logo
804973_CF889_otvety_svyazi_s_obshestvennostyu

99 Типы коммуникационного взаимодействия в социальной структуре

Г. Почепцов под коммуникацией понимает процессы перекодировки вербальной в

невербальную и невербальной в вербальную сферы. концепция

коммуникации М. Маклюэна базируется на нескольких основополагающих идеях. Во-первых,

это повышение роли канала коммуникации, обусловленное в ряде случаев характером

сообщения. Маклюэн также подчеркивает, что современные средства коммуникации

(например, телевидение) передают не столько само сообщение, сколько его автора. Во-вторых,

рассмотрение мира как одной глобальной деревни, единство которой достигается за счет СМИ.

В-третьих, разделение СМИ на «горячих» и «холодных». Одни («горячие») полностью

«загружают» органы чувств, другие («холодные») из-за недостаточной информационной определенности задействуют не все органы чувств. Телевидение, с его точки зрения, является

«горячим» средством, радио — «холодным», поскольку не вызывает такой высокой степени со-

участия аудитории в своих передачах, как телевидение.

По мнению Г. Почепцова , коммуникация в социальной сфере может быть иерархической, с приоритетностью прямой связи, и демократической, ориентированной на обратную связь. В первой основное коммуникативное действие — приказ, во второй — убеждение. Для иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней сообщение, если достигнет получателя,всегда будет выполнено. Не так обстоит дело с демократической схемой, в ней получатель имеет право выбора: выполнять или нет поступившее сообщение. Это связано с еще одним отличием: в рамках иерархической коммуникации перед нами сцепка «начальник—подчиненный», у подчиненного нет иного выбора, кроме послушания. В демократической схеме мы имеем дело со свободным человеком. Можно сказать, что эти два типа коммуникации характерны для разных социальныхструктур: государства и общества. Как считал Б. Чичерин, государство заинтересовано в единстве, общество — в разнообразии. Отсюда и возникает вышеотмеченная ориентация на монолог, который должен, по сути, блокировать действия другого, или диалог, разрешающий подобные речевые или неречевые действия.

Факторы, формирующие процесс коммуникации, определяющие его форму и

содержание:

Коммуникатор

Аудитория

Сообщение

Канал коммуникации

Коммуникатор задает задачи и цели, которые он преследует и которые

влияют на данный процесс. Аудитория определяет интересы адресата, поскольку с человеком лучше говорить на те

темы, которые ему не безразличны. Канал коммуникации задает свои стандарты, которые

выступают как определенного рода ограничители, например, сообщение по телевидению будет

отличаться от сообщения, переданного по радио.