52. Ремесло и творчество в профессиональной деятельности журналиста.
Журналистика - творческая профессия, недаром при поступлении на факультеты журналистики абитуриенты сдают творческий конкурс. Способность к творчеству – общее свойство и отличительная особенность человека как биологического вида, хотя уровень творческих способностей у людей разный. Многие ученые считают, что менее одного процента людей сознают и раскрывают свой творческий потенциал. Феномен творчества заключается в способности человека создавать нечто объективно новое, то, что до него в мире не существовало. Творчеством пронизана жизнь человека, особенно в детстве. В дальнейшем, в учебе или труде, у одних эта способность усиливается, в других – затухает, потому что требует сконцентрированности, некоторой «зацикленности» на чем-либо одном. Зачастую к этому способны не все люди, потому что их интерес рассредоточен. «Эмоциональная и умственная концентрация» на чем-либо рано или поздно приводит человека к озарениям. Так что можно сказать, что творчество и труд очень тесно связаны. Работа – одна из стадий труда, с преобладанием механического, привычного и часто ручного вида деятельности. В процессе творчества задействованы все уровни психики: подсознание, сознание и надсознание, которым обозначают творческую интуицию и ее высшую степень – вдохновение.
Творчество отличается от ремесла тем, что мотивы творческой деятельности находятся внутри личности, они не вызваны внешними факторами, тогда как ремесло обычно поощряется извне: потребность пищи, заработка и т.д. Конечно, известны случаи значительных творческих открытий, совершенных по принуждению. Настоящая причина творческого самозабвения в том, что поиск истины становится для личности более важным, чем ее бытовые или жизненные потребности. Конечно, творчество невозможно без репродуктивной деятельности (накопления знаний, приобретения навыков и т.д.). Именно аккумуляция предшествующего опыта служит трамплином для творческого преобразования известного и открытия нового.
И здесь нужно повториться, что труд - это основа, база для творчества. Если труд - это деятельность, направленная на создание общественно-полезного продукта для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека, то творчество – это создание принципиально нового продукта. Если творчество базируется на репродуктивной базе, то можно предположить, что чем более солидна эта база, тем больше предпосылок для творчества. Вот почему для так называемых творческих профессий предусматривается целая система обучения, благодаря которой специалист не только изучает чужой опыт, выделяет закономерности технологии профессии, проникается духом, традициями, составляет критическое мнение о еще не сделанном – все это поможет ему сконцентрировать свой собственный потенциал и сделать творческий процесс более продуктивным (музыканты, вокалисты, спортсмены).
Творчество может быть профессиональным и любительским. К сожалению, среди дилетантов в журналистике существует большой отсев; иногда, человек может стихийно, но глубоко освоить вид деятельности, слепить из себя мастера. Но это удел единиц. Бывает и так, что человек, имеющий возможность получить профессиональные знания, оказывается впоследствии непригодным. Значит, был случайным или необдуманным выбор сферы творчества, или в процессе обучения произошло расслоение своих представлений о профессии и о своей личности. Готовность к успешной профессиональной деятельности определяется следующими факторами:
Насколько точно человек себе представляет сущность профессии и ее общественную роль.
Насколько он обладает природными способностями и как развивает свои качества, чтобы оптимально подходить данному виду творчества.
Насколько он овладел навыками и научился основным приемам работы, необходимым для этого вида творчества (композитор невозможен без знания нот)
Творчество всегда вырастает из многообразия ассоциаций, для чего личности нужен запас знаний не только в сфере избранной специальности.
Наконец, значимостью мотивов выбора своей профессии: «Себя в искусстве или искусство в себе?»
В познании профессии и овладении мастерством можно выделить 3 ступени:
А) обученность, т.е. использование готовых приемом и навыков как суммы предыдущего коллективного опыта)
Б) умелость, т.е. умение применить чужой опыт для решения новых задач в новых условиях
В) мастерство – высшее проявление профессионализма. Свободное владение всем предыдущим + способность обогащать методы деятельности своими собственными дополнениями и даже открытиями.
При этом, бывает, возникает разрыв между мастером и ремесленниками. В краткое время журналисту надо представить картину мира, поэтому ответственность за каждое слово велика. Если в устном и частном разговоре можно поправить свою мысль, то в любом публичном периодическом сообщении каждое слово воспринимается один раз, как говорится «здесь и сейчас», профессия не оставляет времени на поправки, потому что всегда есть тот читатель или слушатель, который больше не встретится с журналистом – не захочет. Значит, творческий прокол журналиста будет безвозвратным, и его ошибка повлияет на отношение к деятельности остальных коллег. В этом смысле профессия журналиста диалектически сочетает в себе единичное и коллективное.
Специфика журналистского творчества
Журналистика как творческая профессия прошла несколько стадий в своем развитии. Она, как и любая другая профессия, родилась в процессе разделения труда, вызванного усложнением человеческого общества, увеличением связей и функций между его структурными элементами. Это привело к росту сообщений, необходимых человеку, чтобы разобраться в окружающем мире. Рядовому человеку стало трудно ориентироваться в обширных информационных потоках, ему понадобилась помощь людей, которые сделали поиск и отбор информации своим главным занятием. Так родилась профессия журналиста, о которой сказано немало трогательных и шутливых слов. Информированность всегда рассматривалась как привилегия. Это отражено даже в древних мифах, например, скандинавские мифы изображали верховного бога Одина с двумя воронами на плечах. Одного звали Думающий, другого - Помнящий. На рассвете вороны разлетались по свету, а к завтраку возвращались, сообщая Одину обо всем, что происходит на свете. Даже высшее божество нуждалось в постоянной информации.
- 1. Многообразие определений понятия «связи с общественностью». Определение понятий «public relations» и «средства коммуникации». Различия между терминами смк и сми.
- 2. Понятие информации. Критерии оценки социальной информации.
- 3. Сравнительная характеристика системы профессиональной подготовки специалистов по Со в сша, Европе и России.
- 4. Основные этапы со в России.
- I. 1991 – 1994 годы – период начального формирования пр-рынка.
- II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
- III. 2003 год – начало нового периода, обретение нового качества пр-отрасли.
- 5. Журналистская информация.
- 6 И 8. Задачи и функции со в современном гражданском обществе.
- 7. Массовые информационные потоки.
- 9. Система и типология сми.
- 10. Структура российского телевещания.
- 12. Журнальные издания.
- 13. Рейтинг радиостанций. Предпочтения аудитории по типам передач.
- 14. Специфика со в политике, коммерческом секторе, общественных объединениях, государственных учреждениях.
- 15. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью
- 16. Отрасли-лидеры по использованию приёмов и методов со.
- 17. Профессиональные требования к специалисту по со.
- 18. Важнейшие тенденции в развитии отечественного радиовещания.
- 19. Четыре основных этапа цикличного процесса «паблик рилейшнз».
- 20. Особенности развития телевидения в России (с 90-ых годов 20 века)
- 21. Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение.
- 22. Разновидности современного телевидения. Телевизионные новинки.
- 23. Классификация мероприятий в со.
- 24. Интернет как многофункциональная система. Популярные сетевые службы.
- 25. Виды презентаций.
- 26. Организация работы редакции. Журналистский корпус.
- 27. Пресс-конференция и брифинг: сходства и различия.
- 28. Источники информации смк.
- 29. Основные виды информационных, служебных, имиджевых, онлайновых документов в со.
- 30. Сми как предприятие.
- 31. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со.
- 32. Рынок современной прессы. Позиционирование издания.
- 33. Основные виды специальных со-мероприятий.
- 34. Ценообразование и себестоимость продукции сми.
- 35. Классификация pr-мероприятий для журналистов (media relations).
- 36. Оценка спроса и стимулирование сбыта.
- 37. Лицензирование в со.
- 38. Распространение издания.
- 39. Понятие «crisis management». Особенности деятельности.
- 40. Стандарты качества информации
- 41. Основные требования к корпоративному стилю и имеджевой корпоративной рекламе.
- 42. Со в редакционной структуре.
- 43 Вопрос. Характеристика особенностей формирования и развития российской Школы «паблик рилейшнз».
- 44. Творчество в журналистской деятельности.
- 45. Классификация pr-агентств.
- 46. Содержание творческой деятельности в журналистской работе.
- 47. Техника создания новостного повода.
- 48. Готовность к успешной профессиональной творческой деятельности.
- 49 И 57. Виды исследований в со.
- 50. Ступени профессиональной творческой деятельности.
- 51. Этика и профессиональные стандарты в со.
- 52. Ремесло и творчество в профессиональной деятельности журналиста.
- 53. Методика проведения мониторинга социально-политических процессов в обществе.
- 54. Этика во взаимоотношениях с журналистами.
- 55. Использование новых информационных технологий в работе журналиста.
