Сетевой график газеты
(вариант недельного сетевого графика городской газеты, выходящей 5 раз в неделю на четырех полосах формата А2)
Моделирование помогает проведению различных коллективных акций и массовых мероприятий редакции. Полезно, например, разработать модель проведения кампании. Она получит вид описания, в котором разработаны все ее основные компоненты и этапы – подготовка, планирование, организация (начало, развитие, кульминация, завершение, подведение итогов).
Однако моделирование работы редакции или ее подразделения даст ожидаемые результаты лишь при соблюдении нескольких условий. Первое из них – достаточная конкретность модели. Слишком общая модель, например сетевой график, в котором отсутствуют основные характеристики работы коллектива, пользы не принесет, так же как излишняя детализация модели, ее перегрузка множеством характеристик даст не наилучший эффект. Очевидно, в каждой редакции надо найти свою – оптимальную для данного коллектива – меру моделирования его деятельности. И второе условие – обязательность модели для всех членов коллектива. Она становится законом редакционной жизни. Контролем выполнения сетевого графика, эффективности модели работы редакции обычно занимается секретариат.
Что касается моделирования творческого процесса создания журналистского произведения, индивидуального труда журналиста, то эта задача представляется весьма сложной. Слишком много субъективных факторов приходится учитывать при ее решении: способности авторов, их профессиональный опыт, оперативность, особенности характера и т.д. Можно выделить лишь основные этапы и моменты этого творческого процесса: определение темы будущего выступления, методов сбора информации, ее анализа и обобщения полученных результатов и т.д. На этой основе можно дать лишь примерные рекомендации направления и характера действий при подготовке материалов в разных жанрах и формах.
Модель периодического издания. Речь идет о его долговременной модели. В ней даны все его важнейшие характеристики. Такая модель формируется с учетом многих факторов, прежде всего – целей и задач издания, его типологической специфики, особенностей аудитории, характеристики редакционного коллектива – его возможностей и др. Эта общая модель состоит из трех главных частей – содержательной, композиционной и графической.
Важнейшая из них – содержательная модель издания. Она должна давать ответ на вопрос – что следует публиковать в периодическом издании, какие стороны жизни общества отображать. Это основа моделирования газеты. В ней определяют цели и задачи издания, содержание его публикаций – главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют содержательно-тематической). Модель раскрывает и структуру содержания газеты – связи важнейших тематических направлений, их «удельный вес»: значение, соотношение, пропорции между материалами, отображающими разные стороны жизни и предназначенными для всей аудитории или для каждой из ее основных групп. Одна из сторон модели – определение характера и роли материалов издания – информационных, аналитических и проблемно-постановочных, критических и пропагандирующих положительный опыт, и соотношения между ними. И не случайно из-за сложности содержательной модели издания ее часто разрабатывают в форме развернутого описания.
На основе содержательной модели издания создается его композиционная модель. Она определяет организацию содержания газеты, ее основные тематические разделы и рубрики. Это означает, во-первых, их распределение во времени – по номерам, выходящим в разные дни недели или в разные недели месяца. И, во-вторых, их размещение в пространстве – на страницах номера, в той или иной части страницы.
Композиционная модель может представлять собой описание. Но чаще ее фиксируют в форме сетевого графика, где указывается номер и его полоса, на которой размещается та или иная рубрика издания.
Графическая модель газеты строится на основе композиционной модели. Она фиксирует все важнейшие характеристики дизайна издания, его внешнего «лица», главные элементы его графической формы – особенности верстки, иллюстрирования, основные текстовые и титульные шрифты и др. С помощью графического моделирования достигается постоянство художественно-технического оформления издания, его привычного для читателя дизайна, предотвращается субъективизм и вкусовщина.
Эта модель также получает форму описания. Нередко, однако, она фиксируется и в виде макетов-стандартов каждой полосы газеты, которые собирают в особый альбом или закладывают в память компьютеров, на которых работают сотрудники редакционного секретариата. Применение таких стандартных макетов упрощает управление процессом выпуска газеты.
На практике моделирование периодического издания чаще всего начинают с разработки его композиционной и графической моделей, что значительно проще, чем создание содержательной модели. Поэтому в литературе, посвященной моделированию периодических изданий, нередко можно встретить термин «композиционно-графическая модель». Однако методологически правильно начинать процесс моделирования с создания содержательной модели издания. Лишь на ее основе можно без серьезных просчетов разработать и композиционную, и графическую модели издания.
Моделирование – эффективный метод управления редакционным коллективом. Однако опыт, накопленный в ходе его применения многими редакциями, показал, что ожидаемый управленческий эффект он может дать лишь при правильной оценке его возможностей.
Дело в том, что слишком жесткая модель издания – сетевой график, покрывающий полностью всю площадь номера, иногда неожиданно приводит к снижению уровня творческой деятельности журналистов. До введения такого графика в редакционном секретариате обычно идет «конкурс» сданных в номер материалов. Секретариат отбирает лучшие из них, возвращая остальные на доработку. После введения жесткого графика творческий конкурс может постепенно сойти на нет. Каждый отдел редакции получает в номере «гарантированное» ему графиком место – для рубрик, за которые он отвечает. Это создает для иных журналистов возможность, при слабом контроле, снижать интенсивность своей работы.
Другое нежелательное следствие введения жесткого графика связано с необходимостью публикации в номере незапланированных актуальных, сенсационных материалов, неожиданно поступивших в редакцию. В этом случае приходится переверстывать номер, освобождая место для новых текстов и иллюстраций. Часть материалов и рубрик, предусмотренных графиком, изымаются из номера и направляются в «загон», где дожидаются возможности для их публикации. За это время некоторые из них теряют свою актуальность и идут «в корзину».
Для того чтобы избежать этих нежелательных эффектов, целесообразно уменьшить жесткость модели издания. Оптимальные результаты сетевой график дает, если он покрывает не более 60–70% площади газетного номера. Остальная его часть используется или для публикации оперативной информации, неожиданно поступившей в редакцию, или для организации «конкурса» незапланированных материалов.
Долговременная модель периодического издания ежегодно оптимизируется – в нее вносятся некоторые изменения, добавления, но «ядро» ее остается неизменным. На этой основе создают годовые модели, которые затем конкретизируют в моделях номеров газеты, выходящих в разные дни недели или разные месяцы. Модель номера представляет собой описание его содержания, структуры, композиции и внешней формы. В редакции городской газеты «Северный рабочий» (г. Северодвинск Архангельской области) успешно использовали стандартные бланки – модели номера каждого дня недели. В этих моделях учли различия номеров рабочих дней и номера выходного дня, выпускаемого в конце недели и предназначаемого для чтения в субботу и воскресенье.
Значение моделирования работы редакционного коллектива и периодического издания особенно возрастает в связи с использованием электроники в процессе подготовки и выпуска газеты. Без использования моделей, заложенных в память редакционных компьютеров, выпуск периодического издания невозможен.
- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки