3. Сравнительная характеристика системы профессиональной подготовки специалистов по Со в сша, Европе и России.
На протяжении более шестидесяти лет в университетах и колледжах многих стран развивалось образование в области СО, но до последнего времени было предпринято совсем немного попыток скоординировать образовательные программы. Сегодня существует единодушное желание достичь определённого согласования образовательных стандартов в области ПР.
США. Первые университетские программы образования в сфере ПР появились в США ещё в первой половине прошлого века. В 1920 году Джозеф Райт ввел курс паблисити в Иллинойском университете. Двумя годами позже, в 1922 году, Франк Эллиотт ввёл курс паблисити в Университете штата Индиана. Преподавание курсов паблисити велось на внештатной основе.
В этот период Эдвард Бернейс предложил первый учебный курс ПР, который он вёл на протяжении 2-х лет в Нью-Йоркском Университете. Курс был рассчитан на один семестр.
В справочнике PRSA (Где изучать Паблик Рилейшнз) за 1991 год указано 212 колледжей и университетов в США, Канаде, Пуэрто-Рико и Австралии.
Первый национальный стандарт по образованию в сфере ПР в США был принят в 1975 и обновлён в 1981 году.
К 1997 году произошло такое количество перемен в сфере ПР, в первую очередь связанных с глобализацией и новыми возможностями сети Интернет, что Американское Общество ПР образовало Комитет по делам образования в области ПР. Эта комиссия должна была рассмотреть все учебные уровни, включая дополнительное образование для практиков ПР.
Охарактеризуем некоторые точки зрения на содержание подготовки специалистов по СО в США. Так, одна из комиссий PRSA в 1991 году, рекомендовала, чтобы программы по ПР для студентов-выпускников содержали не более 25% учебного материала в основном курсе, а весь остальной объём приходился на свободные искусства, науки и прочие общеобразовательные дисциплины. Эта комиссия также рекомендовала, чтобы только половина всего учебного материала в основном курсе определялась именно как ПР. Не определяя конкретных учебных курсов, комиссия перечислила следующие пять базовых областей обучения: 1. Принципы, практика и теория ПР (концепции и принципы); 2. Методы ПР (написание материалов, распространение сведений и организация медиа-сетей); 3. ПР-исследования для планирования и оценки; 4. Стратегия и реализация ПР; 5. Приобретение студентами опыта ПР под контролем преподавателей.
Однако предлагаемое комиссией PRSA содержание подготовки специалистов по ПР в США не является общепризнанным. Несколько иной вариант содержания подготовки таких специалистов предлагают эксперты Комитета по делам образования в области ПР. Они считают, что работа в сфере ПР требует подготовки в следующих областях: Планирование; управление; работа советника; анализ; производственные отношения; экономические отношения; социальные отношения; политическая деятельность; коммуникации; образовательная деятельность.
Неоднозначность подходов к решению вопроса о содержании ПР-образования имеет место и в процессе аккредитации учебных программ. Приведённые примеры наводят на мысль о том, что для перевода ПР на более профессиональный уровень требуется единая, хорошо разрекламированная и настойчиво внедряемая в жизнь программа аккредитации. Современная практика ПР по-прежнему регулируется весьма слабыми, волюнтаристскими кодексами и разобщёнными усилиями множества ассоциаций и обществ, не предусматривая государственного лицензирования. Такая ситуация лишь ослабляет требования к уровню профессионализма и соблюдению высоких этических стандартов.
В настоящее время американская Комиссия по образованию в области СО настаивает на том, чтобы все программы обучения в области СО имели разнообразные предметы и предполагали стажировки (интернатуру).
Особое внимание в системе ПР-образования в США уделяется профессиональной подготовке преподавателей. Основная дискуссия по этому очень важному вопросу ведётся вокруг роли в подготовке специалистов по СО преподавателей с академической подготовкой и практиков в области ПР. Такая же проблема существует и в России.
