Индивидуально-коллективный характер
Почти всегда журналист сам создает свое произведение – репортаж, статью или очерк. Процесс его работы над своим текстом подразделяется, в принципе, на этапы, характерные и для создания литературно-художественных произведений. Как и писатель, журналист сам находит материал для своего выступления в печати, тщательно разрабатывает тему. И для него самым ответственным моментом является творческий акт – написание текста. Здесь он может рассчитывать только на собственные силы и способности, – создание его произведения носит сугубо индивидуальный характер. Подобно писателю он старательно отделывает, правит свой репортаж или статью, нередко переписывает.
Но в отличие от писателя или художника журналист всегда выступает в редакционном коллективе. Его творческая личность является лишь элементом редакционной системы. Он участвует в создании коллективного произведения – выпуска газеты. Успех индивидуальной деятельности журналиста зависит и от понимания им своего места и роли в редакционном коллективе, от стремления и способности руководствоваться в своем личном творчестве задачами, стоящими перед его редакцией, учитывать направление и характер деятельности других ее сотрудников.
Более того, некоторые моменты и даже целые этапы процесса создания журналистского произведения приобретают черты коллективного труда. Это относится уже к выбору темы будущего выступления. Темы многих статей, корреспонденции, очерков и других публикаций определяются не только в результате личного предложения, заявки журналиста, которая затем подвергается коллективному и подчас длительному обсуждению – в отделе, на планерках и летучках, в редколлегии и т.д., но и руководителями журналиста – редактором, ответственным секретарем, заведующим отделом – в форме редакционного задания, в соответствии с планом работы редакции. Это задание, учитывающее место и роль будущего произведения в газете, подчас дает все основные его характеристики, указывая не только тему, но и объект отображения, характер и форму выступления, время его предполагаемой публикации и даже называя его возможных героев. Оно сообщает журналисту разностороннюю информацию о том, чего от него ждет редакция.
Однако редакционное задание оставляет журналисту достаточно широкие творческие возможности – для оригинального поворота темы, глубокой ее разработки, использования свежих фактов и др. Автор может столкнуться в жизни с реальной ситуацией, расходящейся с редакционным замыслом. В этом случае он решает, чем именно его выступление будет отличаться от задания. Основной стимул, которым он руководствуется, – воссоздать в газете правдивую картину действительности в соответствии с задачами, стоящими перед его периодическим изданием.
Коллективный характер работы над индивидуальным журналистским произведением определяется и влиянием, которое оказывают на автора другие сотрудники редакции – корректировкой хода выполнения задания. На последующих этапах работы это выступает на первый план. Заведующий отделом, в котором работает автор, и сотрудник редакционного секретариата могут совершенствовать авторский текст, выделяя главное, удаляя ошибочные положения, заменяя неудачный заголовок и т.п. Все эти изменения в тексте по идее производятся в содружестве с автором, в любом случае – с его ведома. Публикация, появившаяся в результате в газете, представляет собой индивидуально-коллективное произведение.
Исследователи журналистики утверждают, что она по самой своей природе – коллективистский тип творчества, что коллективизм пронизывает все стороны деятельности журналиста. С использованием в процессе подготовки и выпуска периодического издания Интернета и других новых технических средств значение этой особенности журналистского труда еще более возрастает.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки