80. Отношения сми и ветвей государственной власти.
В Федеральном законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации»
Функции средств массовой информации разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Опыт истории показывает, что средства массовой информации способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запутывать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.
Г. Ласуэлл – известный американский политолог и политический психолог выделил четыре основные функции средств массовой информации: 1. Наблюдение за миром (сбор и распространение информации); 2. Редактирование (отбор и комментирование информации); 3. Формирование общественного мнения; 4. Распространение культуры.
Рассмотрим основные модели взаимоотношений средств массовой информации с властными структурами. Характер взаимоотношения правительства, других властных структур со средствами массовой информации варьирует от страны к стране. Немаловажное значение имеет и то, в какой степени журналисты, репортеры, обозреватели, редакторы и издатели разделяют те или иные общественные ценности, идеалы, партийные ориентации и установки. Большинство средств массовой информации в развитых странах предпочитают подчеркивать свою независимость от государства, государственно-политических институтов и, прежде всего, от правительств. Первая модель. «Средства массовой информации полностью независимы от государства. При этом они хотели бы получить от власти информации о каждом ее шаге, накапливать, обобщать и распределять информацию. Вторая модель. Средства массовой информации сотрудничают с государством в той степени, в какой государство дотирует их, но при этом оставляет за собой право на критическое отношение к деятельности властных структур. Третья модель. Средства массовой информации работают под контролем государства, проводят в жизнь его политику». В различных политических режимах проявляется одна из этих моделей, которые имеют свои черты и особенности. Будет ошибочным утверждение, что властные структуры и средства массовой информации не стремятся к консенсусу, к диалогу. Это подтверждается тем, что в органах власти, в различных ведомствах существуют отделы или управления по связям с общественностью (пресс-службы), функционирующие на основании Федерального закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Эти подразделения призваны наладить диалог данной властной структуры со средствами массовой информации, через представление сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц, «по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, ссылки справочных материалов и иных формах». Теперь перейдем к рассмотрению моделей взаимоотношений властных структур и средств массовой информации в Российской Федерации. С начала двадцатого века модели взаимодействия власти и средств массовой информации в СССР и Российской Федерации изменились. Дольше всех просуществовала модель полного контроля государства над средствами массовой информации. Партийные комитеты обладали директивными, управленческими и контрольными функциями по отношению к средствам массовой информации. Основные направления работы средств массовой информации и пропаганды определялись директивными указаниями, которые содержались в партийных решениях и документах. Непосредственное руководство складывалось из нескольких звеньев: 1. Парткомы проявляли заботу о политической направленности, последовательности и актуальности выступлений прессы, повышении информационной насыщенности публикаций, теле - и радиопрограмм. 2. Партийные комитеты активно использовали прессу как средство гласности, регулярного информирования населения о принимаемых решениях и осуществляемых мерах. 3. Партийные комитеты заботились о повышении действенности выступлений средств массовой информации. 4. Проводили работу по подготовке, воспитанию и расстановке журналистских кадров. На партийных съездах, пленумах, в постановлениях ЦК КПСС давалась «оценка деятельности средств массовой информации, определялись основные проблемно-тематические направления их работы при решении политических и хозяйственных задач». Можно сказать, что пресса, радио и телевидение фактически сливались с властью, стали проводниками ее политики. Таким образом, власть и средства массовой информации оказались как бы по одну сторону, а общество – по другую. Иначе строятся взаимоотношения властных структур и средств массовой информации в годы перестройки и пост перестройки. В этот период происходит смена модели полного контроля государства над средствами массовой информации в модель независимости от государства и сотрудничества с властными структурами. В демократическом государстве средства массовой информации призваны выражать волю не собственно власти, а волю народа, гражданского общества. Спору нет, средства массовой информации должны выйти из-под административного контроля власти. Но свобода сама по себе не гарантирует объективности информации. Беспрерывность позиции журналиста, органа прессы не предохраняет от использования средств массовой информации в качестве инструмента манипулирования общественным мнением. Сегодня наблюдается финансовая зависимость средств массовой информации от учредителей и капитала. Основная масса средств массовой информации выдает ту информацию, которая согласовывается с государственными органами либо с учредителями. Кроме того, сегодня происходит сокращение тиражей на все местные, региональные и центральные издания. Причина кроется не только в росте могущества электронных средств массовой информации, но и в растущей конкуренции издательских корпораций, поглощении мелких издательских фирм крупными фирмами. Для «выживания» средствам массовой информации приходится искать новые источники информации, а также совершенствовать формы взаимодействия с властными структурами. Кроме того, необходим поиск новых форм взаимодействия со своей аудиторией на фоне электронных конкурентов. Одни газеты имеют свою электронную версию, становятся абонентами электронной сети «Интернет». Другие, «уходят» в оппозицию, критикуя все и, прежде всего, власть. Третьи, стремятся к сотрудничеству и взаимодействию с властными структурами. Четвертые – «чахнут» и их место занимают электронные средства массовой информации. В поисках информации средства массовой информации преподносят своей аудитории зачастую недостоверную информацию. Это, в свою очередь, приводит к конфликтам с властными структурами, если эта информация затрагивает деятельность этих структур, да и не только с ними. Недостоверность информации приводит к снижению доверия к средствам массовой информации, что влечет само собой к сокращению их аудитории. Отсюда, средства массовой информации выступают не как защитники интересов общества, а действуют в угоду либо своих, либо других интересах. Получив свободу, средства массовой информации плохо представляют, как распорядиться ею, а структуры власти лихорадочно ищут пути упорядочивания их деятельности. Поэтому часто даже сегодня встречаются конфликты между средствами массовой информации и властными структурами. С развитием рыночных механизмов, пресса ищет новые формы своего существования, что нередко приводит к конфликтам с органами власти. Дело не только в освещении информации, но и в зависимости средств массовой информации от учреждений, издателей. Проблема здесь, прежде всего, в том, что средства массовой информации в жизнедеятельности современного общества являются элементом системы «политика – власть – общество». Но место и роль этого элемента разными политиками и журналистами видятся по-разному. Одни рассматривают средства массовой информации как орган власти, другие – как орган гражданского общества. Это вызывает разные оценки деятельности средств массовой информации, в основе которой лежит реальное противоречие между двумя основными функциями. С одной стороны – они призваны обеспечить информационное обслуживание процесса функционирования властных структур, с другой стороны – их задачей является информационное обеспечение процесса реализации потребностей и интересов социальных слоев и групп гражданского общества. Одним из новых веяний в современной России является создание пресс-служб, служб по связям с общественностью в государственных, общественных, коммерческих организациях. Главной функцией таких служб в государственных органах власти является – обеспечение граждан и общественных объединений исчерпывающей и объективной информацией о целях, планах, намерениях и программах деятельности органов власти, а также учет интересов и общественных нужд при формировании программ, целей деятельности органов власти и выборе методов их реализации. Таким образом, изучение форм взаимодействия власти и средств массовой информации показало, что органы власти и средства массовой информации взаимодействуют на основе трех моделей: конфликтной, консенсуальной и конфликтно-консенсуальной. Механизм взаимодействия органов власти и средств массовой информации варьирует от страны к стране. В настоящее время во многих странах созданы различные советы и организации по соблюдению норм этики в материалах средств массовой информации. Например: Национальный Совет по новостям (США), Высший Совет по аудиовизуальным средствам (Франция), Совет по делам прессы (Великобритания). Главной функцией этих органов является создание диалога между средствами массовой информации и органами власти. Средства массовой информации и государственные органы власти в определенной степени зависят друг от друга: журналисты нуждаются в органах власти как в источнике информации, а властным структурам необходимы журналисты для сообщения общественности своих намерений и решений.
- 1. Многообразие определений понятия «связи с общественностью». Определение понятий «public relations» и «средства коммуникации». Различия между терминами смк и сми.
- 2. Понятие информации. Критерии оценки социальной информации.
- 3. Сравнительная характеристика системы профессиональной подготовки специалистов по Со в сша, Европе и России.
- 4. Основные этапы со в России.
- I. 1991 – 1994 годы – период начального формирования пр-рынка.
- II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
- III. 2003 год – начало нового периода, обретение нового качества пр-отрасли.
- 5. Журналистская информация.
- 6 И 8. Задачи и функции со в современном гражданском обществе.
- 7. Массовые информационные потоки.
- 9. Система и типология сми.
- 10. Структура российского телевещания.
- 12. Журнальные издания.
- 13. Рейтинг радиостанций. Предпочтения аудитории по типам передач.
- 14. Специфика со в политике, коммерческом секторе, общественных объединениях, государственных учреждениях.
- 15. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью
- 16. Отрасли-лидеры по использованию приёмов и методов со.
- 17. Профессиональные требования к специалисту по со.
- 18. Важнейшие тенденции в развитии отечественного радиовещания.
- 19. Четыре основных этапа цикличного процесса «паблик рилейшнз».
- 20. Особенности развития телевидения в России (с 90-ых годов 20 века)
- 21. Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение.
- 22. Разновидности современного телевидения. Телевизионные новинки.
- 23. Классификация мероприятий в со.
- 24. Интернет как многофункциональная система. Популярные сетевые службы.
- 25. Виды презентаций.
- 26. Организация работы редакции. Журналистский корпус.
- 27. Пресс-конференция и брифинг: сходства и различия.
- 28. Источники информации смк.
- 29. Основные виды информационных, служебных, имиджевых, онлайновых документов в со.
- 30. Сми как предприятие.
- 31. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со.
- 32. Рынок современной прессы. Позиционирование издания.
- 33. Основные виды специальных со-мероприятий.
- 34. Ценообразование и себестоимость продукции сми.
- 35. Классификация pr-мероприятий для журналистов (media relations).
- 36. Оценка спроса и стимулирование сбыта.
- 37. Лицензирование в со.
- 38. Распространение издания.
- 39. Понятие «crisis management». Особенности деятельности.
- 40. Стандарты качества информации
- 41. Основные требования к корпоративному стилю и имеджевой корпоративной рекламе.
- 42. Со в редакционной структуре.
- 43 Вопрос. Характеристика особенностей формирования и развития российской Школы «паблик рилейшнз».
- 44. Творчество в журналистской деятельности.
- 45. Классификация pr-агентств.
- 46. Содержание творческой деятельности в журналистской работе.
- 47. Техника создания новостного повода.
- 48. Готовность к успешной профессиональной творческой деятельности.
- 49 И 57. Виды исследований в со.
- 50. Ступени профессиональной творческой деятельности.
- 51. Этика и профессиональные стандарты в со.
- 52. Ремесло и творчество в профессиональной деятельности журналиста.
- 53. Методика проведения мониторинга социально-политических процессов в обществе.
- 54. Этика во взаимоотношениях с журналистами.
- 55. Использование новых информационных технологий в работе журналиста.
- 56. Система социального прогнозирования и управления политическими процессами как элемент политического консалтинга.
- 58. Технические средства и их роль в творческой деятельности журналиста.
- 59 И 65. Главные российские ассоциации специалистов в области со.
- 60. Общая характеристика информационных жанров.
- 61. Виды нормативных документов, регулирующих профессиональное поведение pr-специалиста.
- 62. Общая характеристика аналитических жанров.
- 63. Основные международные кодексы профессиональных стандартов в области со.
- 64. Общая характеристика художественно-публицистических жанров.
- 66. Телевизионные жанры.
- 67. Различия в задачах и функциях расо и акос в России.
- 68. Журналистское расследование.
- 69. Главные международные и национальные профессиональные объединения специалистов по со.
- 70. Профессионально-этические нормы и правила журналиста как этические категории.
- 71. Крупнейшие международные коммерческие pr-компании и сети pr-агентств.
- 72. Право на доступ к информации для журналистов и редакций сми.
- 73. Классификация pr-технологий.
- 74. Виды средств коммуникаций и эффективность воздействия каждого из них на целевые и ключевые аудитории.
- 75. Особенности использования средств коммуникации в кризисных ситуациях.
- 76 И 79. Критерии эффективности взаимоотношений со сми.
- 77. Сертификация pr-агентств и pr-специалистов.
- 78. Виды pr-мероприятий по взаимодействию со сми.
- 80. Отношения сми и ветвей государственной власти.
- 81. Различные критерии оценки эффективности со.
- 83. Роль и значение коммуникационных технологии pr-деятельности в социальной сфере.
- 85 Основные способы формирования pr-технологий в социальной сфере
- 86. Роль pr-технологий в социальной сфере.
- 87. Социальные pr-технологии: сущность, общая характеристика.
- 88 Социальный пр в сфере культуры
- 89. Понятие и особенности социальных пр-технологий (я подкорректировала вопрос, который Ксюша Бамбуля не знала, куда отнести)
- 90 Использование pr-технологий по ознакомлению общественности с деятельностью субъектов системы социальной защиты.
- 91. Особенности социального pr, основные требования, предъявляемые к нему
- 92 Понятия «имидж», «репутация», «доверие» в социальных взаимоотношениях и особенности их использования pr-специалистами.
- 93 Характеристика pr-воздействий со стороны учреждений и организаций социальной направленности.
- 94. Роль коммуникативных технологий в социальных инвестициях, деятельность pr-специалиста в их реализации.
- 96 Сми как средство pr-воздействия социального субъекта по достижению своих целей.
- 97. Виды социального pr и их общая характеристика
- 98. Роль специалиста по связям с общественностью в социальной сфере.
- 99 Типы коммуникационного взаимодействия в социальной структуре
- 100. Благотворительность и её составляющие, роль pr-специалистов в их реализации.
- 101. Долгосрочные социальные программы, роль pr-технологий в их реализации.
- 102. Массовые мероприятия в спорте, искусстве, туризме и других сферах - как инструмент внутреннего pr.
- 103.Тренинги, как инструмент внутреннего pr.
- 104. Собрания, как инструмент внутреннего pr.
- 105. Доска почета, как инструмент внутреннего pr.
- 106. Доска объявлений, как инструмент внутреннего pr.
- 107. Слухи, как инструмент внутреннего pr.
- 108. Особенности социально-ответственного бизнеса и его характеристика.
- 109. Социальный аудит: сущность, содержание, основные функции и роль pr-специалистов в повышении его эффективности.
- 110. Формы и способы установления pr-взаимодействия с некоммерческими организациями и объединениями. (не уверена)
- 111. Патронирование как pr-метод поддержания репутации организации.
- 112. Особенности методов pr-взаимодействия с некоммерческими организациями. (не уверена).
- 113. Социальные проекты: этапы разработки и роль pr-технологий в их реализации.
- 114. Функции социальных проектов и деятельность pr-специалистов в их успешной реализации.
- 115. Социальные проекты: общая характеристика, разновидности и роль pr-специалистов в их реализации.
- 116. Фандрейзинг как pr-технология: общая характеристика и особенности его применения.
- 117. Особенности pr-технологий при реализации спонсорской поддержки организации (предприятия).
- 118. Виды некоммерческих объединений и их роль при реализации pr-воздействия в социальной сфере.
- 119. Социально-политическое содержание основных функций служб по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления.
- 120. Социальные программы, как инструмент внутреннего pr.