58. Технические средства и их роль в творческой деятельности журналиста.
Первое, о чем хочется сказать, – технические средства не могут быть рассмотрены в отрыве от журналистского творчества. На разных этапах работы, журналист использует различную технику. Скажем, в ходе подготовительной, познавательной стадии компьютер, телефон, диктофон и другие средства используются журналистом при решении следующих задач:
в определении конкретного объекта, заслуживающего внимания прессы и уточнения его адреса;
в конкретизации плана необходимых практических действий;
в определении меры освоенности общественностью и журналистикой рассматриваемых журналистом вопросов;
в обсуждении с компетентными лицами вариантов решения проблемы;
в поиске дополнительной информации, необходимой для подтверждения полученных фактов. На стадии создания текста журналистом будут использоваться технические средства при решении следующих задач:
объективации текста;
работе над композиционной структурой материала;
уточнении лексико-синтаксического решения системы;
контрольном редактировании текста.
• Портативные компьютеры (notebook). Они позволяют выполнять работы практически любой сложности. Тактовая частота процессора приближается к 300 МГц, размеры жесткого диска определяются в гигабайтах, компьютеры снабжены жидкокристаллическими (немерцающими) экранами, позволяют подключить большое количество периферийных устройств (принтеры, сканеры, факс-модемы и пр.). Недостатки: малое время работы от аккумуляторных батарей, излишний вес, размеры, высокая стоимость.
• Компактные ноутбуки класса Compact laptop. Наиболее успешной моделью компьютеров этого направления является модель Libretto фирмы Toshiba. Компьютер уменьшен до размеров видеокассеты и работает в операционной среде Windows. Он очень удобен для журналистской работы, но применение традиционного жесткого диска неизбежно повлекло за собой энергетическую «прожорливость» машины: через два часа работы необходимо подключиться к электросети, а это, в свою очередь, означает, что на задание надо захватить еще и сетевой адаптер.
• Handheld PC, получившие в России название карманных компьютеров. Они легко размещаются в кармане пиджака или в дамской сумочке. Для начала работы их достаточно открыть: отсутствие традиционного жесткого диска позволило сэкономить энергию, так как машину не надо загружать, она готова «проснуться» в любую секунду. Информация хранится на энергонезависимой флэш-карте, но при выборе модели с цветным экраном время работы батарей существенно сокращается. Большинство компьютеров этого класса функционируют под специально разработанной операционной средой Windows СЕ, причем программное обеспечение бурно развивается. Их можно использовать в качестве диктофона, но, как правило, не более одного часа; компьютеры дают возможность подключить модем, а некоторые модели, например Philips Velo, даже снабжены программными модемами, то есть не требующими дополнительной энергии. Все модели позволяют обмениваться информацией с традиционными персональными компьютерами. На сегодняшний день компьютеры класса Handheld, пожалуй, наиболее удобны для мобильной журналистской paботы.
• Palm PC — компьютеры, умещающиеся на ладони. В отличие от карманных устройств, они лишены клавиатуры: ввод информации производится специальным пером через сенсорный экран. Перед началом работы необходимо усвоить своеобразную «стенографию», а специальная программа распознавания переведет ваши записи в текстовой формат. При необходимости отправить информацию в редакцию из отдаленной точки этот микрокомпьютер подключают к внешнему модему. К недостаткам устройств этого класса можно отнести значительный проигрыш во времени для введения информации в память компьютера: нажатие клавиши на клавиатуре карманного компьютера происходит быстрей, чем написание буквы.
Компьютер, на котором работает журналист, должен быть обязательно оборудован модемом (от англ. mo(dulator) и dem(odulator). Преобразует (модулирует) сигналы при передаче информации и расшифровывает (демодулирует) при приеме.) — прибором для передачи информации по телефонным или иным линиям связи. Это очень важно: ведь только в этом случае готовый материал может быть наиболее быстро доставлен в любую редакцию мира из любой точки, где возможна телефонная коммуникация. Но для использования в журналистике пригодны далеко не все модемы, поскольку передавать материалы часто приходится в неблагоприятных условиях. Поэтому модем должен работать в самых «грязных» телефонных линиях, быть устойчивым к различного вида шумам, к условиям повышенной влажности и большого перепада температур.
В 70-х гг. в мире появился новый вид связи — пейджинг. Пейджер — это радиоприемник, принимающий адресный радиосигнал, отображая информацию на дисплее. У каждого устройства существует определенный номер. Схема передачи информации очень проста: оператор принимает информацию от любого позвонившего, вводит ее в память компьютера, далее текст кодируется и передается на радиопередатчик, преобразующий информацию в радиоволны. Доля успешно доставленных сообщений составляет 95%.
