logo
Гуревич

Выпуск электронного периодического издания

С развитием всемирной сети Интернет редакции многих бумажных газет стали выпускать свои электронные версии. Это возможно в двух вариантах. Первый из них – выпуск электронного варианта бумажного номера газеты.

Такая электронная газета обычно сохраняет дизайн и композицию ее бумажного варианта. Вслед за ее названием, номером, датой выпуска, лидом – вводным текстом, соответствующим афишке бумажного номера, следуют страницы электронного выпуска с сохранением полосных рубрик, подрубрик, заголовков, текстов и иллюстраций. Содержание электронного варианта издания обычно соответствует содержанию его бумажного номера. Все же нередко в новостные колонки электронной страницы вносят важную информацию, поступившую в редакцию после выхода бумажной газеты.

Однако уже этот электронный выпуск газеты может обладать существенными преимуществами по сравнению с ее бумажной версией. Последняя, как мы знаем, имеет строго определенный объем, что приводит к ограничению размеров ее публикаций, сокращению текстов или к переносу некоторых из них в следующие номера газеты. В электронном варианте можно при необходимости увеличивать размеры публикаций, обогащая их важными подробностями и деталями, сопровождать дополнительными иллюстрациями и даже публиковать здесь тексты, не вошедшие в бумажную газету.

Выпуск электронного варианта газеты позволяет расширить ее аудиторию: читатели, не имеющие возможности получать ее бумажные номера, но подключенные к Интернету, могут читать ее электронный выпуск. Это имеет и немалое экономическое значение, так как позволяет продвигать рекламу, публикуемую газетой, в неограниченном регионе распространения ее электронной версии и привлекать таким образом рекламодателей.

Второй вариант электронного выпуска газеты – собственно сетевое безбумажное издание. В России в сети Интернет уже выходят немало сетевых периодических изданий – gazeta.ru, polit.ru и другие газеты. Они различаются не только своим содержанием, направленностью на определенную аудиторию, но и методом их поступления к читателям.

У сетевой газеты немало преимуществ по сравнению с обычными бумажными изданиями. Первое и одно из важнейших – несравненно меньшие денежные расходы, связанные с основанием и выпуском сетевой газеты. Второе преимущество – в оперативности поступления информации к читателю. Если редакция бумажной газеты может сообщить читателям о новой информации лишь в своем очередном номере – через день или даже через несколько дней, то журналисты сетевого издания получили возможность непрерывного оповещения всей своей аудитории о произошедших событиях. Некоторые из сетевых газет сохраняют вид отдельных номеров, содержание которых непрерывно меняется и обогащается. Другие же представляют собой непрерывную ленту, подобную новостной ленте информационного агентства. Редакция подобной газеты становится реальным конкурентом обычных информационных агентств.

Третье преимущество сетевой газеты – возможность расширять и углублять раскрытие темы ее публикаций, связанное с увеличением их размеров. И с возможностью использования в сетевой публикации так называемого гипертекста, снабженного множеством ссылок, позволяющих читателю обращаться с помощью Интернета к другим текстам, получая дополнительные сведения, связанные с темой публикации. Таким образом, читатель приобретает в этой газете свободу навигации – поиска интересующей его информации в самых разных текстах.

Для такого издания характерен свободный дизайн. Иногда он сходен с дизайном бумажной газеты – с сохранением системы рубрик, тематических полос, подачи текстов и иллюстраций. Иногда же такую газету отличает свободная композиция, связанная с непрерывным обновлением новостной информации, поступающей на сервер редакции – ее главный компьютер. При этом указывается время выкладывания новой информации – ее включения в выпуск. Перед подобным изданием открывается возможность превращения в своеобразную вечную электронную газету, к которой обращается читатель в любое удобное для него время.

Процесс выпуска такой газеты потребовал перестройки структуры редакции и организации ее работы. Для редакции сетевой газеты не обязательно присутствие всех или большинства её сотрудников в офисе. Здесь должны находиться лишь специалисты-электронщики, контролирующие программное электронное обеспечение выпуска. Остальные же работники редакции – журналисты, менеджеры и др. – могут выполнять свои обязанности в соответствии с планом номера и процессом его выпуска, находясь в любом другом месте, где они могут работать на компьютере, подключенном к электронной системе газеты. Её главный редактор может руководить выпуском номера, находясь дома. Корреспондент получает возможность направить свой текст или иллюстрацию из дома или с места события, используя свой компьютер. Веб-редактор так же работает над этим текстом, редактируя его и выкладывая в номер. Веб-мастер – верстальщик поддерживает газету в сети Интернет.

Читатели электронного издания могут бесплатно получать с ее помощью разностороннюю новостную информацию или, если речь идет о специализированной газете, подписаться на нее, получая доступ к интересующей их эксклюзивной – экономической, спортивной и др. – информации.

У сетевой газеты по сравнению с бумажным изданием есть лишь один недостаток – ограниченность ее аудитории, лимитируемой количеством потенциальных читателей, владеющих компьютерами, подключенными к Интернету. Но со временем этот недостаток исчезнет.