Значительным вкладом в разработку системы подготовки преподавательского состава явилось принятие комиссией по образованию в области СО квалификационных требований к преподавателям. По мнению представителей комиссии, курсы по СО должны вести специалисты с большим опытом работы и пониманием как академического, так и практического профессионального аспекта этой области.
В настоящее время активно изучается вопрос о введении многоуровневой системы подготовки специалистов по СО, которая позволяла бы готовить специалистов высшей квалификации для вузов. С этой целью предлагается принимать в университеты лиц, достигших 18-летнего возраста и имеющих необходимую подготовку. В университете они будут обучаться по программе первого диплома (бакалавр) в течение 3-5 лет. Одна группа этих студентов может изучать гуманитарные дисциплины или собственно «СО», другие – политологию, коммерцию, журналистику, юриспруденцию или естественные науки. После успешного окончания соответствующих программ и получения первого диплома они могут быть приняты на последипломные программы по СО, которые ведут к получению магистерской и докторской степеней в этой области.
Завершая краткий анализ американской системы образования в сфере ПР, можно отметить, что в США сложилась система подготовки специалистов по СО, которая включает в себя начальное образование (вузовскую подготовку) и продолжение образования (послевузовская подготовка или дополнительная подготовка).
Продолжение образования рассматривается как наилучший виду обучения, в значительной своей части состоящий из семинаров, проводимых преподавателями и практиками в сфере ПР. на некоторых из этих семинаров может быть получено свидетельство о дополнительном образовании в процессе подготовки к выпускным экзаменам.
Такова система подготовки специалистов по ПР в США; на сегодняшний день эта система считается одной из самых развитых.
Европа. Практически во всех европейских государствах сложилась и развивается своя система подготовки специалистов по СО. Наиболее развитая система образования в области ПР сложилась в Великобритании. Английская школа теории и практики ПР считается одной из наиболее развитых не только в Европе, но и в мировой профессиональном ПР-сообществе. Важной особенностью ПР-образования в Великобритании является то, что оно включено в общую систему высшего образования, которая на рубеже 80-90-х гг.претерпела коренные изменения. В 1992 году бывшие политехнические институты получили статус университетов. Это дало им право присваивать свои степени и самостоятельно планировать учебный процесс в соответствии с общегосударственными стандартами. Тем самым была ликвидирована прежняя модель с двумя отдельными и слабо связанными между собой системами образования – университетской и институтской.
Высшее образование в Великобритании стало во многом подобно американскому; оно включает в себя два основных этапа. На первом вузовская подготовка длится 3-4 года (бакалавр). Степень магистра – диплом, следующий за степенью бакалавра. Подготовка по магистерской программе продолжается 1-2 года. Высший диплом в системе вузовского образования – диплом доктора философии.
Впервые курс, направленный на получение университетской степени магистра наук в области ПР в Великобритании был введён Университетом Стерлинга в сентябре 1998 года.; это был годичный курс для студентов дневного отделения. Годом позже два высших учебных заведения (колледжи в Плимуте и Пуле) ввели курс ПР на соискание степени бакалавра. Их примеру последовали многие бывшие политехнические институты и университеты. В этих условиях функцию, связанную с аттестацией многочисленных вузовских курсов, взял на себя Институт по СО (ИПР) как главное объединение британских профессионалов в сфере ПР.
В настоящее время лицензии ИПР на подготовку магистров по ПР имеют университеты Стерлинга, Манчестера, Кардиффа, дублинский институт технологии и колледж в Вест Хертс.
Что касается содержания основных курсов по подготовке специалистов в сфере ПР, то базу их составляет модель ПР-образования С.Блэка, которую графически можно представить в виде трёх кругов. Самый маленький, центральный круг включает предметы, непосредственно относящиеся к практике СО. Второй, большой круг, включает предметы общей сферы коммуникации (теория и процесс коммуникации, реклама, редакторское дело, медиа-анализ и др.). Третий, самый большой круг, представляет поле гуманитарных дисциплин, необходимых для подготовки успешного профессионала. (государственное управление, управление персоналом, политологи, экономика и др.) Однако в условиях острой рыночной конкуренции от специалиста по ПР требуется глубокое понимание практических проблем, с которыми он сталкивается в процессе стратегического планирования. Это обстоятельство вызывает необходимость коррекции учебных курсов. В связи с этим многие университеты отказываются от излишнего академизма своих программ и делают упор на бизнес-контекст образования студентов.
Во многих вузах особое внимание уделяется профессиональной подготовке специалистов по ПР в той сфере, в которой им предстоит работать. Так, например, в Манчестерском муниципальном университете курс на степень магистра по ПР включает такие предметы, как организация производства, стратегия управления и маркетинг. Важная роль при этом отводится специалистам-практикам, которые ведут значительную часть занятий.
Одно из направлений подготовки специалистов по ПР в Великобритании связано с международной деятельностью. Подготовка магистра по международным Пр в колледже Вест Херст предполагает не только изучение разностороннего теоретического курса, но и четырёхнедельную стажировку в одной из организаций, а также целую заграничную поездку.
Кроме системы высшего профессионального образования в области ПР в Великобритании существует большое количество краткосрочных курсов по подготовке соответствующих специалистов.
Несколько иная ситуация в сфере ПР-образования сложилась в Германии. Основу системы высшей школы в Германии составляют университеты и приравненные к ним вузы. Наряду с университетам весьма важным сектором высшего образования в стране являются высшие профессиональные школы. Первые из них были созданы в начале 70-х годов как альтернатива университетам. Главная задача этих школы состоит в обеспечении практической направленности в подготовке выпускников.
Обучение в университетах и высших отраслевых школах подразделяется на три ступени. Первая ступень является базовой. Продолжительность обучения на данной ступени обычно составляет четыре семестра. По её окончании студент получает свидетельство о соответствующем уровне знаний. Продолжительность второй ступени обучения составляет четыре семестра. По завершении этой ступени высшего образования выпускник может получить либо диплом по естественным наукам и экономике, либо диплом магистра. Диплом магистра подтверждает завершение второй ступени высшего образования по социальным наукам. Третья ступень обучения с целью получения степени доктора наук возможна только в университете. Этот этап обучение связан с углублённым изучением специальности и серьёзной научной работой.
По оценке Пашенцева, начало научному исследованию и преподаванию дисциплины ПР в Германии положил в 1981 году пилотный проект Свободного университета (Западного) Берлина. Целью проекта провозглашалось объединение теории и практики ПР.
Однако окончательно сложившейся системы подготовки специалистов по ПР в Германии нет до сих пор. В настоящее время продолжается процесс формирования самостоятельных вузовских курсов, а пока Со либо изучаются в рамках курса маркетинга, либо как дополнение к курсу журналистики. Проблема формирования системы ПР-образования находится в центре внимания Немецкого общества ПР.
В последние годы большие надежды на исследовательскую работу и учебный процесс в сфере ПР возлагаются на основанный в 1993 году на базе Лейпцигского университета Институт коммуникаций и СМИ. Соответствующий магистерский курс на ряду с серьёзной теоретической подготовкой даёт будущим специалистам необходимые навыки практической работы. Девятисеместровый учебный план предусматривает знакомство с методами и формами работы с общественностью, началами разработки стратегии ПР в конкретных сферах деятельности.
Неудовлетворённая ситуация на рынке услуг в сфере ПР-образования в современной Германии, по всех видимости, связана с определёнными национальными особенностями, а также с тем, что в восточных районах Германии рынок ПР, исследования и преподавание новых дисциплин зародились практически в то же время, что и в России.
Во Франции бурное развитие рынка ПР-услуг и ПР-агентств наблюдается после 1995 года. В отличие от США и некоторых других стран, во Франции диплом бакалавра выдаётся после получения среднего образования. Этот диплом даёт право поступать в университет или одну из высших школ. Выпускник средней школы до поступления в высшую школы должен предварительно отучиться 2 года в лицее, в самой школе на подготовительном отделении или университете. Каждая школа имеет свои правила приёма. В университеты бакалавры зачисляются без экзаменов.