Наиболее распространены следующие типы устройств:
3. Текстовые — способны принимать сообщения, состоящие из букв и цифр, но количество символов ограничено (как правило, не более 2 000). Это наиболее распространенный тип пейджеров, способных хранить существенные (до I Mb) объемы текстовой информации, которые ограничены пропускной способностью радиоканалов связи. В них используется протокол POCSAG с максимальной скоростью передачи данных 2400 бит/сек, а в реальных городских условиях еще медленней. Поэтому получение электронной почты или прямой выход в интернет на данное средство подвижной связи неэффективен: информация на современных сайтах насыщена графикой, анимацией, звуком, для ее доставки требуются производительные каналы.
4. Двунаправленные (твейджеры) — позволяют отправлять сообщение непосредственно с твейджера на другой пейджер, минуя оператора. Они оборудованы клавиатурой для набора текста. Сигнал передается по дополнительной частоте, принимается базовой станцией и отправляется адресату.
5. SMS-пейджеры (англ. Short Message Service — служба коротких сообщений) — цифровые сотовые телефоны с возможностью отображения на дисплее ограниченных по объему сообщений (до 100 символов).
Ну и само собой мобильные телефоны. Они должны быть всегда с собой. Без них как без рук.
- 1. Многообразие определений понятия «связи с общественностью». Определение понятий «public relations» и «средства коммуникации». Различия между терминами смк и сми.
- 2. Понятие информации. Критерии оценки социальной информации.
- 3. Сравнительная характеристика системы профессиональной подготовки специалистов по Со в сша, Европе и России.
- 4. Основные этапы со в России.
- I. 1991 – 1994 годы – период начального формирования пр-рынка.
- II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
- III. 2003 год – начало нового периода, обретение нового качества пр-отрасли.
- 5. Журналистская информация.
- 6 И 8. Задачи и функции со в современном гражданском обществе.
- 7. Массовые информационные потоки.
- 9. Система и типология сми.
- 10. Структура российского телевещания.
- 12. Журнальные издания.
- 13. Рейтинг радиостанций. Предпочтения аудитории по типам передач.
- 14. Специфика со в политике, коммерческом секторе, общественных объединениях, государственных учреждениях.
- 15. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью
- 16. Отрасли-лидеры по использованию приёмов и методов со.
- 17. Профессиональные требования к специалисту по со.
- 18. Важнейшие тенденции в развитии отечественного радиовещания.
- 19. Четыре основных этапа цикличного процесса «паблик рилейшнз».
- 20. Особенности развития телевидения в России (с 90-ых годов 20 века)
- 21. Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение.
- 22. Разновидности современного телевидения. Телевизионные новинки.
- 23. Классификация мероприятий в со.
- 24. Интернет как многофункциональная система. Популярные сетевые службы.
- 25. Виды презентаций.
- 26. Организация работы редакции. Журналистский корпус.
- 27. Пресс-конференция и брифинг: сходства и различия.
- 28. Источники информации смк.
- 29. Основные виды информационных, служебных, имиджевых, онлайновых документов в со.
- 30. Сми как предприятие.
- 31. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со.
- 32. Рынок современной прессы. Позиционирование издания.
- 33. Основные виды специальных со-мероприятий.
- 34. Ценообразование и себестоимость продукции сми.
- 35. Классификация pr-мероприятий для журналистов (media relations).
- 36. Оценка спроса и стимулирование сбыта.
- 37. Лицензирование в со.
- 38. Распространение издания.
- 39. Понятие «crisis management». Особенности деятельности.
- 40. Стандарты качества информации
- 41. Основные требования к корпоративному стилю и имеджевой корпоративной рекламе.
- 42. Со в редакционной структуре.
- 43 Вопрос. Характеристика особенностей формирования и развития российской Школы «паблик рилейшнз».
- 44. Творчество в журналистской деятельности.
- 45. Классификация pr-агентств.
- 46. Содержание творческой деятельности в журналистской работе.
- 47. Техника создания новостного повода.
- 48. Готовность к успешной профессиональной творческой деятельности.
- 49 И 57. Виды исследований в со.
- 50. Ступени профессиональной творческой деятельности.
- 51. Этика и профессиональные стандарты в со.
- 52. Ремесло и творчество в профессиональной деятельности журналиста.
- 53. Методика проведения мониторинга социально-политических процессов в обществе.
- 54. Этика во взаимоотношениях с журналистами.
