logo
Гуревич

Планирование

Модели издания и работы редакционного коллектива конкретизируются в процессе планирования деятельности редакции и номеров периодического издания. Планирование – один из ключевых методов управления редакцией. План – одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива. Вместе с тем значение этого метода управления редакцией связано с тем, что процесс планирования принимает коллективный характер, в него вовлекаются все журналисты, каждый из которых заинтересован в содержании плана.

На протяжении длительного времени в редакциях наших периодических изданий складывалась система планирования. В нее входили редакционные планы, различавшиеся своими целями и задачами, характером, периодом их действия, структурой и другими параметрами. Фундамент этой системы составляли перспективные планы, определявшие деятельность коллектива и характер издания на длительный период – от нескольких месяцев до полугодия и даже года. На этой основе разрабатывались остальные планы: рабочие – на месяц и долее, оперативные – недельные и планы конкретных номеров и др.

Однако возникновение в нашей стране информационного рынка привело к изменению печатных периодических изданий, выходящих в России, характера деятельности их редакций и, в частности, к разрушению прежней системы редакционного планирования. Выдвижение на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. Это мотивировалось невозможностью предугадывать развитие событий сформирование политических и экономических ситуаций в условиях непрерывных быстрых изменений в жизни российского общества. От прежней системы редакционного планирования остались лишь оперативные планы – недельные, очередных номеров, а также – в некоторых редакциях – планы индивидуальной работы журналистов.

Вскоре, однако, оказалось, что отказ руководителей многих редакций от перспективного планирования приводит к отрицательным последствиям – исчезновению в газетах аналитических и проблемных публикаций, к жанровому обеднению, многочисленным просчетам и ошибкам. Оказалось, что формирование номеров из материалов, доставляемых корреспондентами в редакцию «с колес» – в последний момент перед подписью полос в печать – препятствует выходу полноценных выпусков издания и снижает его конкурентоспособность. Это приводит к переосмыслению основ планирования редакционной деятельности и к стремлению использовать наиболее ценный опыт, накопленный прежде на этом направлении отечественной периодической печатью.

Этот опыт связан прежде всего с определением критериев, которыми руководствуются при составлении плана как конкретной программы деятельности редакции. Таких критериев три: определение объекта планирования, его субъекта и периода планирования.

Устанавливая объект планирования, решают, каким будет содержание плана, какая информация должна быть опубликована в периодическом издании. Содержание плана при этом формируется по двум направлениям: тематическому и организационному. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе – организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов. Таким образом, редакционный план имеет содержательно-организационный характер.

Устанавливая субъект планирования, решают кто будет создавать план. Это, прежде всего сами руководители редакции – главный редактор, его заместители, редакционная коллегия. Они определяют направление плана, его цели и главные задачи. Они же принимают и окончательное решение, утверждая план, который становится документом – основой работы всего коллектива. Такое общее планирование – важный компонент процесса руководства редакцией.

В роли субъекта планирования выступает секретариат редакции. Он формирует общередакционные планы, которые затем представляет руководству на рассмотрение. Секретариат разрабатывает и некоторые специальные планы – газетных кампаний и др. Субъектом планирования является и каждый отдел редакции, где создается план его работы. Наконец, каждый журналист активно участвует в составлении плана его индивидуального труда. Так, руководя процессом планирования в редакции, определяют кто, на каком уровне и для кого должен составлять планы.

Последний критерий – период планирования, т.е. время действия плана. Все редакционные планы разделяются на долгосрочные, среднесрочные и оперативные. В плане работы огромную роль играет временной фактор. В долгосрочном плане он определяет лишь период – перспективу. В других планах время конкретизируется – до определенных дат и сроков – сдачи материала, выпуска номера и т.д.

Редакционному плану предъявляют жесткие требования: он должен соответствовать целям и задачам периодического издания, его модели, входить в систему планирования, обеспечивать ее конкретность и оперативность. В каждой редакции разрабатывают свою систему планирования, соответствующую особенностям издания и коллектива, который обеспечивает его подготовку и выпуск. Шаблон здесь недопустим. Если в редакции ежедневной газеты возможна разработка квартального перспективного плана, на основе которого строятся все рабочие планы, то в редакции еженедельного издания планирование идет от перспективного плана к планам каждого номера.

Немалую роль в этой системе могут играть специальные планы – тематических, целевых номеров и др. С помощью методов программно-целевого планирования создают планы коллективных редакционных акций, прежде всего кампаний, целевые программы освещения важных тематических направлений, например выборных кампаний, и др. Обычно эти планы и акции охватывают большой период и способствуют целеустремленности работы коллектива.

Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах, поставленных как перед подразделениями коллектива, так и отдельными журналистами. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта. Наименее детализирован перспективный план, в нем подчас ограничиваются указанием основных тематических направлений публикаций. Несравненно конкретнее рабочие, особенно оперативные планы – недельный и отдельного номера. План отдела детализированное общередакционного плана. Как и недельный план редакции, он должен давать основу – информацию для реального задания журналисту, содержащего основные характеристики его будущего выступления.

Все редакционные планы строятся на рубриках периодического издания, особенно на постоянных и долговременных. Эти рубрики – остов, скелет плана, они обозначают его главные направления, тематические разделы.

Оперативность – не только особенность труда журналиста, но и процесса редакционного планирования. Обычно на составление нового плана отделу и секретариату редакции дается весьма ограниченное время – всего несколько дней. Лишь при разработке планов газетной кампании или другой долговременной акции это время может быть увеличено.

Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов. Без такого контроля большая часть плана может остаться на бумаге или в памяти компьютера. А руководство редакции, в частности ее секретариат, рискует лишиться информации, необходимой для обеспечения процесса непрерывного планирования работы коллектива.

С выходом средств массовой информации на информационный рынок в систему планирования деятельности газетной редакции вошел новый элемент – бизнес-план. Он определяет все стороны организации работы редакции как коммерческого предприятия, направленной на получение доходов и укрепление его финансовой базы. Изучение бизнес-планирования редакционной деятельности предусмотрено программой курса экономики средств массовой информации.