Процесс обучения в университете разбит на три цикла. Первый (2 года) завершается получением диплома одного из трёх видов. Первые два типа дипломов представляют собой национальные дипломы. Диплом третьего типа университетский диплом, не имеет общенационального статуса, и поэтому является менее престижным. Первый цикл рассматривается как подготовительный к обучению на втором. Приём студентов на второй цикл обучения проводится по конкурсе документов. Если претендентов слишком много, то все они сдают специальный тес. Третий цикл обучения может быть продолжен в аспирантуре.
Особое место в системе подготовки специалистов по СО во Франции занимают лиценциат (академ.степень) и мэтриз. По сути дела это краткосрочные курсы. Содержание курсов лиценциатов и мэтриз отличается прежде всего по направленности. Программа лиценциата уделяет большое внимание знакомству с миром бизнеса, изучению различных типов коммуникаций и обучению основам техники выражения. Кроме того, студенты проходят стажировку на предприятии в течении двух месяцев. В отличие от лиценциата мэтриз предусматривает специализацию в области управления человеческими ресурсами и социальных коммуникаций, СО, а также в сфере коммерческих коммуникаций. Программа мэтриз включает и обязательную трёхмесячную стажировку.
В целом система образования лиценциатов и слушателей уровня мэтриз в последние годы включает три основных раздела: базовые теоретические курсы; занятия по специальности с привлечением квалифицированных специалистов-практиков; профессиональная практика. В некоторых университетах ведётся углублённая специализированная подготовка специалистов по СО.
Обучение в магистратуре имеет чёткую профессиональную направленность. При этом большое внимание уделяется практической подготовке и стажировке на предприятиях. Хорошую репутацию в кругах предпринимательской элиты во Франции имеют и частные школы, предлагающие подготовку в сфере коммуникаций и, в частности, СО.
Россия. В России подготовка специалистов по СО началась на факультете международной информации МГИМО в 1991 году. Следует отметить, что содержание подготовки специалистов по СО в нашей стране во многом связано с опытом и традициями ПР-образования в США и Великобритании.
С 1995 года обучение по специальности СО в российских вузах велось в соответствии с первым Государственным образовательным стандартом по данной специальности, одной из особенностей которого являлась перенасыщенность его содержания журналистскими дисциплинами. В 2000 году Мин образования РФ был введён новый ГОСТ, который по своему содержанию существенно отличается от стандарта 95 горда. Это отличие состоит прежде всего в том, что все журналистские дисциплины в нём включены в единый блок под названием ТиПМИ. Вместе с этим в содержание нового образовательного стандарта включены такие важные дисциплины как Основы теории коммуникаций, ТиПСО и другие, что является вполне оправданным с т.з. специфики профессиональной подготовки специалиста по СО.
Кроме основной формы подготовки специалистов по СО в нашей стране существуют и другие формы обучения. Это прежде всего краткосрочные курсы подготовки и переподготовки специалистов по СО различных специализаций. По окончании курсов выдаётся государственный диплом о проф.переподготовке, приравнивающийся ко второму высшему образованию на базе высшего или среднего специального образования, с присвоением соответствующей квалификации.
Одна из актуальных проблем совершенствования системы ПР-образования в нашей стране заключается в подготовке профессорско-преподавательского состава. Именно от профессорско-преподавательского состава во многом зависит уровень профессиональной культуры выпускников вузов. Если в США сложилась достаточно чёткая система подготовки преподавателей ПР для вузов, то у нас такой системы пока нет.
Существующая система переподготовки и повышения квалификации профессорко-преподавательского состава предполагает три формы приобретения необходимых знаний и умений: защиту диссертации, обучение на курсах повышения квалификации и стажировку.
Справедливости ради надо заметить, что существенный прогресс в переподготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава по СО наметился в связи с созданием в 2002 году. Образовательного центра Российской ассоциации по СО имени Беленкова. Миссия – профессионализация образовательной инфраструктуры по СО, координация и объединение деятельности учёных, практиков и преподавателей, работающих в сфере СО, формирование государственного и коммерческого заказа на образовательные услуги ПР-специалистов.
- 1. Многообразие определений понятия «связи с общественностью». Определение понятий «public relations» и «средства коммуникации». Различия между терминами смк и сми.
- 2. Понятие информации. Критерии оценки социальной информации.
- 3. Сравнительная характеристика системы профессиональной подготовки специалистов по Со в сша, Европе и России.
- 4. Основные этапы со в России.
- I. 1991 – 1994 годы – период начального формирования пр-рынка.
- II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
- III. 2003 год – начало нового периода, обретение нового качества пр-отрасли.
- 5. Журналистская информация.
- 6 И 8. Задачи и функции со в современном гражданском обществе.
- 7. Массовые информационные потоки.
- 9. Система и типология сми.
- 10. Структура российского телевещания.
- 12. Журнальные издания.
- 13. Рейтинг радиостанций. Предпочтения аудитории по типам передач.
- 14. Специфика со в политике, коммерческом секторе, общественных объединениях, государственных учреждениях.
- 15. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью
- 16. Отрасли-лидеры по использованию приёмов и методов со.
- 17. Профессиональные требования к специалисту по со.
- 18. Важнейшие тенденции в развитии отечественного радиовещания.
- 19. Четыре основных этапа цикличного процесса «паблик рилейшнз».
- 20. Особенности развития телевидения в России (с 90-ых годов 20 века)
- 21. Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение.
- 22. Разновидности современного телевидения. Телевизионные новинки.
- 23. Классификация мероприятий в со.
- 24. Интернет как многофункциональная система. Популярные сетевые службы.
- 25. Виды презентаций.
- 26. Организация работы редакции. Журналистский корпус.
- 27. Пресс-конференция и брифинг: сходства и различия.
- 28. Источники информации смк.
- 29. Основные виды информационных, служебных, имиджевых, онлайновых документов в со.
- 30. Сми как предприятие.
- 31. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со.
- 32. Рынок современной прессы. Позиционирование издания.
- 33. Основные виды специальных со-мероприятий.
- 34. Ценообразование и себестоимость продукции сми.
- 35. Классификация pr-мероприятий для журналистов (media relations).
- 36. Оценка спроса и стимулирование сбыта.
- 37. Лицензирование в со.
- 38. Распространение издания.
- 39. Понятие «crisis management». Особенности деятельности.
- 40. Стандарты качества информации
- 41. Основные требования к корпоративному стилю и имеджевой корпоративной рекламе.
- 42. Со в редакционной структуре.
- 43 Вопрос. Характеристика особенностей формирования и развития российской Школы «паблик рилейшнз».
- 44. Творчество в журналистской деятельности.
- 45. Классификация pr-агентств.
- 46. Содержание творческой деятельности в журналистской работе.
- 47. Техника создания новостного повода.
- 48. Готовность к успешной профессиональной творческой деятельности.
- 49 И 57. Виды исследований в со.
- 50. Ступени профессиональной творческой деятельности.
- 51. Этика и профессиональные стандарты в со.
- 52. Ремесло и творчество в профессиональной деятельности журналиста.
- 53. Методика проведения мониторинга социально-политических процессов в обществе.
- 54. Этика во взаимоотношениях с журналистами.
- 55. Использование новых информационных технологий в работе журналиста.
- 56. Система социального прогнозирования и управления политическими процессами как элемент политического консалтинга.
- 58. Технические средства и их роль в творческой деятельности журналиста.
- 59 И 65. Главные российские ассоциации специалистов в области со.
- 60. Общая характеристика информационных жанров.
- 61. Виды нормативных документов, регулирующих профессиональное поведение pr-специалиста.
- 62. Общая характеристика аналитических жанров.
- 63. Основные международные кодексы профессиональных стандартов в области со.
- 64. Общая характеристика художественно-публицистических жанров.
- 66. Телевизионные жанры.
- 67. Различия в задачах и функциях расо и акос в России.
- 68. Журналистское расследование.
- 69. Главные международные и национальные профессиональные объединения специалистов по со.
- 70. Профессионально-этические нормы и правила журналиста как этические категории.
- 71. Крупнейшие международные коммерческие pr-компании и сети pr-агентств.
- 72. Право на доступ к информации для журналистов и редакций сми.
- 73. Классификация pr-технологий.
- 74. Виды средств коммуникаций и эффективность воздействия каждого из них на целевые и ключевые аудитории.
- 75. Особенности использования средств коммуникации в кризисных ситуациях.
- 76 И 79. Критерии эффективности взаимоотношений со сми.
- 77. Сертификация pr-агентств и pr-специалистов.
- 78. Виды pr-мероприятий по взаимодействию со сми.
- 80. Отношения сми и ветвей государственной власти.
- 81. Различные критерии оценки эффективности со.
- 83. Роль и значение коммуникационных технологии pr-деятельности в социальной сфере.
- 85 Основные способы формирования pr-технологий в социальной сфере
- 86. Роль pr-технологий в социальной сфере.
- 87. Социальные pr-технологии: сущность, общая характеристика.
- 88 Социальный пр в сфере культуры
- 89. Понятие и особенности социальных пр-технологий (я подкорректировала вопрос, который Ксюша Бамбуля не знала, куда отнести)
- 90 Использование pr-технологий по ознакомлению общественности с деятельностью субъектов системы социальной защиты.
- 91. Особенности социального pr, основные требования, предъявляемые к нему
- 92 Понятия «имидж», «репутация», «доверие» в социальных взаимоотношениях и особенности их использования pr-специалистами.
- 93 Характеристика pr-воздействий со стороны учреждений и организаций социальной направленности.
- 94. Роль коммуникативных технологий в социальных инвестициях, деятельность pr-специалиста в их реализации.
- 96 Сми как средство pr-воздействия социального субъекта по достижению своих целей.
- 97. Виды социального pr и их общая характеристика
- 98. Роль специалиста по связям с общественностью в социальной сфере.
- 99 Типы коммуникационного взаимодействия в социальной структуре
- 100. Благотворительность и её составляющие, роль pr-специалистов в их реализации.
- 101. Долгосрочные социальные программы, роль pr-технологий в их реализации.
- 102. Массовые мероприятия в спорте, искусстве, туризме и других сферах - как инструмент внутреннего pr.
- 103.Тренинги, как инструмент внутреннего pr.
- 104. Собрания, как инструмент внутреннего pr.
- 105. Доска почета, как инструмент внутреннего pr.
- 106. Доска объявлений, как инструмент внутреннего pr.
- 107. Слухи, как инструмент внутреннего pr.
- 108. Особенности социально-ответственного бизнеса и его характеристика.
- 109. Социальный аудит: сущность, содержание, основные функции и роль pr-специалистов в повышении его эффективности.
- 110. Формы и способы установления pr-взаимодействия с некоммерческими организациями и объединениями. (не уверена)
- 111. Патронирование как pr-метод поддержания репутации организации.
- 112. Особенности методов pr-взаимодействия с некоммерческими организациями. (не уверена).
- 113. Социальные проекты: этапы разработки и роль pr-технологий в их реализации.
- 114. Функции социальных проектов и деятельность pr-специалистов в их успешной реализации.
- 115. Социальные проекты: общая характеристика, разновидности и роль pr-специалистов в их реализации.
- 116. Фандрейзинг как pr-технология: общая характеристика и особенности его применения.
- 117. Особенности pr-технологий при реализации спонсорской поддержки организации (предприятия).
- 118. Виды некоммерческих объединений и их роль при реализации pr-воздействия в социальной сфере.
- 119. Социально-политическое содержание основных функций служб по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления.
- 120. Социальные программы, как инструмент внутреннего pr.