logo
Гуревич

Глава 1. Как возникла газета

Глава 2. Социальный статус газеты

Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты

Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты

Глава 5. Типологические особенности газеты

Часть II. Редакция газеты

Глава 6. Особенности журналистского труда

Глава 7. Редакционный коллектив

Глава 8. Ролевая структура редакции

Глава 9. Творческая часть редакции

Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции

Глава 11. Управление редакционным коллективом

Глава 12. Функционирование редакционного коллектива

Глава 13. Работа редакции с читателями

Глава 14. Работа с редакционной почтой

Глава 15. Формы организации редакционной деятельности

Часть III. Номер газеты

Глава 16. Имидж газеты и ее номер

Глава 17. Структура номера

Глава 18. Жанровая система номера

Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования

Глава 20. Заголовки в номере

Часть IV. Выпуск номера

Глава 21. Подготовка журналистской информации

Глава 22. Формирование номера, организация его материалов

Глава 23. Выпуск номера

Глава 24. Приложение к газете

Глава 25. Распространение газеты

Заключение. Будущее газеты Литература ко всем разделам

Глава 1. Как возникла газета

ЦЕЛИ – Ознакомившись с этой главой, вы узнаете:

• каковы причины возникновения газеты как средства распространения информации;

• каковы предпосылки появления печатной газеты;

• где и когда появились первые газеты в Европе и России;

• каковы основные этапы истории возникновения и развития газеты.

История газеты, ее возникновение и развитие тесно связаны с историей мировых цивилизаций. Прежде всего – европейской цивилизации. Путь, пройденный газетой от ее зарождения до наших дней, можно условно разделить на несколько этапов. Первый из них охватывает период так называемой пражурналистики – с I в. до н.э. Под ней понимают возникновение первичных способов, средств, методов, а затем и систем передачи и распространения информации.

В основе всего лежала потребность людей в информации – о том, что их окружало, с чем они встречались. Эта информация открывала им возможности для общения и для обеспечения их жизни. Потребность в ней усиливалась с развитием общества, с возникновением государства.

Возникновение государственности – первое условие появления первичных форм и методов передачи информации. Правители нуждались в передаче подчиненным управленческой информации – в форме указов, приказов, постановлений и тому подобных посланий. Сначала эта информация передавалась в фиксированной устной форме, ее заучивали гонцы и послы, глашатаи провозглашали ее на городских площадях и в собраниях граждан. Затем эту информацию стали фиксировать в письменной форме. Возникновение письменности было вторым условием зарождения первичных форм передачи информации.

Одновременно шел процесс формирования аудитории – получателей информации. Он развивался на двух направлениях, которые подчас переплетались. Одно из них – пользователи управленческой, политической информации: чиновники, подданные, граждане государства – те, кем управляли. Другое направление – получатели экономической информации: купцы, торговцы, ремесленники, менялы – те, кому нужна была информация о производстве и наличии на рынках разных товаров, их ценах, котировке денег, прибытии в порты кораблей с товарами и т.п.

С расширением географических открытий, изобретением и распространением новых технических средств производства различных товаров, возникновением международного рынка, с зарождением в развитых европейских странах буржуазии усилилась и потребность в более надежных средствах доставки и получения регулярной информации, связанной со всеми сторонами жизни общества. Примерно в XIV в., с начала Возрождения в Европе, начался и второй этап появления предпосылок появления первых газет. Он продолжался до XVII в.

Важнейшей из этих предпосылок было распространение грамотности. Неграмотный человек мог получать информацию только в устной форме – рассказов, слухов, пересказов содержания документов и т.п. Возрастание количества университетов, куда стремились поступить молодые люди, открытие множества школ приводили к появлению грамотной аудитории, способной получать письменную информацию. Однако этому в течение длительного времени препятствовало отсутствие материала, на котором можно было бы фиксировать, размножать и сохранять эту информацию. Правда, в древнем Египте нашли способ обработки папируса. Египетские фараоны и жрецы направляли свои написанные иероглифами послания на папирусе, но размножать их было невозможно. В Древнем Риме с I в. до н.э. для всеобщего прочтения выставляли Akta Senatus и Akta diurna populi сводки новостей на досках, покрытых гипсом. Их копии на папирусе направляли чиновникам, отвечавшим за управление римскими провинциями. В средние века в монастырях писали и переписывали книги, в том числе летописи, на пергаменте – обработанной коже животных, но это было очень дорого и не годилось для распространения новостей. В Китае в VII в. открыли способ приготовления хлопковой бумаги, но до Европы он дошел лишь в IX в. – в Италию и в XIII в. – во Францию. Лишь в XIII–XIV вв. здесь начали изготавливать бумагу, перерабатывая тряпье. Наконец был получен дешевый материал для фиксации и распространения письменной информации. Не хватало лишь технического средства ее размножения. Оно появилось в Европе с изобретением в середине XV в. Гутенбергом печатного станка с передвижными литерами. Это знаменовало начало так называемой эры Гутенберга, продолжавшейся почти пять столетий. Возникли условия для появления первых газет. Однако этому мешало отсутствие организации их быстрого и регулярного распространения из места, где находились редакции и типографии, в другие населенные пункты. Это препятствие было устранено лишь с появлением в Европе почты – как государственной, так и частной, коммерческой. Потребители газетной информации приобрели возможность получать ее быстро и систематично.

Появление в начале XVII в. в Европе первых настоящих газет знаменует собой начало третьего этапа истории этого печатного периодического издания. До сих пор в разных странах спорят, где появилась первая печатная газета. Но известно, что в 1609 г. в Германии стали издавать «Avisso Relation, oder Zeitung», в 1622 г. в Англии появилась еженедельная газета «Weekly News», а еще через десяток лет – в 1631 г. во Франции – «La Gasette».

В России уже в XVII в. при царском дворе регулярно выпускали бумажные рукописные «Куранты», иногда носившие другие названия – «Вестовые письма», «Столбцы» – своеобразная прагазета, с которой знакомились царь и его придворные. В декабре 1702 г. Петр I подписал указ об издании в России типографским способом первой настоящей печатной газеты. В конце 1702 г. – начале 1703 г. вышли в свет ее первые номера под названием «Ведомости». Через три века, в 2003 г. в России широко отметили создание первой отечественной газеты.

С усилением буржуазии и формированием капиталистического общества газета и содержащаяся в ней информация стала товаром. Возникает и развивается рынок печатных периодических изданий, важную часть которого составляют газеты. Ускоряющийся процесс разделения труда приводит к возникновению новых профессий, связанных с подготовкой, выпуском и распространением газеты. Появляются профессиональные журналисты, специализирующиеся на руководстве редакциями и на подготовке текстов и иллюстраций на разных тематических направлениях. Но еще до выпуска печатных газет в средневековой Европе появились специалисты, которые зарабатывали написанием и продажей желающим разнообразной информации. В Венеции даже возник цех scrittori d’avviso писателей новостей. Считают, что и само наименование печатного издания – газета – связано с названием мелкой монеты – gazzetta, которую платили в Венеции за прочтение сводки новостей, подготовленной таким специалистом.

Четвертый этап истории газеты связан с расцветом журналистики в капиталистическом обществе, с охватом в XIX и XX вв. всего мира массовыми печатными периодическими изданиями. Для этого этапа характерны дифференциация газет, их все более дробное разделение на различные типы – по идеологическому, политическому, социальному, национальному, профессиональному и другим основаниям, все более высокий уровень профессионализации работы редакции, подготовки и выпуска издания. И коммерциализация газеты, ее нацеленность на получение доходов и прибыли.

Последний, пятый этап развития газеты начался во второй половине XX в. Его определяют возникновение новых средств массовой информации, появление новых технологий – компьютеров, Интернета и других, перспектива рождения мультимедиа, сочетающих признаки и возможности разных СМИ. Это знаменует завершение эры Гутенберга и начало нового направления развития газеты.