацию, народ.
Можно сказать, что в последней трети 19 века начался процесс формирования южно-африканских наций. В 70-80 годы в Южной африке начинается процесс концентрации и монополизации СМИ.
Первой страной, где начался этот процесс стала именно ЮАР. Потому что там было много приисков и складывались промышленные монополии. Там, где идет этот процесс, начинается и процесс концентрации и монополизации СМИ, потому что борьба между различными экономическими группировками требовала средств массовой информации. В частности, создается первое монопольное объединение газет, началом которого стала газета «Кэйп Аргус» («Кейптаунский страж»). Она появилась в 1857 году. Несколько лет спустя, в 1881 году газета переходит под контроль Сесиля Родса. Это крупный промышленник, владелец алмазных и золотых приисков, в честь него была названа Родезия (сейчас это страна Зимбабве) Эта газета с 1880 года превращается в ежедневное издание и получает телеграфные сообщения от крупнейшего информационного агенства Рейтер (намного раньше, чем страны ЛА). В 1886 году – была основана акционерная компания по выпуску сначала «Кейп Аргус», а потом и других газет. В 1889 в Йоханнесбурге приобрели «Стар». В 1892 году компания Аргус приобрела «Родезия Геральд».
В 1903 концерн Аргус приобретает акции центрального информационного агенства, в 1917 году концерном были проибретены газеты «Друг», в 1918 «натал дейли ньюс».
Формировались и другие концерны, газеты «Ранда дейли мейл», «Сандэй таймс» по
ВСЕ ЭТО БЫЛА ПЕЧАТЬ ДЛЯ БЕЛЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ (даже не накреольском языке).
Что касается развития печати на Африкаанс, то первой газетой была «Патриот», а первой ежедневной – «Де Бюргер» (Кейптаун, 1915). В этот период на этом языке имели небольшую финансовую поддержку, так как большинство африканеров были фермерами и не имели капиталов.
В последние десятилетия 19 века начинает развиваться печать на местных языках, не только на креольском . В 1884 появляются первые газеты с помощью миссионеров. Одна из первых «Коса экспресс» (коса – название народа), «Мнение аборигенов»(«Имво заба нсунду»).
Именно в этот период на территории юга африки проживало довольно большое количество переселенцев из Индии. Они занимали своеобразное положение – относились к средним слоям, были ремесленниками, торговцами и были более организованными чем местные африканцы и издавали свои периодические издания. Уже в последнем 10летии 19 века (в 1894) появилась первая политическая организация индийцев «Индийский конгресс Натала». При основании этой политической организации непосредственное участие принимал Махатма Ганди – его принцип «ненасилия». Газета «Индиан опинион» - основал Махатма Ганди – на английском и индийском выходила. После отъезда Махатмы Ганди редактором стал его сын.
Серди африканцев политическая жизнь и печать стала развиваться в начале 20 века. В 1902 году по инициативе метисов Кейптауна была создана первая политическая организация «Африканская политическая организация» (АПО). Ее значение было велико. Именно эта организация впервые поставила вопрос о господстве белого меньшинства на юге африки. К 1904 году выходило уже 5 крупных газет для африканского населения «Имво», «Изви ла банту» и другие. Здесь необходимо отметить, что в 1912 году – подъем национального, социалистического движения – создана африканская партия «Африканский национальный конгресс» - боролся против расизма и апартеида. Первые периодические издания этого конгресса тогда не имели такого большого влияния, как сейчас из-за низкой грамотности населения.
Начинается распространение социалистических идей – на рубеже 19-20 века. Когда мы говорили про страны ЛА, там это распр. началось в 1870 годы – т.е. раньше. Одной из пропагандисток социалистических идей была известная южно-африканская писательница Оливия Шнейнер (она поддержала и приветствовала нашу советскую революцию). Свои идеи выразила в работе 1917 – «Женщина и труд» - брошюра. Оливия Шнейнер постоянно заявляла, что настанет такое время, когда расовые проблемы сотрутся и белая часть населения не будет господствовать в этой части населения.
Развитие рабочего и социалистического движение начало развиваться в 1914 году – с основания национальной партии, от которой отделилась интернациональная социалистическая лига, которая по своим взглядам была близка ко второму интернационалу. Выступила против империалиситческой войны, реакционного правительства южно-африканского союза (тогда ЮАР). Сторонники афр.социализма начинают развивать свою деятельность в 1914 году – газета «Война на войне». Газета, которая отстаивала заметный след – «интернэшнл» в 1915 году как орган интернациональной социалистической лиги – стала первой коммунистической газетой на африканском конитенте.
Что касается развития рабочего и социалистического движения, то оно развивалось довольно бурно. В 1919 в Йоханнесбурге возник первый совет «Временный контрольный совет Йоханнесбурга» - ни что иное, как подражание наших Советов рабочих и крестьянских депутатов.
В начале 20 годов на юге африки появляются предпосылки для формирования коммунистической партии, и ее социальной основой стала интернациональная социалистическая лига. Газета «интернэшнл» стала печатным органом коммунистической партии юга африки. Ее тираж был небольшой, от 2,5 до 3 тысяч экземпляров и большая часть распр. по подписке. Основные темы - против рассового гнета, дискриминации, обездоленных черных рабочих юга африки. Это была первая коммунистическая пария южнее сахары (южная и тропическая африка) аж до 1960х годов. Газета же выходила до 1932 года. На рубеже 20-30 годов – мировой экономический кризис – происходит изоляция коммунистических партий от демократического движения и призывают к восстанию и революции – именно в тот момент, когда нет подходящих условий. Вместо газеты «Интернешнл» появляется газета «Умсебензи» (Рабочий) – выходила сразу на 6 языках (зулу, коса, сото, нсвана, африкаанс, английский), и была предназначена для африканского населения.
Вторая половина 30х годов 20 века. 7 конгресс коминтерна, который изменил тактику и призвал к созданию широких народных союзов. Подобные трансформации происходят на юге африки. В 1940 году стала выходить коммунистическая гозета «Свобода» («Инкулолеко»). Другие коммунистические издания – «Гардиен» - широкая демократическая газета – борьба против фашизма и реакции. На английском языке. Идеология фашизма получает распространение на африканском континенте, где проживало много выходцев из германии.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.