logo
804973_CF889_otvety_svyazi_s_obshestvennostyu

43 Вопрос. Характеристика особенностей формирования и развития российской Школы «паблик рилейшнз».

Появление в России PR как области профессионально прикладной и научной деятельности было вызвано объективными условиями развития обществ отношений, институтов гражданского общества и социально -экономических, рыночных механизмов. Общество, выработало определённую социальную апатию для защиты от давления пропаганды. Эта апатия со времён СССР тормозит развитие демократического общества, т.к. многие действия новой власти не находят поддержки и понимания у граждан. Процесс становления PR в России затруднён. Причины: серьёзный социально - экономический кризис и пост политическая конфронтация. Профессионалы в области PR в очень сложном положении, т.к. они вынуждены доказывать право PR на существование и постоянно стремятся сломать существующий в обществе стереотип негативного отношения к PR, возникший после ряда нашумевших избирательных кампаний, во время которых широко применялись нелегитимные политические технологии, выбросы компромата и т.п. В результате в массовом сознании "PR", "избирательные технологии", да и просто слово "технологии" стали едва ли не ругательными."Масла в огонь" постоянно "подливали" СМИ, активно эксплуатировавшие выражение "чёрный PR", "грязные технологии" и др.10 лет, в течение которых активно развив PR в России - маленький срок, для того, чтобы оценить роль конкретных личностей и действий в этой сфере. По мнению М.Шишкиной, председателя РАСО и декана факультета журналистики СПбГУ, 1 этап становления уже произошел. Принятие кодекса профессионалов в области СО доказывает, что PR-профессионалы чувствуют ответственность за свою работу, понимая последствия неэтичных методов работы. Объективные причины: развитие основных институтов гражданского общества и стремление (чаще вынужденное)власти установить диалог с общественностью, мнение которой уже невозможно не учитывать при принятии ключевых решений. PR стремительно развивается и сейчас нишу на рынке PR-услуг занимают десятки фирм, наиболее крупные из которых оказывают существенное влияние на российскую политическую конъюнктуру. Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в России в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве. Но практически не разработаны институциональная концепция PR как науки, её методическое наполнение и даже понятийная база. Отставание науки от практики естественно, т.к. науке PR по сути присуща практическая ориентация. Феномен российских PR состоит, прежде всего, в том, что, не имея такой основательной традиции, как на Западе, он, несмотря на огромные трудности, динамично развивается и уже играет достаточно важную роль в управлении социальными процессами и влияет на российскую политическую культуру, экономику, духовную жизнь общества. А это, является свидетельством демократизации социально - политических процессов и развития институтов гражданского общества. Вопросы становления и развития PR, его методологии требуют дальнейшего детального изучения и являются частью одной из самых перспективных тем для исследования.