Оперативность и непрерывность
Фактор времени играет огромную роль в процессе духовного производства. Еще молодой Маркс заметил, что время, имеющееся в распоряжении автора, определяет не только объем и построение, но и характер его произведения. К журналистике это имеет прямое отношение: для нее характерно весьма большое ограничение времени, находящегося в распоряжении автора. Планирование редакционной деятельности, производственно-творческий характер труда означают для сотрудника редакции необходимость точно выдерживать срок представления своего произведения. Этот срок, установленный редакционным заданием, обусловливает степень глубины разработки темы журналистом, совершенствования формы его произведения. И если он нарушит этот срок, уменьшится актуальность его выступления и публикация в газете окажется нецелесообразной.
Сжатые сроки не снижают, однако, требований к уровню журналистского произведения – к его содержанию и форме. Нередко журналисту приходится дорабатывать и даже переписывать свою статью или корреспонденцию. Но в любом случае у него не будет для этого даже небольшой части того времени, которым располагает ученый или писатель. И если, например, Л.Н. Толстой писал роман «Война и мир» семь лет (1863–1869), а с момента возникновения у него замысла этого произведения прошло тринадцать лет, если А.Н. Гончаров годами вынашивал план романа «Обрыв», то время, имеющееся в распоряжении журналиста, измеряется не годами и даже не месяцами, а днями и даже часами. Автору проблемной статьи или очеркисту обычно предоставляют для подготовки своего произведения от силы две-три недели. И нередко репортер собирает материал для своего репортажа и пишет его в течение нескольких часов – в очередной номер.
Быстрота передачи социальной информации массовой аудитории, оперативность журналистского труда приводят, однако, и к некоторым нежелательным последствиям. Из-за недостатка времени журналист не может изучать действительность с той же глубиной и обстоятельностью, как это делает, например, ученый. Это не означает, конечно, что сотрудник редакции имеет право сдавать руководителю отдела или ведущему редактору небрежно написанную поверхностную корреспонденцию. Наоборот, это означает лишь, что он обязан в отпущенное ему время разработать тему своего выступления с наиболее возможной доказательностью и придать ему возможно более совершенную форму.
На самом деле журналист работает постоянно. Бесконечна цепь редакционных заданий, не прерывается творческий процесс их выполнения. Никогда не исчезает психологическая нагрузка, которую испытывает сотрудник редакции, чувство его ответственности перед читателем. Даже покинув редакцию и возвратившись домой, он чаще всего продолжает заниматься своими профессиональными заботами – обдумывает характер предстоящей встречи, набрасывает план очередного печатного выступления или ищет заголовок для своей корреспонденции. Колеблется лишь интенсивность этой нагрузки – в зависимости от сложности получаемых заданий. Степенью этой интенсивности, непрерывностью своего труда журналисты резко выделяются среди представителей других видов творческой деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки