logo
804973_CF889_otvety_svyazi_s_obshestvennostyu

52. Ремесло и творчество в профессиональной деятельности журналиста.

Журналистика - творческая профессия, недаром при поступлении на факультеты журналистики абитуриенты сдают творческий конкурс. Способность к творчеству – общее свойство и отличительная особенность человека как биологического вида, хотя уровень творческих способностей у людей разный. Многие ученые считают, что менее одного процента людей сознают и раскрывают свой творческий потенциал. Феномен творчества заключается в способности человека создавать нечто объективно новое, то, что до него в мире не существовало. Творчеством пронизана жизнь человека, особенно в детстве. В дальнейшем, в учебе или труде, у одних эта способность усиливается, в других – затухает, потому что требует сконцентрированности, некоторой «зацикленности» на чем-либо одном. Зачастую к этому способны не все люди, потому что их интерес рассредоточен. «Эмоциональная и умственная концентрация» на чем-либо рано или поздно приводит человека к озарениям. Так что можно сказать, что творчество и труд очень тесно связаны. Работа – одна из стадий труда, с преобладанием механического, привычного и часто ручного вида деятельности. В процессе творчества задействованы все уровни психики: подсознание, сознание и надсознание, которым обозначают творческую интуицию и ее высшую степень – вдохновение.

Творчество отличается от ремесла тем, что мотивы творческой деятельности находятся внутри личности, они не вызваны внешними факторами, тогда как ремесло обычно поощряется извне: потребность пищи, заработка и т.д. Конечно, известны случаи значительных творческих открытий, совершенных по принуждению. Настоящая причина творческого самозабвения  в том, что поиск истины становится для личности более важным, чем ее бытовые или жизненные потребности. Конечно, творчество невозможно без репродуктивной деятельности (накопления знаний, приобретения навыков и т.д.). Именно аккумуляция предшествующего опыта служит трамплином для творческого преобразования известного и открытия нового.

 И здесь нужно повториться, что труд - это основа, база для творчества. Если труд - это деятельность, направленная на создание общественно-полезного продукта для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека, то творчество – это создание принципиально нового продукта. Если творчество базируется на репродуктивной базе, то можно предположить, что чем более солидна эта база, тем больше предпосылок для творчества. Вот почему для так называемых творческих профессий предусматривается целая система обучения, благодаря которой специалист не только изучает чужой опыт, выделяет закономерности технологии профессии, проникается духом, традициями, составляет критическое мнение о еще не сделанном – все это поможет ему сконцентрировать свой собственный потенциал и сделать творческий процесс более продуктивным (музыканты, вокалисты, спортсмены).

Творчество может быть профессиональным и любительским. К сожалению, среди дилетантов в журналистике существует большой отсев; иногда, человек может стихийно, но глубоко освоить вид деятельности, слепить из себя мастера. Но это удел единиц. Бывает и так, что человек, имеющий возможность получить профессиональные знания, оказывается впоследствии непригодным. Значит, был случайным или необдуманным выбор сферы творчества, или в процессе обучения произошло расслоение своих представлений о профессии и о своей личности. Готовность к успешной профессиональной деятельности определяется следующими факторами:

Насколько точно человек себе представляет сущность профессии и ее общественную роль.

Насколько он обладает природными способностями и как развивает свои качества, чтобы оптимально подходить данному виду творчества.

Насколько он овладел навыками и научился основным приемам работы, необходимым для этого вида творчества (композитор невозможен без знания нот)

Творчество всегда вырастает из многообразия ассоциаций, для чего личности нужен запас знаний не только в сфере избранной специальности.

Наконец, значимостью мотивов выбора своей профессии: «Себя в искусстве или искусство в себе?»

В познании профессии и овладении мастерством можно выделить 3 ступени: 

А) обученность, т.е. использование готовых приемом и навыков как суммы предыдущего коллективного опыта)

Б) умелость, т.е. умение применить чужой опыт для решения новых задач в новых условиях

В) мастерство – высшее проявление профессионализма. Свободное владение всем предыдущим + способность обогащать методы деятельности своими собственными дополнениями и даже открытиями. 

При этом, бывает, возникает разрыв между мастером и ремесленниками. В краткое время журналисту надо представить картину мира, поэтому ответственность за каждое слово велика. Если в устном и частном разговоре можно поправить свою мысль, то в любом публичном периодическом сообщении каждое слово воспринимается один раз, как говорится «здесь и сейчас», профессия не оставляет времени на поправки, потому что всегда есть тот читатель или слушатель, который больше не встретится с журналистом – не захочет. Значит, творческий прокол журналиста будет безвозвратным, и его ошибка повлияет на отношение к деятельности остальных коллег. В этом смысле профессия журналиста диалектически сочетает в себе единичное и коллективное.

 Специфика журналистского творчества

Журналистика как творческая профессия прошла несколько стадий в своем развитии. Она, как и любая другая профессия, родилась в процессе разделения труда, вызванного усложнением человеческого общества, увеличением связей и функций между его структурными элементами. Это привело к росту сообщений, необходимых человеку, чтобы разобраться в окружающем мире. Рядовому человеку стало трудно ориентироваться в обширных информационных потоках, ему понадобилась помощь людей, которые сделали поиск и отбор информации своим главным занятием. Так родилась профессия журналиста, о которой сказано немало трогательных и шутливых слов. Информированность всегда рассматривалась как привилегия. Это отражено даже в древних мифах, например, скандинавские мифы изображали верховного бога Одина с двумя воронами на плечах. Одного звали Думающий, другого - Помнящий. На рассвете вороны разлетались по свету, а к завтраку возвращались, сообщая Одину обо всем, что происходит на свете. Даже высшее божество нуждалось в постоянной информации.