- 56. Система социального прогнозирования и управления политическими процессами как элемент политического консалтинга.
- 58. Технические средства и их роль в творческой деятельности журналиста.
- 59 И 65. Главные российские ассоциации специалистов в области со.
- 60. Общая характеристика информационных жанров.
- 61. Виды нормативных документов, регулирующих профессиональное поведение pr-специалиста.
- 62. Общая характеристика аналитических жанров.
- 63. Основные международные кодексы профессиональных стандартов в области со.
- 64. Общая характеристика художественно-публицистических жанров.
- 66. Телевизионные жанры.
- 67. Различия в задачах и функциях расо и акос в России.
- 68. Журналистское расследование.
- 69. Главные международные и национальные профессиональные объединения специалистов по со.
- 70. Профессионально-этические нормы и правила журналиста как этические категории.
- 71. Крупнейшие международные коммерческие pr-компании и сети pr-агентств.
- 72. Право на доступ к информации для журналистов и редакций сми.
- 73. Классификация pr-технологий.
- 74. Виды средств коммуникаций и эффективность воздействия каждого из них на целевые и ключевые аудитории.
- 75. Особенности использования средств коммуникации в кризисных ситуациях.
- 76 И 79. Критерии эффективности взаимоотношений со сми.
- 77. Сертификация pr-агентств и pr-специалистов.
- 78. Виды pr-мероприятий по взаимодействию со сми.
- 80. Отношения сми и ветвей государственной власти.
- 81. Различные критерии оценки эффективности со.
- 83. Роль и значение коммуникационных технологии pr-деятельности в социальной сфере.
- 85 Основные способы формирования pr-технологий в социальной сфере
- 86. Роль pr-технологий в социальной сфере.
- 87. Социальные pr-технологии: сущность, общая характеристика.
- 88 Социальный пр в сфере культуры
- 89. Понятие и особенности социальных пр-технологий (я подкорректировала вопрос, который Ксюша Бамбуля не знала, куда отнести)
- 90 Использование pr-технологий по ознакомлению общественности с деятельностью субъектов системы социальной защиты.
- 91. Особенности социального pr, основные требования, предъявляемые к нему
- 92 Понятия «имидж», «репутация», «доверие» в социальных взаимоотношениях и особенности их использования pr-специалистами.
- 93 Характеристика pr-воздействий со стороны учреждений и организаций социальной направленности.
- 94. Роль коммуникативных технологий в социальных инвестициях, деятельность pr-специалиста в их реализации.
- 96 Сми как средство pr-воздействия социального субъекта по достижению своих целей.
- 97. Виды социального pr и их общая характеристика
- 98. Роль специалиста по связям с общественностью в социальной сфере.
- 99 Типы коммуникационного взаимодействия в социальной структуре
- 100. Благотворительность и её составляющие, роль pr-специалистов в их реализации.
- 101. Долгосрочные социальные программы, роль pr-технологий в их реализации.
- 102. Массовые мероприятия в спорте, искусстве, туризме и других сферах - как инструмент внутреннего pr.
- 103.Тренинги, как инструмент внутреннего pr.
- 104. Собрания, как инструмент внутреннего pr.
- 105. Доска почета, как инструмент внутреннего pr.
- 106. Доска объявлений, как инструмент внутреннего pr.
- 107. Слухи, как инструмент внутреннего pr.
- 108. Особенности социально-ответственного бизнеса и его характеристика.
- 109. Социальный аудит: сущность, содержание, основные функции и роль pr-специалистов в повышении его эффективности.
- 110. Формы и способы установления pr-взаимодействия с некоммерческими организациями и объединениями. (не уверена)
- 111. Патронирование как pr-метод поддержания репутации организации.
- 112. Особенности методов pr-взаимодействия с некоммерческими организациями. (не уверена).
- 113. Социальные проекты: этапы разработки и роль pr-технологий в их реализации.
- 114. Функции социальных проектов и деятельность pr-специалистов в их успешной реализации.
- 115. Социальные проекты: общая характеристика, разновидности и роль pr-специалистов в их реализации.
- 116. Фандрейзинг как pr-технология: общая характеристика и особенности его применения.
- 117. Особенности pr-технологий при реализации спонсорской поддержки организации (предприятия).
- 118. Виды некоммерческих объединений и их роль при реализации pr-воздействия в социальной сфере.
- 119. Социально-политическое содержание основных функций служб по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления.
- 120. Социальные программы, как инструмент внутреннего pr.