Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
В художественно-публицистических жанрах характерные черты – многоплановость исследования, широта выводов и охвата действительности. Фотозарисовка связана с выходом фотографов из павильонов, с социальной фотографией, с обращением внимания на бытовую обыденность. Главным здесь является передача настроения без вмешательства в жизнь. Фотозарисовка может быть лирической, пейзажной, информационно-познавательной. Она обозначает тему и показывает несколько примет жизни, она лаконична и познавательна. Фотоочерк может рассказывать о коллективе, человеке или проблеме, его отличает пристальное внимание к деталям, окружению. Он может быть проблемным, портретным или путевым. Г. Зельма, В. Песков и Ю. Рост выделяются этим жанром в своей деятельности. Соотношение факта, реальности и образа дают возможность наиболее емко оценить фотоочерк с присущей ему завершенностью образа и сюжета. Фотопортрет – изображение человека или группы людей, делится на индивидуальный, двойной и групповой. Его характеристики заимствованы из изобразительного искусства. Важно чтобы фотопортрет не только соответствовал портретируемому, но и передавал его характерные черты, особенность человека или людей. В портрете должна читаться история человека, во взгляде, расположении рук, наклоне головы должен быть виден характер. Именно в этом жанре зарождалась и развивалась фотография. Портрет может быть студийным (обычно специально организованная фотосессия с идей) или репортажным (на месте события). Последний раскрывает психологическую глубину портретного жанра и обогащает ее действительностью, наполняет фактами. Фотопортрет по типу разделяется на социальный, психологический и т.д. Фотосериал представляет собой серию фотографий, в определенной последовательности они раскрывают идею. Сейчас фотосериал редко можно встретить. Фотоплакат, фотомонтах, фотоколлаж – объединение нескольких фотографий по смыслу, «это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет состыковка в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и идеологического преобразовательного эффекта». Можно говорить о декоративно – прикладном жанре (пейзаж, портрет, этюд, т.д.), в котором фотография выступает как самодостаточный эстетический объект и может быть любого типа, изображать различные объекты и быть выполнена с ипользованием различных техник. (кратко)
К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк , фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж. Фотозарисовка - предтеча фоторепортажа. Строгая идеологичность не позволяла жанру развиваться свободно, вгоняла его в рамки определенных тем. Разновидности фотозарисовок - лирические, пейзажные, информационно-познавательные. Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой. Для жанров фоторепортажа и фотоочерка характерна одна и та же типологическая общность - многокадровый изобразительный ряд.
Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж - это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже и фотоплакате - синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.
Чаще всего эти жанры фотожурналистики используются для придания сообщениям о фактах и явлениях действительности, имиджам тех или иных непопулярных политиков, комического и сатирического эффекта.
Фотография редко использовалась в советской и российской журналистике как самоценный эстетический объект, в основном она была иллюстрацией к слову. Изучающему фотожурналистику надо понять, что фотографии в жанре пейзажа, лирического этюда, натюрморта могут, таким образом, нести на полосе и функции эмоционально-изобразительные, и функции рационально-выразительные. В зависимости от выполнения этих функций, они могут быть классифицированы как созданные в декоративно-прикладных жанрах (пейзаж, этюд, натюрморт, реже - портрет, репортажный снимок ), и как снятые в жанрах собственно журналистических (те же пейзаж, этюд, фотозарисовка, репортажный снимок, портрет ).Пожалуй, лишь жанр натюрморта в этом перечне надо классифицировать лишь как "чистый" декоративно-прикладной жанр.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.