Сочетание универсальности со специализацией
Несмотря на всю сложность процессов, происходящих в обществе, и невозможность для одного человека высказываться с одинаковой компетентностью по всем вопросам, относящимся к различным областям жизни, признаком профессионального мастерства журналиста все еще остается его умение выступать на разные темы и в разных жанрах. Опытного газетчика и в наши дни отличает способность быстро «переключаться», переходить от одного редакционного задания к другому. Разумеется, степень подобной разносторонности интересов и умения журналиста в значительной мере зависит от типа издания, в котором он выступает, а также от его места в редакции, должности, которую он занимает. Так, собственный корреспондент газеты вынужден быть универсалом – ему приходится писать на самые разные темы и в разных жанрах публицистики. И работа журналистов небольших региональных – городских и районных газет чаще всего приобретает универсальный характер. Но в редакциях крупных периодических изданий сотрудники все чаще приходят к специализации – в соответствии с типом и характером отделов, в которых они работают, – постепенно находя свое тематическое направление, а подчас и свой жанр.
Непрерывный процесс разделения труда в обществе, возникновение и развитие новых областей и отраслей производства и профессий требуют от журналистов специализации. Она дает возможность углубленного изучения какой-либо одной или нескольких смежных областей жизни, овладения специальными знаниями, без которых в наши дни невозможно компетентное журналистское выступление.
Под компетентностью журналиста мы понимаем и общую его осведомленность во всем круге вопросов, связанных с избранной темой газетного выступления, и знакомство с различными сторонами освещаемого предмета. Это тот круг общих и специальных знаний автора, который позволяет ему составить свое мнение о конкретной ситуации, прийти к определенному выводу, изучить актуальную проблему и предложить пути и методы ее решения. Лишь достаточная компетентность журналиста обеспечивает доказательность и убедительность его произведения, высокий уровень его воздействия на аудиторию.
Однако приходится считаться с объективным ограничением уровня компетентности журналиста. В самом деле, обычно он не в состоянии судить о каком-либо событии или явлении с той же компетентностью, с какой это делает специалист в данной области. Он не может, например, определить перспективы нового открытия в области биологии – у него не хватает для этого научных знаний, которыми обладает ученый-биолог. Не в состоянии он указать по той же причине и преимущества нового лекарства – ему приходится советоваться, консультироваться со специалистом. Это ограничение его компетентности объясняется, с одной стороны, постоянным недостатком времени, находящегося в его распоряжении. И с другой стороны, – постоянной сменой редакционных заданий. Если специалист – ученый, инженер, рабочий – постоянно углубляет и закрепляет свои знания и опыт, то журналист работает над разными темами и переходит от одной области знаний к другой. Это мешает углубленному изучению и анализу конкретной ситуации и собранного материала. И все же, несмотря на эти ограничения, компетентность журналиста должна быть достаточной для того, чтобы обратить внимание читателя на актуальность, важность освещаемого события или ситуации, помочь ему, сообщая новую информацию, понять их значение и прийти к определенному выводу.
Обеспечение достаточно высокого уровня компетентности журналиста – нелегкая, но, как показывает практика, выполнимая задача. Каждый решает ее, используя свои возможности, знания и опыт. Этому помогает специфический подход журналиста к фактам и явлениям действительности – с позиций их общественной значимости, возможность охватить конкретную ситуацию, оценить проблему в целом, в комплексе, чего обычно лишен узкий специалист. Способствует журналисту и его профессиональный опыт, приемы быстрого накопления информации, получения у специалистов знаний, необходимых для выполнения задания на новую тему, ознакомление со связанными с нею прежними публикациями в прессе и т.п. Но наилучшие возможности для повышения компетентности журналиста дает ему специализация. Постоянное целеустремленное изучение всех аспектов какой-либо области жизни позволяет ему высказываться с достаточной компетентностью, подчас не уступая специалистам. Об этом свидетельствует практика многих известных журналистов: Ю. Черниченко, специализировавшегося в освещении проблем сельского хозяйства, А. Гудимова, анализировавшего ситуации, возникавшие в различных областях экономики, и др.
Заметим вместе с тем, что в широком тематическом комплексе публикаций современной газетной прессы в России, охватывающем все стороны жизни нашего общества и государства, особое значение имеют два важнейших тематических направления. Это политика и экономика. О чем бы ни писали наши журналисты – универсалы или специализирующиеся в освещении какой-либо области жизни, работающие в редакциях самых разнотипных газет, – о спорте или искусстве, о медицине или школьном образовании, их публикации в конце концов оказываются связанными с политическими или экономическими проблемами. Эти две темы тесно связаны, переплетаются и оказывают сильнейшее влияние на освещение ситуаций и проблем, возникающих в любой тематической области. Потому что от политики и экономики зависят в конце концов развитие этих ситуаций и решение этих проблем.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки