Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
№ ____ от «__» ______ 2000 г.
В крупных газетных редакциях, как мы знаем, нередко создают дежурную службу выпуска, которой руководит ведущий редактор номера или исполняющий его обязанности заместитель ответственного секретаря. Обычно ее формируют из журналистов, представляющих те отделы редакции, материалы которых публикуют в очередном номере.
Однако во многих редакциях крупных периодических изданий перешли к выпуску номеров на новой мощной технической базе, соответствующей современным требованиям. Так, в редакциях ежедневных газет «Известия», «Комсомольская правда», «Время новостей» и других, стремящихся ускорить процесс выпуска номеров, провели полную компьютеризацию, создав свои системы, объединяющие компьютеры всех журналистов и технических сотрудников. В секретариате такой редакции на базе компьютеров журналистов и руководителей отделов работает электронный «каталог» всех номеров, выходящих в течение недели. В его программу заложены заявки и задания всех отделов редакции и ведущих журналистов – обозревателей, специальных и собственных корреспондентов и других – по темам, жанрам, объему материалов, полосам номера, дню и времени их сдачи в секретариат и другим характеристикам. В «каталоге» находится и рубрикатор – перечень всех тематических и служебных рубрик, используемых в данной газете. С помощью электронного «каталога» сотрудники секретариата могут контролировать процесс подготовки каждой полосы номера, следить за работой каждого отдела и автора. Компьютер показывает и крайний срок завершения работы и сдачи текста или иллюстрации для текущего номера по графику его выпуска, окончания подготовки полосы, ее корректорской вычитки и подписи главным редактором. После этого электронная полоса номера переходит на другой компьютер, где производится верстка номера, его полиграфическая подготовка. С помощью Интернета готовые и подписанные полосы номера уходят в типографию, где печатают тираж газеты.
Заметим, что подобная компьютерная система вносит серьезные изменения не только в процесс выпуска номера, но и в организацию работы журналистов и технических сотрудников редакции. Во-первых, это означает необходимость непременного овладения всеми журналистами и техническими сотрудниками редакции процессом работы на компьютере. Не владеющие навыками такой работы неизбежно будут задерживать реализацию графика подготовки и выпуска номера. Во-вторых, переход к использованию в редакции новейших технических средств приводит к возрастанию требований к журналистам. Это требования, прежде всего к общей культуре и грамотности сотрудника редакции. Малокультурный человек, плохо разбирающийся в современных жизненных ситуациях, не сумеет успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи и, в частности, эффективно использовать новейшую технику, находящуюся в его распоряжении. В-третьих, эта система создает возможность, а нередко и необходимость перехода от индивидуальной работы журналиста над текстом к коллективной – конвейерной его подготовке, которая уже давно используется на Западе в большинстве редакций печатных периодических изданий. При этом первичная оперативная информация, полученная, например, собственным или специальным корреспондентом с места события, передается с его компьютера по Интернету в редакцию, где поступает на компьютер корреспондента отдела. Последний дополняет и обогащает ее информацией, связанной с темой сообщения, хранящейся в электронном банке данных или получаемой из другого источника. Обогащенный таким образом текст передается на компьютер журналиста-заголовочника, который быстро придумывает название будущей публикации. Она появляется на газетной полосе под несколькими – двумя или тремя подписями журналистов, участвовавших в ее подготовке.
Компьютерная система выпуска номера газеты приводит, в-четвертых, к изменению уровня ответственности участников подготовки публикаций периодического издания. Каждый из них получает ограниченные права – доступ на работу в компьютерной сети редакции лишь на определенном уровне, соответствующем его роли и обязанностям в процессе выпуска номера. Такой порядок вводится для предотвращения неожиданного вмешательства в текст, поправок на любом этапе его прохождения в сети и неизбежного нарушения графика выпуска. Лишь руководители выпуска номера – главный редактор, ответственный секретарь и его заместитель, ведущий номер, имеют неограниченное право вмешательства в процесс выпуска на любом его этапе. К ним присоединяются также директор компьютерного центра редакции и системный администратор. Последний отвечает за состояние всей компьютерной сети редакции, за ее безотказную работу. Таким образом, переход к новой технологии выпуска газеты приводит, наконец, и к изменениям в коллективе редакции, появлению в ее составе новых обязанностей и соответствующих им должностей.
В графике выпуска следует предусмотреть ситуации, связанные с необходимостью обновления информации, поступающей от собственных корреспондентов газеты, информационных агентств и из других источников оперативных сообщений. Нередко, если речь идет о крупных массивах эксклюзивной информации – о выступлении руководителя государства, интервью с известным политиком, смерти популярного писателя или артиста и т.п., это приводит к решениям о переверстке целых полос номера. Компьютерная система редакции позволяет решать подобные задачи, приводившие ранее к срыву графика выпуска и опозданиям поступления газеты к ее читателям, за несравненно более короткое время. Снятые с номера тексты и иллюстрации возвращаются в электронную память компьютерной системы редакции и могут быть использованы, если они не утеряли актуальности, в следующих номерах. Особое значение это имеет для газет, выходящих в течение дня несколькими выпусками.
Новые технологии раскрыли возможности для децентрализации выпуска крупнотиражных печатных периодических изданий. Распространение таких газет, как «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец», «Известия», или еженедельник «Аргументы и факты», тиражи которых исчисляются сотнями тысяч или даже миллионами экземпляров, может быть обеспечено только рассредоточением печати номеров по регионам в соответствии с количеством потенциальных читателей в каждом из них. По сети Интернет на полиграфическое предприятие, находящееся в региональном центре, передаются полосы очередного номера, тираж которого поступает к подписчикам и в газетные киоски. Так, например, почти трехмиллионный тираж еженедельника «Аргументы и факты» печатают вместе с региональными приложениями в 64 городах различных республик, краев и областей России и других государств СНГ – от Алма-Аты до Ярославля. К тому же методу децентрализации выпуска и распространения номеров газеты прибегает и редакция газеты «Известия», тираж которой печатают в 26 городах – столицах и региональных центрах России и других стран.
С другой стороны, редакции небольших местных изданий – городских и районных газет, не имеющие технической базы, позволяющей им обеспечить выпуск и распространение своих изданий на достаточно высоком оформительском и полиграфическом уровне, могут найти выход в использовании централизации выпуска газеты. Подготовив очередной номер, такая редакция может передать его тексты, иллюстрации и макет с помощью Интернета на полиграфическое предприятие, находящееся в областном центре или в другом крупном близлежащем городе. Выпуск номера и печать его тиража обеспечивает находящийся в типографии выпускающий – сотрудник редакции, которому передают право подписи номера в печать. Правда, после этого возникают проблемы, связанные с доставкой тиража газеты в редакцию и её распространением.
- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки