logo
804973_CF889_otvety_svyazi_s_obshestvennostyu

44. Творчество в журналистской деятельности.

Творчество в  самом общем виде – появление  нового в любой области человеческой практики. В результате творческого  акта создаются новые реалии, образующие в совокупности  культуру. Реалии эти могут представлять собой  материальные ценности и характеризоваться  вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные  приборы) – их создание связано с  биологической природой человека; могут  представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусства…), или другими словами – информационные продукты. Толчком к созданию новых реалий, имеющих информационную природу, являются информационные потребности человека. Информационные потребности возникают в связи с познавательным процессом и потребностью в общении, определяется социальной ролью человека, его обязанностями, образом жизни. Информационный продукт призван удовлетворять информационные потребности человека.

     Специфика информационного продукта состоит  в том, что он есть неразрывное  единство познания и творчества. Следовательно, создание информационного продукта включает обе эти стороны. Каждый человек познает объективную  действительность, создавая ее образ  в своем внутреннем мире непосредственно  через собственный контакт с  нею – или опосредовано через  информационные продукты, созданные  другими людьми.

     Ни  один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива, общества служат сведения, накопленные человечеством  за всю его долгую историю и  непрерывно дополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми является социальной.  Более высокая ступень взаимодействия человека с действительностью – это создание социальной информации, информационных продуктов.

     Социальна информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.  Создание информационных продуктов есть творчество. В потоке информации, циркулирующей в обществе, выделяется журналистская информация. Журналистская информация по своей значимости и распространенности, может быть, самая социальная.

     Специфика журналистской информации состоит  в единстве духовного (информационного) и соцально-управленческого начал.

     В духовном отношении журналистская информация характеризуется: - идейной насыщенностью (т.к. аудитория не просто должна познакомиться с журналистским материалом, но усвоить идеи, взгляды); - актуальностью (которая состоит в злободневности, остроте тем); - популярностью (доходчивостью): в каком бы жанре не работал журналист его сообщение должно быть ясным и понятным: язык не должен содержать специальных терминов, если они не объяснены журналистом и адресованы массовой аудитории, следует избегать и сложных стилистических конструкций, оборотов, туманных намеков, ассоциаций.

     В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует (по Г.В. Лазутиной):

     Т.о., журналистская информация соединяет  в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций  социальных интересов, свидетельства  личного восприятия  автором наблюдаемых  событий. Кроме того, по Лазутиной, журналистская информация должна содержать новость, быть оперативной, актуальной, соответствовать потребностям аудитории, быть интересной, полезной и понятной читателям. 

     Журналистика  пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в  конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе – создавать  новое.

     Начало  творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи  человека и его окружения, позволяющие  получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив  их в информационный продукт.

     Творческая  деятельность существует в двух  формах – любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное  исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов  в обществе соответствующими профессиональными группами. Журналисты – одна из профессиональных групп. Журналистское творчество не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд журналиста профессионален, т.е.   подчинен определенным  законам, заданным алгоритмам, зависит от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций.

     В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального  неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в  четко очерченные хронологические  рамки. 

     Специфика журналистского творчества состоит  в том, что в отличие от художников журналисты участвуют не в художественном, а в соцально-культурном творчестве. Их сверхзадача – изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, культурное оснащение социальных процессов. Или другими словами, создание информационных продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действительности.

     Т.о., специфика журналистского творчества обусловлена особенностями продукта журналистской деятельности – журналистской  информацией.

     В силу специфики журналистской информации главным критерием профессионализма в журналистском творчестве может  быть названа способность донести  социальное значение материала. Отсюда – особенности творческого содержания профессии журналиста – активное взаимодействие журналиста с социальной действительностью, особое требование – объективность. (Факторы, уменьшающие  объективность: 1) общие закономерности познания (ни один фрагмент реальности человеческая психика не может отразить в полном объеме); 2) творческая природа  сознания (способность "заместить" любую "отсеченную" существенную связь несущественной); 3) характер обстоятельств, в которых осуществляется работа журналиста).