Нормирование труда и учет его результатов
Этим методом управления в основном пользуется секретариат. Поскольку редакционная деятельность носит производственно-творческий характер, в область журналистского труда введены нормы.
Редакционный план дает журналистам некоторые предпосылки для нормирования их работы. Он содержит характеристику как количественных, так и качественных параметров будущих публикаций: их объем, тематику, жанровые особенности и др. В определенном смысле нормирование является элементом планирования. Но этого недостаточно для учета результатов работы журналистов, необходимо точно определять вклад каждого из них в итоги коллективного труда. Нормы должны применяться для учета результатов, как индивидуального труда, так и коллективной работы подразделений редакции – ее отделов и служб.
В редакционной практике широко применяют количественные нормы. Руководители редакции, например, устанавливают количество материалов и их общий объем – в страницах, которые отдел должен сдать в течение недели или квартала. Они определяют также объем материалов – количество наборных строк, – которые обязан сдать каждый журналист за определенный период. Иногда нормы указывают количество строк текста, которые обязан сдать каждый журналист для очередного номера. В некоторых редакциях норма составляется из двух частей – общего объема в строках, количества и жанров сдаваемых материалов. В последнем случае она определяет и качественную сторону работы журналиста.
В некоторых редакциях нормирование работы журналистов получает столь важное значение для обеспечения процесса подготовки и выпуска очередных номеров издания, что от выполнения установленных норм во многом зависит место и роль сотрудника в коллективе. Например, в редакции «Известий» сотрудника, систематически не выполняющего количественные нормы сдачи материалов, стремятся заменить более трудоспособным работником.
Нормирование работы отделов и труда журналистов в принципе должно носить конкретный, даже сугубо индивидуальный характер и быть обусловлено количеством сотрудников отдела, способностями, опытом и умениями каждого из них. Однако, представляя себе сложность такой задачи, главный редактор и ответственный секретарь обычно устанавливают средние нормы, приемлемые для большинства журналистов. Важно лишь проследить за тем, чтобы эти количественные нормы были достаточны для обеспечения нормального процесса подготовки издания и в то же время не были бы завышены, чтобы не лишить труд журналиста творческого характера.
Нормирование труда журналиста и работы отделов предполагает организацию учета их результатов. Для этого используются различные средства. Во многих редакциях, особенно небольших местных изданий, в течение ряда лет применяли так называемую балльную систему, при которой журналисту за каждую публикацию, а также за каждый вид работы, связанной с выполнением его обязанностей (подготовку к печати материала внередакционного автора, организацию встречи за «круглым столом» в редакции и т.д.), начисляли определенное количество баллов. За ошибки в публикациях, срыв сроков выполнения задания и т.п. у него снимали баллы. В конце определенного периода – квартала, полугодия и др. – суммировали количество баллов и определяли результаты работы каждого журналиста и творческих подразделений редакции.
Балльная система позволяла учитывать не только количественную, но и качественную сторону журналистского труда, обеспечивала сравнимость результатов, гласность учета и, таким образом, влияла на эффективность управления коллективом. Однако она довольно сложна, требует немалого времени для подсчета всех показателей и не ликвидирует полностью субъективный подход в оценке различных сторон журналистского труда. Ее применение облегчается с созданием в редакции компьютерной системы и сосредоточением сбора и обработки всех получаемых данных в одних руках, например, у одного из заместителей ответственного секретаря. Об итогах своего анализа он может регулярно сообщать главному редактору или на редколлегии.
Нормирование, учет и сравнение результатов – предпосылки организации творческого соревнования в редакционном коллективе. Оно также представляет собой метод управления его работой. В нем могут принимать участие как отделы и службы редакции, так и журналисты, технические и коммерческие сотрудники. В редакционной практике применяли множество форм творческого соревнования – конкурсы на лучшее освещение какой-либо темы, на лучший репортаж, статью или обозрение, на оперативность информации и т.д. И хотя в условиях информационного рынка это соревнование все чаще принимает форму жесткой конкуренции между сотрудниками редакции, не следует отказываться от тех его форм, которые могут и ныне повысить эффективность работы коллектива, обеспечить конкурентоспособность издания.
Но действенность этого метода управления будет обеспечена при трех условиях. Во-первых, если регулярно, с определенными интервалами будут гласно подводиться итоги соревнования. Во-вторых, если итоги будут подводить авторитетные и объективные работники редакции. И, в-третьих, если будет разработана система условий, удовлетворяющая весь коллектив.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки