Особенности жанров газетной публицистики
Текстовые публикации в газете различаются содержанием и формой. Один из важнейших элементов формы публикации – ее жанр. Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Эти особенности жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр для своей публикации, он вынужден считаться с его особенностями и возможностями.
Жанры существуют не только в журналистике. К таким же устойчивым содержательным формам произведений обращаются и в других областях творческой деятельности. Известны литературные жанры: в прозе это рассказ, новелла, повесть, роман, в поэзии – стихотворение, поэма, ода и др. Композиторы избирают для своих произведений музыкальные жанры – сонату, симфонию, концерт, оперу и др. И ученые используют устоявшиеся во времени жанры научных произведений – статью, доклад, диссертацию и др. Выбор определенного жанра помогает автору произведения в процессе сбора материала, его обработки, достижения намеченной цели.
В каждой области творчества жанры имеют свою специфику. Это относится и к журналистским произведениям – к публикациям всех известных нам типов в печатных периодических изданиях. И, прежде всего к жанрам газетной публицистики.
Появление того или иного жанра, его развитие объясняется, прежде всего, потребностью в нем. Как и рождение первых газет и журналов объясняется возникновением и усилением информационных запросов представителей определенных социальных групп, формировавшихся в наиболее развитых европейских странах. Не следует думать, что известные нам сейчас жанры публицистики были когда-то выдуманы, разработаны кем-то из журналистов, пытавшихся осмыслить процесс своей деятельности. В действительности каждый из жанров публицистики возникал в результате реакции на рождение информационных запросов читателей печатных периодических изданий. Спрос на журналистскую информацию рождал предложение журналистских текстов, отличавшихся определенными особенностями. С возникновением международного рынка купцы, торговцы и предприниматели испытывали потребность в информации о производстве различных товаров и их ценах в разных странах и городах, о прибытии в порты кораблей с заморскими товарами, о столкновениях между армиями различных государств, о смене правителей и т.п. Издатели газет удовлетворяли эту потребность, публикуя в них сжатые сообщения о важнейших политических и экономических событиях, происходивших в тех странах, где они находились. Так возник жанр, который позже был назван заметкой. Когда во время столкновений протестантов и католиков в Европе, с усилением буржуазии, стремившейся к политической власти, у нее возникла потребность в идеологическом оружии, это быстро привело к появлению текстов, распространявшихся в форме листовок и плакатов, а затем и газетных публикаций, позже названных памфлетами. Так рождались и формировались и другие жанры публицистики.
Этот процесс продолжается и в наше время, приводя к возникновению новых жанровых форм.
Чем же обусловлено использование жанров публицистики в печатных периодических изданиях? Что влияет на выбор журналистом того или иного жанра в газете? Жанровая система ее публикаций формируется под воздействием ряда факторов – объективных и субъективных. К первым относятся тип и уровень издания, особенности его читательской аудитории, периодичность выхода номеров и состав творческого коллектива. Ко вторым – профессиональный уровень журналиста, его творческие интересы, повод для работы над текстом: редакционное задание или самостоятельный выбор объекта исследования. И в частности, понимание роли каждого жанра и его специфики.
Профессиональный журналист обязан владеть подавляющим большинством жанров публицистики – за исключением некоторых, для обращения к которым требуется особый творческий дар. Например, для того чтобы написать настоящий фельетон или памфлет, журналисту нужен сатирический талант, – не каждый может назвать себя сатириком. Однако на практике большинство журналистов ограничивает себя обращением к нескольким самым популярным жанрам публицистики, а некоторые даже специализируются на использовании одного-двух жанров. Заметим, что некоторые должности творческих работников редакции предполагают использование ими определенной ограниченной жанровой «палитры». Так, газетный обозреватель обычно публикует обозрения, статьи и комментарии, а репортер выступает как автор оперативных заметок, репортажей, отчетов и интервью, – статей и обозрений он не пишет. В крупной редакции могут работать и «узкие специалисты», выступающие лишь в одном жанре, – фельетонисты, интервьюеры или даже рецензенты. В течение нескольких десятков лет отделом информации редакции газеты «Московская правда» работал Лев Колодный, публиковавший только репортажи, посвященные лишь одной теме – о Москве и москвичах.
Выбор той или иной жанровой формы диктуется не только требованиями редакционного плана и творческими интересами журналиста, но и ее особенностями, признаками. К ним относятся: назначение жанра, объект, предмет и методы отображения, выразительные средства, стилистика текста и роль автора.
Важнейшее значение имеет, конечно, назначение, функция жанра. Назначение заметки – сообщение новости, оперативной информации. Назначение репортажа – рассказ о событии его очевидца или участника. Выбор корреспонденции определяется ее назначением – формы анализа конкретной ситуации. Когда автор ставит перед собой задачу создания публицистического образа человека, он обращается к очерку. Когда ему нужно выступить против социального зла, раскрыть отрицательные черты характера человека, он избирает жанр фельетона. Журналист знает или интуитивно постигает целевое назначение различных жанров и обращается к ним в соответствии с задачей, которую решает. Ошибочный выбор жанра его выступления в газете может помешать ему успешно выполнить полученное задание. Он не сможет, например, передать свое впечатление от встречи с интересным человеком в корреспонденции, ему придется для этого написать зарисовку или даже очерк.
У каждого жанра публицистики – свой объект отображения. Это та область реальной действительности, которую исследует автор текста. Газетный репортер может написать репортаж обо всем, что он увидел, что происходило на его глазах, – о героическом поступке и о природном катаклизме, тематика его выступлений не ограничена – в соответствии с теми событиями, свидетелем которых он являлся. Обозреватель раскрывает в своем обозрении панораму событий, происходивших в течение определенного периода в определенной области жизни – политики или экономики. Объект отображения в произведениях рецензента – литературная жизнь или то, что происходит в другой области искусства.
Однако при обращении журналиста к определенному жанру объект отображения конкретизируется в предмете отображения. Информационная заметка посвящена конкретному факту. Автор репортажа сосредоточивает свое внимание на показе события, его развития. В статье раскрывается определенная идея или анализируется актуальная проблема. Интервьюера интересует мнение человека, у которого он берет интервью, о событии или ситуации. А очеркист стремится раскрыть характер своего героя, важнейшие черты его психологии, объясняющие его действия в конкретной жизненной обстановке.
Жанры различаются и особенностями своей стилистики. Заметка пишется предельно сжато и просто, в ней нет ничего лишнего. Иной стиль у репортажа – его автор использует яркие эпитеты, красочные сравнения, детали и подробности, его рассказ динамичен и эмоционален. Для стиля статьи характерны деловитость, насыщенность размышлениями, опора на факты. Раскрывая свою мысль, автор стремится убедить читателя в своей правоте, приводя аргументы, подтверждающие его выводы. Приступая к написанию очерка, журналист обращает внимание на образность своего языка и стиля, его текст во многом сближается с художественным произведением, отличаясь от него, однако, в главном – он строго документален, в нем нет места вымыслу. А для фельетона характерно активное использование сатирических средств – иронии и насмешки, гиперболы, сарказма и гротеска.
Без учета важнейших особенностей стилистики различных жанров публицистики трудно создать журналистский текст. Конечно, и в статье можно использовать ироничное сравнение или гиперболу и даже в заметке вспомнить об известном литературном образе, но для этих жанров подобная стилистика нехарактерна. А вот без опоры на детали и подробности того, о чем рассказывает репортер, ему не удастся обеспечить эффект присутствия читателя на месте события и создать настоящий репортаж.
Еще более важна роль различных выразительных средств при обращении к тому или иному жанру публицистики. В ее текстах используют факты, понятия и образы. Их можно уподобить кирпичам, из которых возводят здания. В публицистике это журналистский факт, представляющий собой отражение реального факта. Понятие – результат осмысления факта, воплощающийся в определенную мысль, идею, рассуждение и т.п. Образ в публицистике – сжатое отображение какого-либо реального объекта – предмета, человека, ситуации, позволяющее быстро получить представление о его важнейших чертах и особенностях. Эти выразительные средства используются в разных жанрах в различных сочетаниях. Публицистика фактологична, факты составляют основу всех ее жанров. Специфика жанра, избранного автором, определяется прежде всего его назначением и использованием различных выразительных средств.
- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки