Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
ЦЕЛИ – Прочитав эту главу, вы получите представление:
• о целях редакционной акции;
• о газетной кампании, ее видах и ее организации;
• об особенностях обсуждения в газете.
Кроме известных нам методов руководства и управления редакционным коллективом, применяются различные формы организации редакционной деятельности. Их общей основой является кооперирование, объединение усилий нескольких журналистов или подразделений редакции.
Это объединение происходит, прежде всего, в процессе планирования работы коллектива, постановки задач его творческих отделов, технических и коммерческих служб и последующего определения индивидуальных заданий журналистов и других сотрудников редакции.
В ходе управления коллективом используют также разные виды редакционной акции. Под нею понимают коллективные действия нескольких журналистов или творческих подразделений редакции, направленные на достижение единой достаточно крупной цели. Такие акции могут иметь общий или частный характер. В последнем случае цель акции – проведение какого-либо организационного мероприятия. Примером может служить написание отчета о праздничной демонстрации, репортажа о народном гулянии или о спортивных состязаниях на очередной олимпиаде. Как правило, такие отчеты и репортажи готовит группа в составе нескольких репортеров.
Для проведения редакционной акции могут объединяться и два-три журналиста. Так, редакция газеты «Труд» нередко направляла спецкора туда, где работал собкор газеты, с заданием вместе написать критическую корреспонденцию или проблемную статью. А в редакции «Известий» практиковали объединение нескольких собкоров, работавших в соседних регионах. Они коллективно готовили масштабное выступление на темы экономики или морали.
Частные акции помогают организовать работу лишь нескольких журналистов или небольшого подразделения редакции. Распространенная форма такой акции – подготовка тематической или целевой полосы журналистами творческого отдела. Несравненно большее значение имеют общие акции. Нередко они определяют деятельность всего коллектива или большей его части. В их ходе перед редакцией встают крупные задачи. К таким акциям относятся кампания и обсуждение.
Кампания – это комплекс публикаций и организационных мероприятий редакции, посвященных одной общезначимой проблеме или актуальной теме. Цель кампании – вовлечение масс читателей в решение этой проблемы или в обсуждение этой темы. Это важнейшая форма коллективной акции в любой редакции. Одновременно это один из главных методов организации деятельности редакции и вместе с тем организации материалов в периодическом издании. Редакция всегда ведет какую-либо кампанию, а нередко и несколько одновременно: одну – главную, другую – на втором, не столь важном направлении. Значение кампании связано, в частности, с тем, что правильное ее ведение обеспечивает целеустремленность периодического издания и работы всего редакционного коллектива.
Кампания охватывает длительный период – от нескольких недель до нескольких месяцев и дольше. Тип, характер и длительность кампании определяются ее целью. Политические газетные кампании, связанные с важными событиями в политической жизни страны и общества – выборами президента, депутатов Государственной Думы или мэра крупного города, обычно продолжаются длительное время. Столь же продолжительной может быть и экономическая кампания, посвященная, например, изменению налоговой системы в стране. Но сезонная кампания, связанная, например, с проведением очередных сельскохозяйственных работ – севом или уборкой урожая, ограничивается их началом и окончанием.
Поскольку проведение кампании определяет деятельность всей редакции или значительной ее части, в подготовку, планирование, организацию и подведение итогов этого мероприятия включается все руководство коллектива. В редакции создается группа, разрабатывающая план кампании, определяющая её этапы, время и характер кульминации, формы завершения, предлагающая рубрику кампании и, главное, роль разных отделов и других подразделений коллектива в ее проведении. Редколлегия или редакторат обсуждает этот план и затем контролирует его реализацию.
Другая форма масштабной редакционной акции – обсуждение. Оно имеет много общего с кампанией. Оно также может продолжаться длительное время. Поводом для него обычно служит обнародование какого-либо важного законопроекта или другого документа. Оно дает возможность выяснить отношение читательской аудитории печатного издания к новому проекту и повлиять на формирование общественного мнения. Часто такое обсуждение проводится в ходе газетной кампании, составляет ее неотъемлемую часть. И все же они различаются своими целями: если у кампании это постановка актуальной проблемы, поиск путей и средств ее решения, то цель обсуждения – выяснение и формирование общественного мнения.
Эффективность кампании или обсуждения повышается, если в их проведение включаются несколько редакций различных средств массовой информации – газет, телевидения и радио. Обычно их руководители согласовывают план своих действий и ведут такую совместную кампанию к достижению общей цели.
* * *
Все направления деятельности редакционного коллектива нацелены на главное – на подготовку и выпуск номеров периодического издания. Поиск, сбор, хранение и использование информации, проведение коллективных акций редакции, ее работа с читателями – формирование ее актива, массовая деятельность и работа с редакционной почтой необходимы лишь для того, чтобы обеспечить оптимальное функционирование редакционной системы, безотказную деятельность всех ее элементов, ритмичный выпуск газет.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки