Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
1935-1945 – борьба демократической печати против фашизма и реакции. События, которые оказали влияние: гражданская война в Испании 1937-1939гг. Журналистика сделала большой вклад в победу антифашистских сил во время II Мир. Войны. Создаются первые организации СМИ. Под влиянием СМИ создала организации SIP (межамериканское общество печати) - 1942г. В 1948 г. была создана Организация Америк. государств (ОАГ), ставившая своей основной целью укрепление внутренней безопасности, т.е. борьбу против коммунистического и организованного рабочего движения, стоящего на классовых позициях. Но, несмотря на трудности, продолжает работу коммунистическая печать. Одно из самых значимых движений революционных демократов было на Кубе.
После окончания 2 МВ в ЛА подъем коммунистического и демократического движения. Борьба различных левых сил против олигархии, зависимости от США и Европы.
Марксистская печать. Увеличивается численность компартий многих стран. В большинстве стран они вне закона (ХВ, влияние США). В Уругвае продолжает выходить газета «Хустисиа» (до 1956 г.) + очень популярный теоретический журнал «Эстудиос» (1956), в котором печатаются марксистские теоретические выкладки и т.д. 1957 г. – газета «Эль популар» (новый центральный орган компартии; призвана исполнять роль пропагандиста, агитатора и организатора трудящихся масс). 50-60-е г.г. – множество различных изданий («Ориентасьон», «Унидад», «Вердад Обрера») и др. 60-е г.г. – печать в Уругвае играет важную роль в создании ФИДЕЛ (левый фронт освобождения), а в 70-х г.г. в поддержке еще одной партии – Широкого фронта. Появляется и начинает развиваться печать широких народных союзов (газета «Ойга» (ФИДЕЛ) - 54 г.). В Аргентине после войны рост забастовочного движения. В 1946 г. к власти приходит Перон (до 1955 г.). Среди коммунистических изданий – теоретический журнал «Нуэва эра». 50 г. – запрещены газеты «Ла Ора», «Ла ориентасьон» + коммунисты образовывают «Нуэстра палабра», официальный орган ЦК. К концу 50-х гг восстанавливают «Ла Ора», но в 59 г. обе газеты закрыты. В 1970 г. формируется ЭНА (национальная встреча аргентинцев) – особая организация патриотических сил страны против империализма. Это важная веха в развитии массового демократического движения, т.е. борьбы против диктатур. ЭНА выпускает газету «Энкуэнтро» (другой представитель печати широких народных союзов ЛА). На арену политической борьбы во многих странах ЛА выходят военные = коммунистическая печать начинает анализировать положение армии в странах ЛА. В Чили после войны - разрыв отношений с СССР, коммунистическая газета «Эль Сигло» запрещена. Вместо нее «Эль пуэбло», «Демокрасиа», «Популар». В Никарагуа главная цель журналистики данного периода – свержение диктатуры Сомосы и установление демократического строя (газета «Гасета Сандиниста»). 1979 г. – начинает выходить газета «Баррикада» (оф. орган СФНО). На Кубе газета «Нотисиас де ой» (орган национально-социалистической партии Кубы). Подпольная газета «Сон лос мисмос» (Кастро, Сантамария), которая в 52 г. переименована в «Акусадор» + нелегальные оппозиционные издания (газета «Бомба»). 1956 г. – газета «Альдобонасо». Газета для рабочих – «Вангуардия обрера». Издания молодежных организаций – «Альма Матер» (орган федерации университетских студентов). После 1959 г. издания «Революсьон», «Нотисиас де ой» и «Сьерра Маэстра» стали выходить легально, как официальные органы трех организаций, принимавших активное участие в революционной борьбе («Движение 26 июля», «Революционный директорат 13 марта» и «Народно-социалистическая партия»). Также следует отметить радио «Ребелде».
40-е гг. появляется большое количество организаций и союзов журналистов. Например, СИП (межамериканское общество печати), в который вошли представители и владельцы не только крупнейших буржуазных газет ЛА, но и демократических изданий («Диарио Популар»). 50-е г.г. создана АИР (межамериканская организация радиовещания). 1974 г. – Федерация журналистов ЛА (ФЖЛА) – за свободу печати. Направление работы – борьба против идеологического проникновения США. Поддержала усилия ЮНЕСКО по созданию латиноамериканского агентства специальной службы информации (АЛАСЕИ).
С 1950-х годов ТВ в ЛА преобладает коммерческая модель организации и финансирования телевещания. Крупнейшие латиноамериканские телесети – мексиканская Televisa, бразильская Globo и др. – создали производственно-технологический и финансовый потенциал, который позволил им не только насыщать программами собственного производства 75–80% внутреннего вещания, но и вести экспорт телепродукции в другие латиноамериканские страны, а также в некоторые европейские государства – Испанию, Португалию, Италию, Россию. С началом распространения непосредственного телевизионного вешания многие развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки также проявили интерес к созданию собственных систем спутникового телевидения. В 1985 г. Бразилия вывела на орбиту собственный коммуникационный спутник Brasilsat, позволяющий осуществлять трансляции по 24 телевизионным каналам. Мексиканская телесеть Televisa организовала распространение своих передач на страны Латинской Америки, США и Европу через PanAmSat – первую в мире частную международную спутниковую систему. Латиноамериканские страны Андской группы осуществили проект космического ТВ на базе спутников Condor.
Нужно отметить, что в 60-70гг. усиливается идеологическое проникновение Америки в некоторые страны Лат. Америки, используя СМИ местной буржуазии. Американские телеграфные агентства Ассошиэйтед Пресс и Юнайтед Пресс Интернэшнл являлись основными поставщиками информации новостей СМИ.
Особенности формирования информационного рынка во 2 половине 20 века
Американские организации разрабатывают план для контроля за СИП и придания ему антикоммунистической направленности. План: исключить из СИП прогрессивных журналистов, ограничить прием в члены (в первую очередь представителей малотиражек).
1951 – конгресс СИП в Монтевидео - ассоциация печати Уругвая, ассоциация журналистов Пуэрто-Рико, Бразильская ассоциация печати, Кружок журналистов Чили, Федерация журналистов Перу - резкая критика нового политического направления СИП и выход из общества: «союз владельцев и работников печати невозможен». Вышедшие организовали комиссию по созданию новой организации журналистов стран ЛА. Нужно выделить Хенаро К. Чека («Ленин – журналист», библиографический очерк о Хосе Карлосе Мариатеги, книги по разоблачению американского империализма в ЛА… ). Создать комиссию не удавалось многие годы: враждебность правительства, нет денег, противодействие США.
СИП+ЦРУ = ФИОПП (межамериканская федерация организаций профессиональных журналистов) – прожила недолго.
АИР – межамериканская ассоциация радиовещания. Радио закрыто для прогрессивных писателей, зависимо от монополий.
1974 – г. Каракас – демократическая организация работников средств массовой информации (В последствии ФЖЛА – федерация журналистов ЛА). ФЖЛА провела 4 конгресса. Демократические журналисты ЛА считают, что борьба за Новый международный информационный порядок должна явиться составной частью борьбы народов ЛА за свое полное экономическое и социальное освобождение, против форм американского империализма. Борьба за установление Нового международного информационного порядка постепенно оставалась в центре внимания работы всех конгрессов ФЖЛА и других мероприятий, проводимых этой организацией.
1976 – создана ФЕЛАТРАП – ЛА федерация трудящихся печати (антиимпериалистические лозунги и призывы) – не массовая и не представительная как это пытались представить буржуа. 1976 – Мехико – первый конгресс ЛА журналистов – было дано определение «свободы печати»: идти с теми, кто желает социальных изменений в рамках специфики своих стран.
! ФЖЛА объединила профессиональных демократических журналистов, а не владельцев СМИ авторитет и влияние в ЛА.
ФЖЛА озабочена положением прессы в странах военной диктатуры: Чили, Аргентина, Уругвай, Парагвай (военные власти запрещают журналы и газеты).
Сентябрь 1976 – призыв ФЖЛА ко всем журналистам ЛА – на 5 минут прекратить работу в знак протеста против репрессий, преследований, убийств журналистов и против политики военных правительств.
1985 – Бразилия – симпозиум: тема – активизация печати и мобилизация общественного мнения на достижение экономической независимости (большие долги перед США), за прекращение вмешательства Международного валютного фонда в дела ЛА; ФЖЛА объясняли невозможность выплаты внешнего долга («большая пресса» эту проблему замалчивает).
1984 – ЛА агентство специальной службы информации – АЛАСЕИ: Боливия, Коста-Рика, Доминиканская республика, Куба, Мексика, Никарагуа и др. Основная цель АЛАСЕИ: внесение вклада в установление Нового междунар. Информац. порядка и коммуникаций, в чем нуждается большинство развивающихся стран. В основе проекта создания этого агентства была заложена концепция о том, что "новость и информация должны являться соц. благом, а не товаром", и что это должно внести вклад в развитие стран ЛА и Карибского бассейна. АЛАСЕИ является смешанным, многонациональным, независимым обществом, в которое входят не только правительства, участвовавшие в его создании, но и неправительственные организации, приглашенные к участию в работе конгресса: ФЖЛА, СИП, АИР. Штаб-квартира агентства находится в г. Мехико. Финансовой основой для работы АЛАСЕИ служат ежегодные взносы правительств стран, подписавших акт о его создании, ЮНЕСКО и ряда европейских государств.
1885 – информационное агентство – ЛА агентство специальной информации (Мехико) - Мексика, Никарагуа, Панама, Венесуэла и другие страны. Оно было создано в качестве инструмента содействия интеграции, независимости, самоопределению и миру на континенте. В первой половине 1985 г. предполагалось готовить и распространять еженедельную программу о социальной жизни, экономике и культуре ЛА.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.