Основные направления функционирования
Системность, ритмичность и цикличность определяют характер функционирования редакционного коллектива. Сама же его деятельность сосредоточена на нескольких важнейших направлениях: сбор, переработка, хранение и использование информации, подготовка и выпуск номера периодического издания, формирование актива и работа с внередакционными авторами, организационно-массовая работа, работа с редакционной почтой. Все эти направления образуют в рамках редакции систему различных видов журналистской деятельности. Ее элементы взаимосвязаны, взаимообусловлены. На каждом направлении работники редакции стремятся к достижению определенных целей. В целом же, как единый коллектив, они выполняют общую задачу – выпуск периодического издания.
Место и роль каждого из этих направлений определяются типом периодического издания, спецификой его целевой аудитории, особенностями коллектива, который его выпускает, и задачами, поставленными перед ним его руководителями.
Сбор, переработка, хранение и использование информации
Без определенного объема социальной информации невозможен выпуск печатного периодического издания. Ее запасы в редакции должны непрерывно пополняться – ведь ее непрерывно используют журналисты в процессе подготовки и выпуска газеты.
Сбор информации работниками редакции производится с самыми разными целями. Она необходима журналистам для их повседневной работы – подготовки заметок, статей, корреспонденции и других материалов, которые должны быть опубликованы в очередном номере издания. Эта информация – основа материалов, которые составляют запас отдела или секретариата редакции и могут быть опубликованы в одном из следующих номеров. Без постоянного притока информации о выполнении редакционных планов и отдельных заданий, о редакционной почте – её объеме и характере, о «географии» публикаций, о работе всех подразделений коллектива и каждого журналиста – руководители редакции не в состоянии управлять коллективом, принимать решения, ставить очередные задачи перед своими подчиненными. Возможность в любой момент получить новую информацию – предпосылка обеспечения правдивости публикаций журналистами и сотрудниками соответствующих редакционных служб. Лишь информация о том, как восприняты выступления периодического издания его аудиторией – отдельными лицами и коллективами, руководителями государственных органов, общественных организаций, фирм и предприятий дает журналистам данные, необходимые для самоанализа и самоконтроля. Информация требуется всем работникам редакции для правильной ориентации в конкретной обстановке – в сегодняшней политической и экономической ситуации, для знания общественного мнения, интересов и запросов читателей. Особое значение получает информация о положении газеты на информационном рынке, о ее конкурентоспособности, состоянии экономической базы – от этого во многом зависит ее существование.
Чтобы собрать информацию, достаточную для работы редакционного коллектива, требуется использовать все ее источники. Условно можно разделить их на две части. В первую входят те, которые находятся вне редакционного коллектива, во вторую – источники, имеющиеся в самой редакции. Правильное понимание значения и роли каждого из них важно не только для руководителей редакции, но и для ее журналистов.
Источником официальной информации являются государственные органы – Президент РФ и его администрация, правительство страны, ее парламент – Государственная Дума и Совет Федерации, органы судебной власти – Конституционный и Верховный суд. Эту информацию редакции могут получить от пресс-секретарей и пресс-атташе соответствующих органов или их руководителей в виде документов – новых законов или законопроектов, указов или решений, на пресс-конференциях и релизах, в пресс-службах соответствующих органов. Ее доставляют в редакцию и журналисты, аккредитованные при различных органах и организациях, берущие интервью у политических деятелей.
К этой информации присоединяются также данные, которые распространяют государственные информационные агентства ИТАР-ТАСС и РИА-Новости и крупнейшие коммерческие агентства – Интерфакс и др. В редакциях разного типа и уровня такая информация играет разную роль. Для местных, региональных газет они становятся основным источником информации о событиях, происходящих в других районах нашей страны и за ее рубежами. В редакциях общенациональных изданий материалы информационных агентств дополняют информацию, полученную из других источников. Однако для специализированных изданий, например деловых или спортивных газет, важнейшее значение имеют материалы агентств, специализирующихся на сообщении соответствующей деловой, финансовой или спортивной информации.
Разнообразную информацию дает редакции её актив – информаторы, нештатные, общественные корреспонденты. И не следует недооценивать их роль, особенно для небольшой местной газеты: подчас они являются участниками или свидетелями многих важных событий, о которых сообщают в редакцию.
Важный источник информации для редакции – ее собственные штатные корреспонденты, работающие вдали от газеты. Они регулярно передают сообщения о событиях, происходящих в регионах, которые обслуживают, о ситуациях, возникающих в разных отраслях местной экономики. Особенно велико значение этого источника информации в крупных редакциях, имеющих разветвленную собкоровскую сеть. Сообщения собственных корреспондентов занимают значительное место в каждом номере «Известий», «Труда» и других крупнейших газет. А для ИТАР-ТАСС, Интерфакса и других информационных агентств собственные корреспонденты – тот источник информации, без которого их деятельность становится невозможной.
Среди источников информации, находящихся в самой редакции, определенную роль играет почта, приходящая в газету в самых разных формах – бумажных или электронных посланий, телефонных звонков. Это средство обратной связи приносит в редакцию ценнейшую информацию о реакции читателей на выступления периодического издания, отклики, предложения, сообщения о различных событиях и др. Эти письма содержат данные, по которым можно судить об интересах целевой аудитории издания, ее ожиданиях, запросах и т.д. Чем больше редакционная почта, тем разнообразнее содержащаяся в ней информация, тем более глубокие выводы можно сделать в результате ее анализа.
Большую и самую ценную часть информации, необходимой для деятельности редакции, дают сами ее журналисты. В процессе непрерывного общения с читателями, сотрудниками различных государственных органов, общественных организаций, с героями своих будущих произведений и коллегами – работниками пресс-служб, журналистами других периодических изданий они получают различные сведения и данные о событиях и процессах, происходящих в разных сферах жизни общества. Изучение документов, беседы со специалистами – все это дает журналистам новую информацию, которую они сами могут использовать в своей профессиональной деятельности и вложить в редакционный массив информации. Понимая значение этой информации, руководителям редакции следует позаботиться о том, чтобы сведения, полученные отдельными ее сотрудниками, стали общим достоянием, чтобы ими могли пользоваться и их коллеги. Это ставит перед главным редактором газеты задачу создания редакционного банка данных.
Понятно, что в редакциях, выпускающих разные периодические издания, указанные источники информации играют неодинаковую роль. Поэтому в каждой редакции полезно определить свою систему источников информации, важной для выпуска данного периодического издания, и соответствующую этой системе организацию работы коллектива.
Значительная часть информации, поступающей в редакцию, сразу же подвергается переработке журналистами и используется в очередном номере газеты. Цель этой переработки, в результате которой в газете публикуют журналистскую информацию: обеспечение оперативности ее поступления к потребителям, облегчение ее восприятия и использования читателями. Однако остальная часть информации, поступившей в редакцию из разных источников, остается и хранится неопределенное время – до сохранения ее актуальности и возможности ее использования в каком-либо номере издания или же в процессе подготовки каким-либо сотрудником редакции своего материала.
Эта информация может храниться в редакционном банке данных или в электронном «портфеле» секретариата, творческого отдела, журналиста, ведущего в газете какую-либо тематическую рубрику. Работа с нею облегчается с формированием различных электронных файлов-досье. Полезно периодически проводить оценку актуальности информации, хранящейся в этих запасниках, сбрасывать ту ее часть, которая потеряла перспективу ее использования, и освобождать место для новой, более ценной информации.
В редакции хранят не только текстовую, но и визуальную информацию. Для этого в отделе иллюстраций создают фототеку. В редакции небольшой местной газеты, где такого отдела нет, ее организуют при секретариате. Ее ведет единственный штатный фотокорреспондент газеты под контролем ответственного секретаря. Здесь хранятся фотоснимки и фотопленки, собранные в течение ряда лет.
Материалы обычно находятся в конвертах и папках и должны быть, как в досье, систематизированы на тематической, региональной и хронологической основе. Нередко фототеку разбивают на части в соответствии с жанром фотоснимков: портретные снимки, репортажные, фотоочерки, фотообвинения и др. Неотъемлемую часть фототеки, как и досье, составляют персоналии – снимки, отображающие жизнь и деятельность различных лиц: политиков, артистов, спортсменов и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки