logo
Гуревич

Система управления редакцией

Редакционный коллектив, как нам известно, представляет собой динамичную саморазвивающуюся систему. Как каждая система, она функционирует лишь тогда, когда ею управляют. Процесс управления редакцией происходит в соответствии с определенными правилами и с использованием различных методов управления. В совокупности они представляют систему управления редакционным коллективом.

Правила управления редакцией сформулированы в ее уставе. Как мы уже знаем, этот документ определяет все важнейшие характеристики редакции – ее отношения с учредителем периодического издания, их взаимные права и обязанности, полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции.

Устав содержит положения, определяющие правовые основания передачи и (или) сохранения права на название издания, а также юридические последствия смены учредителя, основания и порядок прекращения деятельности СМИ, реорганизации или ликвидации редакции, изменения её организационно-правовой формы.

Если редакция действует как предприятие, то ее устав может одновременно являться уставом этого предприятия и должен соответствовать законам о предприятиях и предпринимательской деятельности.

В целях оптимизации управления редакцией могут разрабатываться на основе ее устава и другие документы, уточняющие структуру коллектива, функции и обязанности его звеньев и каждого сотрудника. Редакционная практика показала пользу подготовки подобных положений и памяток, направленных на обеспечение нормальных деловых взаимоотношений руководителей коллектива и остальных сотрудников.

Процесс управления редакцией носит циклический характер. Совокупность этапов этого процесса называется управленческим циклом. В редакции управленческий цикл разделяется на два взаимосвязанных этапа. Первый из них – этап руководства, второй – этап собственно управления. Они различаются не только временной характеристикой, охватом сторон редакционной деятельности, характером входящих в них операций и значением в организации работы коллектива, но и методами управления, которыми пользуются руководители редакции.

Этап руководства редакцией включает определение стратегии редакционной деятельности, выработку и выбор решений, организацию их выполнения, общий контроль и подведение итогов. Конкретно это означает: сбор информации, необходимой для определения целей и задач работы редакции на длительный период, перспективное планирование и моделирование редакционной деятельности, выработка и принятие решений – коллективно или единолично – руководителем редакции, организация их выполнения – информирование коллектива о перспективах его работы и постановка перед руководителями его подразделений главных задач на длительный период. К нему относятся также регулярный контроль и проверка выполнения планов и решений, периодическое подведение итогов работы коллектива и его важнейших звеньев за относительно большие отрезки времени, сбор информации, требующейся для начала нового этапа руководства редакцией. Этот этап определяет стратегию деятельности редакции. Ее разработкой, как мы знаем, занимаются под руководством главного редактора газеты его заместители и редакционная коллегия.

Эта стратегия конкретизируется и реализуется на втором этапе управления редакцией. Он определяет повседневную конкретную работу коллектива и включает: уяснение задач, стоящих перед редакцией на ближайшее время, оперативное планирование подготовки и выпуска номеров издания, принятие решений, получающих форму заданий отделам – их руководителям и журналистам, координирование и регулирование их действий, повседневный и периодический контроль исполнения решений, подведение итогов работы и получение новой информации на ближайшее время. Этот этап определяет тактику деятельности коллектива. На нем важнейшую роль играют секретариат редакции и руководители ее подразделений. Разумеется, при необходимости главный редактор и редколлегия включаются в процесс повседневного управления подготовкой номеров издания – давая конкретное задание, внося изменения в материалы, меняя местами публикации и т.п. В небольшой редакции местной – городской или районной газеты деятельность главного редактора приобретает более предметный характер. Однако редактор крупной ежедневной газеты не имеет возможности входить в детали процесса подготовки и выпуска ее номеров, это остается заботой ответственного секретаря. И методы управления редакцией, которые они используют, различаются своими особенностями.