logo search
Ответы на госы (ред

40. Особенности освещения в сми экономической проблематики.

Воздействие журналистики на экономическую жизнь общества, его характер, масштабы и направления определяются ролью прессы как источника и канала экономической информации. Без такой информации современная экономика существовать не в состоянии. Наряду с другими ее источниками пресса, печатные периодические издания непрерывно передают экономическим структурам большую и важнейшую часть экономических данных, сведений, необходимых для нормального функционирования и развития всех отраслей экономики. Это относится к массовым общественно - политическим газетам и журналам, сотни тысяч и миллионы экземпляров которых распространяются во всех регионах нашей страны. Но это же относится к деловой печати - газетам, еженедельникам, журналам, выпускаемым специально для руководителей промышленных и торговых предприятий, фирм, предпринимателей, работников бирж и банков. Роль этой печати непрерывно возрастает. Деловые газеты и журналы публикуют для своих читателей специальную детализированную информацию, которую общественно - политические издания помещать не могут из-за недостатка места и нехватки специалистов в редакциях. Другое направление влияние прессы на экономику - публикация критических выступлений, пропаганда положительного опыта экономических структур, постановка на печатных страницах и обсуждение проблем развития экономики. Критические статьи и корреспонденции не только сообщают оперативную информацию о кризисных ситуациях, возникающих в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства страны и отдельных ее регионов, но и результаты анализа причин ошибок, просчетов и неудач, приведшим к этим ситуациям.

9.06.2009. Судя по всему, общественность готова возложить часть вины за это на средства массовой информации. Как показали результаты нового глобального исследования транснациональной аналитической компании Nielsen, большинство людей в разных странах мира придерживаются мнения, что СМИ плохо выполнили свою работу по информированию общественности о причинах, которые привели к нынешней ситуации в экономике. В ходе исследования, проведенного весной 2009 года, было опрошено свыше 25 тыс. респондентов в 52 странах мира в Европе, России, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северной и Южной Америке и на Ближнем Востоке.

В России 65% респондентов, принявших участие в исследовании Nielsen, считают, что средства массовой информации недостаточно информировали их о причинах, которые привели к кризису. При этом, 30% опрошенных россиян также считают, что в настоящее время СМИ не помогают им лучше понять, какие проблемы влияют на мировую экономику. Впрочем, довольных уровнем освещения этого аспекта в России оказалось столько же — 30%, а 40% участников исследования затруднились с ответом на этот вопрос.

Озабочены респонденты в России и тем, как освещаются действия властей для решения текущих экономических проблем. Ответы участников исследования разделились следующим образом: 28% считают, что в настоящее время СМИ помогают им лучше понять, что делает правительство для решения проблем с экономикой, 35% характеризуют уровень информирования по этому вопросу как неудовлетворительный, остальные затруднились с ответом.

Каждый второй россиянин считает, что существующего объема информации об экономическом кризисе явно недостаточно. В то же время, есть и те, кто считает, что новостями о кризисе их уже «перекормили». Каждый пятый респондент как в России, так и в мире считает, что новостей о кризисе слишком много.

Граждан России не устраивает освещение СМИ ситуации в экономике страны, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на исследование Фонда "Общественное мнение" (ФОМ). Отражение в прессе финансовой ситуации в мире россияне считают более объективным.

Согласно опросу ФОМ, 45 процентов респондентов считают, что СМИ необъективно оценивают положение в экономике России. Обратного мнения придерживаются 35 процентов, а 20 процентов затруднились ответить. При этом 57 процентов уверены, что освещение российской экономики в масс-медиа неполное.

Об объективности освещения ситуации в мировой экономике говорят 39 процентов жителей России. С ними не согласны 30 процентов опрошенных, а 31 процент затрудняются с оценкой.

40 процентов россиян полагают, что дела в экономике России обстоят хуже, чем их оценивают СМИ. Тех, кто уверен, что освещение в прессе и на телевидении внутриэкономической тематики отражает реальное положение вещей, на 3 процента меньше. 5 процентов считают состояние экономики более благополучным, чем об этом сообщается в масс-медиа.

Данный опрос проводился ФОМ в 100 населенных пунктах 44 субъектов России.

Согласно сентябрьскому опросу другого социологического центра — ВЦИОМ — 30 процентов жителей России считают, что мировой финансовый кризис негативно повлияет на экономическую ситуацию в России. В марте текущего года доля таких респондентов составляла 35 процентов.

Эти же тенденции проявляются в типологии российских изданий. Сейчас Россия переживает бум финансовых газет, и некоторые из них по своему уровню приближаются к элитарным изданиям, выпускающимся на Западе. Первой попыталась занять нишу элитарной прессы газета «Коммерсантъ», но она не сумела объединить вокруг себя читателей из кругов финансовой элиты и стала газетой более массовой, рассчитанной в том числе и на тех, кто просто интересуется финансовыми вопросами. На телевидении во многих новостных выпусках появилась отдельная рубрика – новости экономики.