logo
804973_CF889_otvety_svyazi_s_obshestvennostyu

1. Многообразие определений понятия «связи с общественностью». Определение понятий «public relations» и «средства коммуникации». Различия между терминами смк и сми.

Определения ПР – одна из актуальных проблем в теории ПР. Это проявляется прежде всего в неоднозначности определений рассматриваемого феномена. Определений много. Отечественные исследователи в области ПР выделяют уже более 1000 таких определений.

Такое огромное количество свидетельствует о сложности и многогранности рассматриваемого феномена в его, так сказать, онтологическом аспекте. По крайней мере в определении любого феномена можно выделить два методологических подхода – нормативный (описательный) и аналитический.

Сторонники первого подхода делают акцент на перечислении в определении существенных, на их взгляд, характеристик определяемого явления, отражающих прежде всего его функциональный аспект. Кто-то делает акцент на единстве СО и управленческой деятельности. Кто-то рассматривает ПР как искусство применения средств убеждения. И.Алёшина в своём определении ПР акцентирует внимание на функции менеджмента. Другие авторы связывают ПР с деятельностью по созданию имиджа организации или лидера в сфере политики и бизнеса. Очевидно, что определения ПР в рамках первого методологического подхода не могут быть универсальными и полностью отражать суть рассматриваемого феномена.

В рамках аналитического подхода к определению того или иного понятия авторы на основе анализа имеющихся дефиниций пытаются дать своё определение, которое бы наиболее адекватно и наиболее полно отражало бы сущность рассматриваемого явления.

Например, А.Н.Чумиков подразделяет проанализированные им определения ПР на три группы в зависимости от степени учёта в их содержании интересов организации и общественности. К первой группе он относит так называемые альтруистические определения. В частности, к такому типу определений он относит определение, принятое Институтом общественных отношений (Великобритания): ПР – это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательный отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью. Ко второй группе он относит компромиссные определения, в которых отражено сочетание интересов организации и общественности. К числу таких определений может быть отнесено определение предложенное Первой Всемирной ассамблеей ПР: практик ПР – это искусство и социальная наука, позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организаций и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые служат как интересам организаций, так и интересам общественности. Третью группу определений по ПР, по Чумикову, составляют определения, полученные в рамках прагматического подхода. Данный подход основывается на приоритете интересов организации, реализация которых основывается на манипулятивных технологиях. К этому подходу склоняется и сам Чумиков. Согласно ему, ПР – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта.

Несмотря на большое количество определений ПР, существует одно, которое на данном этапе становления и развития теории ПР является наиболее удачным и перспективным, прежде всего в гносеологическом аспекте. ПР – это управленческая коммуникативная рыночная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающая оптимизацию его взаимодействий со значимыми сегментами социальной среды (с его общественностью). – Шишкина.

Разнообразие определений свидетельствует о том что чёткой формулировки СО нет.

PR — это продуманные, спланированные и постоянные усилия, имеющие цель установить и поддерживать взаимопонимание между организацией и ее общественностью.

СМК (Средства массовой коммуникации) – специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории. Массовая коммуникация прежде всего характеризуется: наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью; социальной значимостью информации; массовостью аудитории; многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и, вместе с тем, нормативность массовой коммуникации.

«Средства коммуникации» (media),—не только СМИ. Сюда включаются также электрический свет, устная речь, письмо, дороги, числа, одежда, жилище, город, деньги, часы, печать, комикс, книга, реклама, колесо, транспортные средства, автоматическое оборудование, фото, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, тел., фонограф, кино, радио, ТВ, оружие и др. Объединяет все это многообразие то, что это «технологии», или «посредники», введение которых вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром (как природным, так и социальным) и реорганизацию его способа мировосприятия и образ жизни.

Часто СМК и  СМИ употребляются как синонимы. Но они различны. Объем понятия СМК шире, чем СМИ. И понятие СМК включает в себя СМИ. СМК могут выступать как социальные институты, отличные от СМИ. Пример — слухи, как коммуникационный канал распространения неформальной и неофициальной информации. СМК, в отличие от СМИ могут и не иметь своего организационного и структурного оформления. Любая газета (СМИ) - это и трудовой коллектив (редакция), и материально-техническая база печати, и система распространения, и определённая ауд. А вот слухи распространяются, используя «естественные» коммун. «Производство» слухов, их циркулирование чаще всего не является результатом целенаправленной деятельности актеров (организация, групп или личностей).У СМК в отличие от СМИ нет обязательного требования в системности и/или периодичности распространения информации. Те же слухи распространяются спонтанно.