- 55. Использование новых информационных технологий в работе журналиста.
- 56. Система социального прогнозирования и управления политическими процессами как элемент политического консалтинга.
- 58. Технические средства и их роль в творческой деятельности журналиста.
- 59 И 65. Главные российские ассоциации специалистов в области со.
- 60. Общая характеристика информационных жанров.
- 61. Виды нормативных документов, регулирующих профессиональное поведение pr-специалиста.
- 62. Общая характеристика аналитических жанров.
- 63. Основные международные кодексы профессиональных стандартов в области со.
- 64. Общая характеристика художественно-публицистических жанров.
- 66. Телевизионные жанры.
- 67. Различия в задачах и функциях расо и акос в России.
- 68. Журналистское расследование.
- 69. Главные международные и национальные профессиональные объединения специалистов по со.
- 70. Профессионально-этические нормы и правила журналиста как этические категории.
- 71. Крупнейшие международные коммерческие pr-компании и сети pr-агентств.
- 72. Право на доступ к информации для журналистов и редакций сми.
- 73. Классификация pr-технологий.
- 74. Виды средств коммуникаций и эффективность воздействия каждого из них на целевые и ключевые аудитории.
- 75. Особенности использования средств коммуникации в кризисных ситуациях.
- 76 И 79. Критерии эффективности взаимоотношений со сми.
- 77. Сертификация pr-агентств и pr-специалистов.
- 78. Виды pr-мероприятий по взаимодействию со сми.
- 80. Отношения сми и ветвей государственной власти.
- 81. Различные критерии оценки эффективности со.
- 83. Роль и значение коммуникационных технологии pr-деятельности в социальной сфере.
- 85 Основные способы формирования pr-технологий в социальной сфере
- 86. Роль pr-технологий в социальной сфере.
- 87. Социальные pr-технологии: сущность, общая характеристика.
- 88 Социальный пр в сфере культуры
- 89. Понятие и особенности социальных пр-технологий (я подкорректировала вопрос, который Ксюша Бамбуля не знала, куда отнести)
- 90 Использование pr-технологий по ознакомлению общественности с деятельностью субъектов системы социальной защиты.
- 91. Особенности социального pr, основные требования, предъявляемые к нему
- 92 Понятия «имидж», «репутация», «доверие» в социальных взаимоотношениях и особенности их использования pr-специалистами.
- 93 Характеристика pr-воздействий со стороны учреждений и организаций социальной направленности.
- 94. Роль коммуникативных технологий в социальных инвестициях, деятельность pr-специалиста в их реализации.
- 96 Сми как средство pr-воздействия социального субъекта по достижению своих целей.
- 97. Виды социального pr и их общая характеристика
- 98. Роль специалиста по связям с общественностью в социальной сфере.
- 99 Типы коммуникационного взаимодействия в социальной структуре
- 100. Благотворительность и её составляющие, роль pr-специалистов в их реализации.
- 101. Долгосрочные социальные программы, роль pr-технологий в их реализации.
- 102. Массовые мероприятия в спорте, искусстве, туризме и других сферах - как инструмент внутреннего pr.
- 103.Тренинги, как инструмент внутреннего pr.
- 104. Собрания, как инструмент внутреннего pr.
- 105. Доска почета, как инструмент внутреннего pr.
- 106. Доска объявлений, как инструмент внутреннего pr.
- 107. Слухи, как инструмент внутреннего pr.
- 108. Особенности социально-ответственного бизнеса и его характеристика.
- 109. Социальный аудит: сущность, содержание, основные функции и роль pr-специалистов в повышении его эффективности.
- 110. Формы и способы установления pr-взаимодействия с некоммерческими организациями и объединениями. (не уверена)
- 111. Патронирование как pr-метод поддержания репутации организации.
- 112. Особенности методов pr-взаимодействия с некоммерческими организациями. (не уверена).
- 113. Социальные проекты: этапы разработки и роль pr-технологий в их реализации.
- 114. Функции социальных проектов и деятельность pr-специалистов в их успешной реализации.
- 115. Социальные проекты: общая характеристика, разновидности и роль pr-специалистов в их реализации.
- 116. Фандрейзинг как pr-технология: общая характеристика и особенности его применения.
- 117. Особенности pr-технологий при реализации спонсорской поддержки организации (предприятия).
- 118. Виды некоммерческих объединений и их роль при реализации pr-воздействия в социальной сфере.
- 119. Социально-политическое содержание основных функций служб по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления.
- 120. Социальные программы, как инструмент внутреннего pr.