logo search
учебник для детей методичка ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИ

Легенда

Это один из древнейших жанров, прежде всего — устного на­родного творчества. Представить его без легенд, былин, преданий вряд ли возможно. Легенды становятся основой многих литератур­но-художественных произведений. Легенды также — реально су­ществующий на страницах прессы художественно-публицистичес­кий жанр. В чем же сущность этого жанра? Как правило, главное, что фиксируется при оценке этого жанра — это его содержатель­ная сторона. При этом содержание легенды обычно ассоциируется с вымыслом. И действительно, представить легенду, над которой бы не поработала фантазия ее создателей, вряд ли возможно. Ведь хорошо известно, что в том случае, когда люди не могут что-то объяснить реальными причинами, они всегда начинают их «вымысливать», т.е. придумывать. Вместе с тем надо иметь в виду, что одного только вымысла для создания устойчивой легенды мало.

Хорошая легенда достаточно часто содержит в своей основе ка­кой-то вполне реальный исторический факт. Таковы легенды о вы­дающихся полководцах, всевозможных героях, чудотворцах и пр. Часто легенда «привязывается» не только к определенной личности (лич­ностям), но и к конкретному месту, местности, событию, явлению.

Почти всегда главный (реальный или «домышленный») факт, на который опирается легенда, представляет собой некую не раз­гаданную тайну. В центре ее часто стоит герой (или герои), попав­ший в трагическую ситуацию и, как правило, погибший в резуль­тате сложившихся обстоятельств, но чем-то постоянно напомина­ющий о себе живым людям.

Такая легенда очень близка к сказке.

Шутка

Что такое шутка? Если давать объяснение этому слову, то можно сказать, что это предметное действие или сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации. В журналистике, как и в обычном межличностном общении, шут­ка встречается довольно часто. Обычно шутки включаются при необходимости в текст в качестве его фрагмента. Но бывают слу­чаи, когда шутка присутствует на газетной или журнальной поло­се в качестве самостоятельного жанра. Почему шутка относится именно к художественно-публицистическим, а не к каким-то иным жанрам? Основная причина этого заключается в том, что текст, который можно назвать «шуткой», возникает как продукт авторс­кой фантазии, домысла.

Домысел используется и в некоторых иных жанрах журналис­тики, например для реконструкции событий, в которых автор не принимал участия и о которых знает только кое-что понаслыш­ке. В таком случае реконструируются лишь второстепенные дета­ли, не искажающие суть дела. Если же автор ставит своей целью развлечение читателя и ради этого создает мистификацию (шут­ку), то в этом случае материал может быть выдуманным от начала до конца. И если это так, то он может быть отнесен к самостоя­тельному журналистскому жанру. Шутки в газетах или журналах чаще всего преследуют две основные задачи. Первая задача заклю­чается в развлечении читателя.

Вторая задача подготовки и публикации шутки может быть определена как розыгрыш читателя.

Игра

Основной причиной появления жанра «игра» на страницах пе­риодической печати является потребность аудитории в развлека­тельной информации. «Родственниками» данного жанра являются хорошо известные «кроссворды», «чайнворды» и т.п., не требую­щие особых интеллектуальных усилий, какой-то специальной под­готовки для их освоения, но все же увлекающие читателя некой загадкой, скрытой в них и требующей разгадки. Игра как тип пуб­ликаций относится к художественно-публицистическим жанрам. Это объясняется тем, что игра в полной мере является плодом художе­ственной фантазии ее составителя.

Автор игры обычно полностью выдумывает ее сюжет, прави­ла, разрабатывает различные ситуации, проблемы, которые пред­лагается разрешить читателям таких произведений. Этот жанр наи­более активно используется на страницах массовых изданий. Это объясняется тем, что аудитория именно таких СМИ склонна тра­тить свое время на разгадывание кроссвордов, загадок, головоло­мок. Так, скажем, очень часто публикации, представляющие этот жанр, появляются на страницах многотиражных «Аргументов и фактов». Здесь, например, хорошо прижилась рубрика «Следствие ведет Обознанский», под которой систематически печатаются за­гадки для читателей и ответы на них.

Публикации в жанре «игра» могут, разумеется, иметь и другое содержательное наполнение. Это может быть, например, игра в вой­ну с внеземными цивилизациями или «плавание» по морям и океа­нам, или «путешествие во времени». Сюжетом ее может стать интри­га, заключенная в каком-то романе, поэме и т.д. Что именно выбе­рет составитель игры в качестве ее предмета, зависит от его фантазии, знаний, способностей, а также от того, насколько то, что он соби­рается предложить аудитории, окажется, по его прогнозам, инте­ресным для нее. Обратимся к журналистской практике.