Формирование номера
Подготовленные для публикации материалы (тексты и иллюстрации) составляют запас – тот массив журналистской информации, который используется для формирования очередного номера печатного периодического издания в секретариате редакции.
Каждый раз перед его сотрудниками встает сложная задача, решая которую, они стремятся выполнить требования, как бы противоречащие друг другу. С одной стороны, они должны создать номер, нацеленный на главные задачи дня, на важнейшие проблемы, имеющие значение для всей аудитории газеты. С другой – им необходимо обеспечить разносторонность, разнообразие содержания материалов, предназначенных для различных частей, групп этой аудитории. Включить в номер мелкую оперативную новостную информацию о фактах и событиях, происшедших в самое последнее время или еще не завершившихся, но сочетать их с крупными аналитическими и проблемными выступлениями, анализирующими и обобщающими факты, связанные с долговременными явлениями и процессами в самых разных сферах жизни общества. Найти место в одном номере для критических публикаций и материалов, рассказывающих об успехах и достижениях. Добиться предельного жанрового разнообразия номера, разнообразия форм подачи его материалов, их «географии». Обеспечить широкий состав авторов номера – штатных и нештатных журналистов, внередакционных авторов – общественных корреспондентов, активных читателей, руководителей и рядовых представителей различных социальных групп. Особые, не менее сложные задачи встают перед сотрудниками секретариата при формировании специальных номеров – тематических, целевых и др.
Чтобы удовлетворить все эти столь разноречивые требования, исходят из модели издания, плана данного конкретного номера и его структуры.
На структуру – построение – номера влияет ряд факторов. Кроме модели издания и плана номера, тип издания, формат номера и его объем. Понятно, что в общественно-политической газете вперед, на первые ее полосы выдвигаются публикации, связанные с политической ситуацией в стране и регионе распространения издания. Затем определяют очередность публикации материалов, посвященных другим сторонам жизни общества – его экономике, культуре и где-то в конце – спорту. Но если речь идет о спортивной газете, в ней формируется иная структура материалов, иная очередность их публикации. Вперед выдвигаются тексты и иллюстрации, связанные со спортивными событиями, и лишь затем размещаются тексты и иллюстрации, посвященные другим сторонам жизни общества, в наименьшей степени – политике и экономике.
На формирование системы публикаций номера также влияют его формат и объем – количество страниц. В крупноформатном издании можно увеличить количество проблемных материалов – статей, обозрений, очерков, требующих для публикации большей площади. С увеличением количества страниц в газете, выходящей даже в малом формате, открывается возможность более строгой организации ее материалов, их членения на тематические разделы. Крупноформатные газеты «Известия», «Литературная газета» и другие, в номере которых 16 страниц, организуют его структуру, разбивая его на две тематических тетради.
Решая задачи, возникающие перед ними в процессе подготовки очередного номера, журналисты начинают организацию его материалов. Её цель – облегчить читателям восприятие номера, помочь сориентироваться в его содержании, быстрее найти то, что интересует каждого из них, привлечь внимание к важнейшей информации, которая содержится в публикациях. Организовать материалы номера – значит руководить вниманием читателя. Таким образом, организация материалов выступает как фактор повышения эффективности издания, усиления его воздействия на аудиторию. Цели организации материалов определяют её основы – методы, приемы и формы.
Главные методы организации материалов номера – их систематизация, концентрация и выделение. Под систематизацией мы понимаем разделение всей массы материалов, отобранных для номера, на несколько частей. В каждой из них сосредоточиваются тексты и иллюстрации, объединяемые по какому-то общему признаку – теме, региону, времени описываемых событий, источнику информации, жанру публикаций, аудитории, которой они предназначены, и др. В результате они становятся организованной системой публикаций. Каждый из ее элементов-частей может представлять собой крупный тематический блок – раздел выпуска или же объединять несколько разделов.
Далее наступает очередь концентрации материалов. Она заключается в их группировке и размещении: в одном разделе, рубрике номера, на одном месте, скажем, на одной полосе газеты. В результате публикации, близкие по теме или по времени события, не разбрасываются по страницам номера, их частям, а сосредоточиваются на одной странице или даже на одной ее части. При постоянстве композиции номера – размещении его материалов – за таким их объединением под постоянной рубрикой закрепляется постоянное место. Это имеет немалое значение для читателей, облегчает поиски интересующей их информации, экономит время. Например, любитель спорта не будет просматривать все страницы номера в поисках спортивных публикаций, а сразу раскроет известную ему страницу, где всегда под привычными для него рубриками размещают спортивные новости.
В каждой из таких групп публикаций производится дальнейшая их организация – выделение по значению, важности информации. Устанавливают основные, главные тексты, например, проблемные статьи, корреспонденции, очерки и иллюстрации. Их дополняют другими материалами, освещающими различные стороны проблемы, сообщающими подробности и детали события. Важнейшие по значению, самые актуальные разделы номера выделяют – выносят на первую страницу, разверстывают на самых выгодных местах полосы, заключают в рамку и т.д. Те же средства выделения применяют и по отношению к материалам каждого раздела. Важнейшие из них выносят вперед, набирают на нестандартный формат, дают крупные броские заголовки и т.д.
В конечном счете все методы организации материалов выявляются при использовании приемов объединения и выделения. Заметим, что выделение публикаций нередко достигается путем их контраста, противопоставления, а также с помощью различных полиграфических средств – набором текстов разными шрифтами и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки